Жизнь... поколения... память...

Магда Кешишева
   Проходят годы, десятки лет, пройдут и сотни лет, но Великий День Победы навечно останется самым святым праздником для всех, кто знает, как страшна война, какой ценой завоёвывается мирная жизнь.
   Только что страна отметил 73 годовщину победоносного окончания войны над гитлеровской Германией. Седые ветераны - мальчишки сороковых, шагнувшие со школьного порога в пекло войны - не устают вспоминать пережитое и боевых товарищей, сложивших головы на полях войны...

   Рассказы ветеранов - отличная школа для молодёжи: надо знать, помнить, изучать историю страны, гордиться ею и передавать её будущим поколениям.
   Сегодняшние школьники с интересом читают книги, рассказывающие о тех памятных годах. Сперва это - "Сын полка" В. Катаева, "Повесть о Зое и Шуре" Л.Космодьемь янской, затем - "Молодая гвардия" А.Фадеева, "А зори здесь тихие" Б.Васильева, "Горячий снег" Ю. Бондарева, "Они сражались за Родину" М.Шолохова, "Буря" И.Эрен- бурга, "Солдатами не рождаются" К.Симонова, "Дети Арбата" А.Рыбакова... А сколько их, поэтов, участников войны, оставивших великие стихи - памятники о войне! Сколько прекрасных фильмов всё новые и новые поколения смотрят, не переставая удивляться и гордиться отвагой и самоотверженностью солдат и офицеров страшнейшей из войн!

   Война, однако, живёт не только в произведениях искусства, названиях парков, улиц, городов, но и в именах, которые давали детям, рождённым в лихие годы.
   Недавно познакомилась я с пожилой седовласой женщиной. Милая,  улыбчивая, она  приветливо смотрела, слегка прищурясь, сквозь стёкла очков. Мы встретились в парке, где я обычно прогуливаюсь по утрам.
 - Простите, вы позволите погулять с вами, одной как - то неуютно? - обратилась ко мне женщина.
 - Конечно. Вдвоём веселее.
 - Вы смотрели парад на Красной площади?
 - Смотрела, и даже прослезилась... Очень красиво... трогательно...
 - Да, я тоже каждый раз смотрю, радуюсь, горжусь... А, когда идёт "Бессмертный полк", у меня по щекам невольно льются слёзы...
 - Я тоже всегда плачу... не могу сказать, почему... Возраст, наверное...
 - Не только возраст.
 - Да, вы правы. Есть фильмы, которые я видела много раз, но всегда,в определённом месте, плачу:"Баллада о солдате", например, или "Журавушка".
 - Я очень люблю фильм "Отец солдата", но его почему - то уже несколько лет не показывают. Жаль... Интересно, почему? "Семнадцать мгновений весны" и "Офицеры" показывают"...
 - Я думаю, что не показывают его после того, как отношения России и Грузии испортились. Но это неверно! Воевала и победила вся страна: не только русские победили в той войне, но и все народы СССР. И этот фильм ещё раз подчёркивает силу духа народов, защищающих свою землю, свой дом. Молодцы грузины! Замечатель-
ный фильм сняли!
 - А вы случайно не из Грузии?
 - Вы угадали, я из Тбилиси.
 - Простите, как ваше имя?
 - Ната моё имя, а ваше?
   Женщина засмущалась и с улыбкой ответила:
 - Мой папа был главным инженером на крупном заводе и имел бронь, но, когда началась война, он добровольно ушёл на фронт, оставив маму с двумя детьми и родителей. Тяжёлое было время... Но... надо было жить, поднимать детей, самим не сломаться. Папа писал письма, старался нас поддержать, верить, что скоро война кончится, он вернётся и жизнь наладиться...
 - Ваш отец вернулся?
 - Нет, он погиб осенью 42... Но мама сказала бабушке и дедушке, что он без вести пропал: не хотела убивать надежду... Так они и жили, до конца дней надеясь на чудо. Но чудо не могло произойти...

   Женщина замолчала. Мне не хотелось мешать: я видела, что сейчас моя новая знакомая мысленно ушла в те далёкие времена. Неожиданно она продолжила:
 - Простите меня, вспомнилось... Моя мама, которой тогда было 26 лет, работала учительницей в школе. Школы в те годы работали в три смены. Мама поздно приходила домой, потом ещё тетради проверяла... Меня и брата воспитывали бабушка с дедушкой.Тепло, ласку, заботу, внимание, первые сказки, колыбельные - всё это мы получили от бабушки с дедушкой... А моя мама и работала, и соседям стирала и убирала, чтобы мы как - то жили. Она - молодая и красивая - о себе не думала, только бы мы были сыты и здоровы...

 - Она так и осталась одна, больше не вышла замуж?
 - Да... она осталась одна... Даже бабушка говорила ей, уже после войны, чтобы она вышла замуж, чтобы легче было жить. Но мама  считала это предательством памяти отца.
 - Да, другое было поколение, другое воспитание, моральные принципы.
 - Вы спросили моё имя, а я так далеко ушла. Дело в том, что я немного стесняюсь своего имени. Вернее, не стесняюсь, а, произнося его, всегда читаю вопрос во взгляде собеседника. Давайте присядем, вы не устали?
 - Присядем, конечно.
 - Я родилась 22 июня 41 года в 7 часов утра, то есть в день и почти час начала войны, и папа назвал меня Размуи. Вот и вы удивились. Это и понятно - нет такого женского имени, есть мужское - Размик.
 - То есть - воин. А вы, получается - Воительница. Необычно, но красиво!
 - Спасибо. Но меня все называют Размик. Получается, что я ношу мужское имя, - засмеялась женщина. - Знаете, когда я получала свой первый паспорт, мама  спросила, не хочу ли я поменять имя, но я отказалась: так назвал меня папа. Когда у меня родилась дочка, я её назвала в честь свекрови - Антарам, Неувядающая. И, когда она тоже получала паспорт, я задала ей вопрос, который задавала мне моя мама. Я сказала, что, мол, её подружки - Карины, Марины, Елены, а у неё такое старинное имя. И знаете, мне было так приятно услышать: - "Мама, это - имя любимой бабули, оно мне очень нравится, и я ничего не буду менять".
   Моя свекровь прожила долгую жизнь, и никогда ни на что не жаловалась. Столько тепла и доброты она дала не только нам, но и всем, кто её окружал ... Светлая ей память!
 - У меня тоже была редкая свекровь: мудрая, очень тактичная, и мастерица на все руки. Я очень многому от неё научилась. Моя свекровь, немало пережившая, прожила 103 года. Наверное, потому, что всегда много работала, всем помогала, никому не завидовала и много любила, - сказала я.
 - Моя свекровь, когда отмечали её 85-летие, сказала внукам: - "Я так долго живу, потому что ваша мама меня всегда любила, уважала и не обделяла вниманием. Мои дорогие, помните, что только от вас зависит, сколько лет проживёт ваша мама.
 - Да, хорошее было поколение ... Война, холод, голод, потери, изнуряющая работа.
И смогли всё: детей на ноги поставили,  своей чести не уронили...
 - Не будем гневить Бога: посмотрите, как достойно вела себя молодёжь все эти дни, требуя отставки премьер - министра. И ведь добились желаемого! Остаётся пожелать Пашиняну здоровья, сил и улачи, чтобы  изменить жизнь народа. Ведь армяне умеют и любят работать.
 - Поживём, увидим...