Глава 1. 1. Законы мироустройства в древности

Татьяна Хлебцевич
Открывает страницу фотография расписной деревянной статуи, найденной в запасниках Египетского музея в Каире в мае 2004 года. Изображение исторической личности, явно причастной к наследию Гермеса Трисмегиста, дошедшее нетленным сквозь тысячелетия. Эксперты пришли к однозначному мнению, что она изображает верховного жреца Гелиополя Имхотепа, великого визиря фараона Джосера, впоследствии обожествлённого египтянами под именем Бога мудрости Тота, и известного в древней Элладе, как Гермес Трисмегист Египетский.

Содержание главы:

1.1.1 Историческое наследие Гермеса Трисмегиста
1.1.2. Древний философ - бог или человек?
1.1.3. Алфавит и письменность египтян
1.1.4. Герметизм высший и низший
1.1.5. Что известно об «Изумрудной скрижали»
1.1.6. Бог Тот для египтян
1.1.7. Один мудрец или целая династия?

Мудр был Соломон, говоря, что нет ничего нового под Солнцем, и всё, что существует, уже было в старые времена, задолго до нас. Этот афоризм можно применить и к Мирозданию, а также к принципам его мироустройства – законам, по каким оно возникло, развивалось, существует сейчас и будет существовать вечно. И поскольку Мироздание относится к вечным категориям, то нет ничего удивительного в том, что законы его устройства всегда были неизменными. Как и то, что они давно интересовали людей. И эти сокровенные знания на протяжении всей истории человечества давались Богом через пророков и мудрецов. А библейский царь Соломон, обладавший божественной искрой, тоже их постигал из более древних источников.

Во всяком случае, существуют предположения, что Соломон обладал, если не подлинной «Изумрудной скрижалью», найденной в могиле её автора – египетского философа Гермеса Трисмегиста, то сделанной с неё копией. Или слепком с надписи, высеченной на пластине изумруда.

Считается, что в конце своей жизни Соломон велел сделать для скрижали золотой ковчег и в нём надёжно её спрятать. И спрятал. До нас дошёл только текст её в переводе с древнегреческого языка.

А единственный артефакт и доказательство существования Тота – Гермеса находится в Берлинском музее, где хранятся древние папирусы, в которых описано, как фараон Хуфу (Хеопс) разыскивал «ковчег мудрости Тота». Не этот ли самый ковчег Соломона?

Правда, в Яндексе по запросу в поисковой строке о философе Гермесе Трисмегисте высветилось 32 миллиона результатов поиска, и выбрать единственно верный ответ из такого количества мнений и упоминаний – действительно сложно. Даже на прочтение их всех может не хватить жизни. Поэтому, готовясь к написанию этой главы, я старательно прочла около трёх десятков интернет страниц, цитаты из которых привожу, чтобы вы тоже были в теме.


1.1.1. Историческое наследие Гермеса Трисмегиста


Подлинник скрижали исчез. Но и текст с изумрудной пластины не дошёл бы до наших дней, если бы не было людей, дороживших этим знанием, сделавших копии с текста скрижали, и тем самым сохранивших его вместе с философским учением герметистов, названным по имени его основоположника Гермеса Трисмегиста Египетского. И этот текст, как памятник древнеегипетской теософии, по-прежнему является одним из ярких и значительных свидетельств божественного промысла. Ведь у древних египтян это имя было накрепко связано с Богом Мудрости, письма и счёта по имени Тот.

По разным упоминаниям более поздних философов и учёных количество трактатов, оставленных Гермесом Трисмегистом, равняется сорока двум или тридцати шести, а некоторые источники приводят цифру в 30 тысяч книг Гермеса.
Видимо, это суммарное количество книг, вместе с копиями и переводами трудов Гермеса-Тота.

Из исторических свидетельств в труде «The Stromateis» у Климента Александрийского описано сорок две книги Гермеса, которые несли жрецы, принимавшие участие в религиозных процессиях. По его словам, одна из книг содержит гимны богам, а другая — распорядок жизни царя. В четырёх книгах повествовалось о неподвижных звёздах, солнце и луне, соединениях и восходах небесных тел. Он упоминает о десяти книгах гимнов богам и ещё десяти под названием «Священнодействие», представлявших собой свод законов, и шести книгах, посвящённых медицине.

Правда, подлинников рукописей не сохранилось. И очень странно, что все эти труды, существовавшие в первые века христианской эры, исчезли бесследно, и не осталось ни одной копии на древнеегипетском языке.

Можно предположить, что книги тщательно оберегались жрецами, как сакральные. А впоследствии, когда религия пришла в упадок, были уничтожены или спрятаны, чтобы они не попали в руки недостойных или несведущих людей.

Общераспространённая версия говорит о том, что трактаты Гермеса были утрачены во время пожара в Александрийской библиотеке во времена царствования Клеопатры.
---------------
СПРАВКА

«Клеопа;тра VII Филопа;тор (др.-греч. ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; 69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).»
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
---------------
 
Библиотека в Александрии в 47 году до нашей эры сгорела тогда не полностью. Это было только
«…первое разграбление Александрийской библиотеки, которое учинил Юлий Цезарь. Правда, по некоторым источникам в то время там хранилась полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящён во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».
Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота…».
Конец цитаты.
Источник:
http://www.liveinternet.ru/users/bolivarsm/post362595335

И ещё большой вопрос, были ли там подлинники рукописей Гермеса-Тота? Общеизвестен факт, что Александрию основал Александр Македонский, ведь город назван в его честь. И произошло это в 332 году до нашей эры. И примерно в то же время он посетил пещеру с захоронением Гермеса Трисмегиста, где была найдена Изумрудная скрижаль Тота. А пожар случился на 285 лет позже. Вряд ли до Манефона могли дойти рукописи Гермеса Трисмегиста, а не списки. Временем основания Александрийской библиотеки считается 297 год до нашей эры при Птолемее I, когда он уговорил поселиться в Александрии Деметрия Фалерского. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку.
Цитата:

«…Первоначальные принципы формирования книжного фонда также были разработаны Деметрием Фалерским. Из «Письма Аристея» известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача собрать, по возможности, все книги мира. Однако, в пору, когда ещё не существовало каталогов литературных произведений и отсутствовало само понимание мировой литературы как единого процесса, определять конкретные приоритеты мог только библиотекарь, опирающийся на собственные знания и кругозор. В этом смысле фигура Деметрия Фалерского была уникальна... Деметрий естественным для него образом выделил следующие направления формирования книжного фонда новой библиотеки:

1. Поэзия, прежде всего эпическая, прежде всего Гомер;

2. Трагедия и комедия, прежде всего – древняя: Эсхил, Софокл, Еврипид;

3. История, право, ораторское искусство;

4. Философия, которая включала в себя не только философские сочинения в современном понимании – но и труды по всем известным отраслям науки: физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и т.д. и т.п. … Именно поэтому уже в первое десятилетие существование Библиотеки в Александрии был переведён на греческий Закон иудеев, который стал, по-видимому, первой книгой, переведённой на язык иного народа. Приблизительно в те же годы советник Птолемея Сотера египетский жрец Манефон пишет по-гречески «Историю Египта».

Совершенно определённо «Письмо Аристея» говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или (видимо, в случаях недостижения согласия в этом вопросе) сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях (вероятно для особо ценных свитков) владельцу книги возвращалась её копия – тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки. По видимому, доля книг, которые попадали в фонды библиотеки с кораблей была достаточно велика – поскольку книги такого происхождения именовались в дальнейшем книгами «корабельной библиотеки»… Впрочем, в некоторых случаях убытки приходилось нести и Библиотеке – поскольку со временем участились случаи приобретения достаточно искусных подделок древних книг, и Библиотека вынуждена была держать дополнительный штат сотрудников, занимавшихся определением подлинности того или иного свитка… сама технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста…И это была не просто библиотека. Во времена своего расцвета она представляла собой скорее академию: здесь жили и работали величайшие учёные того времени, которые занимались как исследованиями, так и преподаванием, передачей своих знаний ученикам. В разное время здесь трудились Архимед, Евклид, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей, Каллимах Киренский. Здесь была написана и хранилась Полная История Мира в трёх томах… »
Конец цитаты
Источник: http://masterok.livejournal.com/2620827.html

Но там писцами создавалось и множество копий (списков) и переводов с разных книг, вероятно и с книги Тота, сделанных до пожара и увезённых их обладателями в разные страны.

До нас дошли немногие такие списки, переведённые на латинский, греческий и древне-сирийский языки, с конкретным указанием имени автора. В большинстве случаев это уже копии не с оригинала, а с копий более позднего времени. А поскольку книгопечатания тогда ещё не существовало, то разночтения между трактатами с одним и тем же названием – неизбежны. При переписке вручную невозможно исключить человеческий фактор, когда писец трудные места в тексте воспроизводил по своему разумению. Не обошлось и без неточностей перевода с древнеегипетского на другие языки средиземноморского региона.

Возможно, сохранением своих рукописей от несведущих людей был озабочен и сам Гермес. В одном из переводов «Асклепия» есть фрагмент текста якобы от самого Гермеса Трисмегиста – ученику Тату, которого он называет сыном, похожий на инструкцию-завещание, как их следует спрятать. И не исключено, что Тат в действительности был его сыном и исполнил волю отца.

Трудно разобраться во всех поворотах логики у хранителей традиций уже несуществующей культуры. Давно на территории современного Египта нет ни носителей их древнего языка, ни культурных традиций этого народа. После захвата Египта арабами в седьмом веке от Р.Х. с языком и его носителями произошло то же, что и с Римской империей. Собственно Гермес Трисмегист задолго до исчезновения древней цивилизации это предвидел и предсказал в отношении Египта. (Асклепий, глава Армагеддон). Пророческий текст дошёл до нас тоже только благодаря рукописным спискам, переводам и пересказам в трудах выдающихся философов более поздних поколений, использовавших идеи Гермеса и ссылавшихся на автора в своих трактатах.

За тысячелетия имя Гермеса Трисмегиста обросло мифами и легендами. Но зерна истин, посеянные тогда, проросли и не могли не повлиять на философскую мысль, прослеживаемую в трудах многих мудрецов древности и средних веков. Заметно несомненное влияние «Семи герметических принципов» Гермеса Трисмегиста и его космогонии в других философских школах античности и средних веков. Да, и в наше время они остаются актуальными и востребованными. И хотя в силу субъективности сознания последователей герметизма каждый индивид толковал его постулаты в своём понимании и применении, лично я считаю, что это только подчёркивает значимость, глубину и широту охвата описанных им закономерностей устройства вселенной, которые без всякой натяжки можно назвать вечными истинами. По сути, они таковыми и являются – пережив своего создателя на многие тысячелетия и отразившись в той или иной мере в творениях выдающихся философов, писателей и учёных последующих поколений всего подлунного мира. Эти идеи дали импульс к возникновению и развитию не только философии, но и всего разнообразия существующих наук, которые мы сейчас называем достижениями человеческой цивилизации.

Отражены герметические принципы в и более близких нашему времени учениях – «Теософии» Е.И. Блаватской, «Живой этике» Елены и Николая Рерихов, «Основах миропонимания новой эпохи» А.И. Клизовского. Как основная парадигма, применяются они в монографии «Многомерная медицина. Система самодиагностики и самоисцеления человека» Л.Г. Пучко, где на принципы Гермеса Трисмегиста есть конкретные ссылки, да и предложенная Людмилой Григорьевной волновая модель многомерного организма человека базируется на них. А судя по количеству результатов поиска в Яндексе, насчитавшего в Интернете миллионы страниц с упоминанием имени древнего философа, интерес к ним не угасает, а только растёт.

Мы тоже в своей работе на сеансах радиэстезии будем опираться на его обобщения законов природы, применяя их для самодиагностики и лечения. И даже сдавать экзамен Богу на знание законов Мироздания и мироустройства, где постулаты Гермеса Трисмегиста являются краеугольным камнем. Поэтому, Бог не советует пренебрегать этой главой, и изложенными в ней закономерностями. Они ключ к пониманию устройства человеческого многомерного организма, и что особенно важно – необходимы ученикам Школы Бога для формулирования вопросов Учителю на сеансах радиэстезии. В том контексте, в котором обычно следуют Его пояснения и ответы.

Надо давать себе отчёт в том, что без глубокого понимания законов мироустройства, хорошо известных Создателю и являющихся полем Его всетворчества, говорить с Учителем на одном смысловом языке просто не получится. Потому что, если наши вопросы неточны и неконкретны, то и ответы Учителя мы станем получать неполными, а какими способны их понять. Это у Бога называется – по осознанию. Часто такая ситуация возникает оттого, что смотрим мы в какой-то одной плоскости, вместо объёмной и многомерной картины повреждений от болезни. А тогда и лечение будет фрагментарным и долгим из-за рецидивов. Так как, не убрав сразу все причины деформаций в организме, и их следствия, мы освобождаем пространство для роста незамеченных ответвлений причинно-следственных связей, которые обязательно проявятся спустя некоторое время. И не забывайте, что Учителю обучение ученика приоритетная задача, а лечение – средство и мотивация для обучения познанию себя. А коль чела не может вникнуть в теорию, то будет испытывать воздействие этих законов в посылаемых ему жизненных испытаниях. До тех пор, пока сам не сделает важных обобщающих выводов, и не станет всерьёз относиться к законам мироустройства.


1.1.2. Древний философ - бог или человек?


Так, кто же он – Гермес Трисмегист, и когда жил? Почему его помнят до сих пор, и чем замечательны его труды?
Экономя ваше и своё время, попытаюсь обобщить то, что мне удалось понять и сложить в общую картину после долгих поисков достоверной информации в Интернете.

В широко известной книге «Двенадцать учителей человечества» англо-язычного канадского писателя Холл Мэнли Палмера, русский текст в переводе Л. Маклакова,
Гермес Трисмегист стоит в одном ряду среди выдающихся личностей, которые оставили след в нашей истории своими неумирающими учениями и которых мы можем назвать Учителями человечества. Это Конфуций, Платон, Будда, Иисус, Кецалькоатль, Падмасамбхава, Мухаммед, Лао-цзы, Заратустра, Орфей, Гермес Трисмегист и фараон Аменхотеп IV (Эхнатон).
Источник: http://www.e-reading.club/book.php?book=1027825

Эти двенадцать имён основоположников великих источников знания, добродетели, мудрости и спокойствия, знакомы любому человеку на Земле тем, что олицетворяют идеи основных планетарных религиозных конфессий, которые теперь доступны для понимания всех людей на планете – бедных и богатых, облечённых властью или подчинённых. И на протяжении многих столетий их учения оказывали колоссальное влияние, как на ход социальной эволюции человечества, так и на личную судьбу подавляющего большинства людей планеты.

О личности Гермеса Трисмегиста – трижды обожествлённого философа, сохранилось мало конкретных исторических свидетельств. Неизвестны даты жизни и смерти, что само по себе странно для создателя календаря и хронологии Египта. Не осталось даже примерного датирования написания его книг, или упоминания в них о его современниках – правящих в то время правителей. Не сохранилось никаких весьма важных во времена древности сведений о родословной и обстоятельствах его рождения или раннего периода жизни. Но учитывая факт, что людям низкого сословия доступ к грамоте и духовному сану тогда был ограничен, то можно предположить, что происходил он из знатного рода и пользовался всеми привилегиями того времени.

С именами и статусами Гермеса Трисмегиста вообще какая-то неразбериха. В некоторых текстах автор называет себя «Дваждырождённым», иногда – «Триждырождённым», а порой просто – Гермесом. Философы Эллады считали, его олимпийским богом Гермесом, римляне называли его по имени бога Меркурия, суниты ислама – Идрисом, славяне – Ермой. И вплоть до первой половины XVIII века отцы христианской церкви рассматривали Трисмегиста как реальное историческое лицо.

И хотя, легенд и мифов о нём сложено немало, в первые века христианской эры он был больше известен, как Гермес Трисмегист, или Меркурий Трижды Высочайший. Этого Гермеса, трижды величайшего, считал реальной личностью Платон, называя его египетским Теутом, и полагал, что он был великим учёным, жившим в Древнем Египте. (Теут, кстати, одно из имён египетского Бога Тота, с которым древние египтяне объединили этого пророка. Примеч. Авт.)

По мнению некоторых греческих авторов древности, этот человек был царём египтян и принадлежал к божественной династии, которая предшествовала установлению людского правления. Платон предполагал, что Гермес один из немногих атлантов, уцелевший после катастрофы Атлантиды, и наделивший народ Египта знаниями и своей мудростью. Рассказывали также, что он был верховным жрецом египетского храма, пребывавшим у власти во всё время правления фараона Аммона. Это не противоречит одно другому, потому что традиционно фараон издавна был носителем духовной и светской власти над народом. По арабским преданиям, Гермес был учеником загадочного существа по имени Агатодемон. Это имя (когда оно пишется с маленькой буквы) обычно ассоциируется со сверхъестественными существами, однако не исключено, что Гермес был учеником какого-то мудреца или иерофанта древних египетских мистерий. Иначе – как бы он получил звание Посвящённого?

Старейшее упоминание о Гермесе Трисмегисте (Меркурии) содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что на самом деле было пять Меркуриев, и тот, «которому поклоняются фенеты (жители города Фенея в Аркадии), как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году по лунному календарю, соответствующий началу разлива Нила».

Лактанций в своем трактате «О гневе божьем» указывает, что Трисмегист гораздо древнее Пифагора и Платона. Он считает Трисмегиста одним из важнейших языческих провидцев, предсказавших приход христианства. Августин в трактате «О граде божьем», кн. 18, гл. 39, пишет, что Меркурий Трисмегист хотя и старше греческих мудрецов, но моложе Моисея. Именно, Моисей жил одновременно с великим астрологом Атласом, братом Прометея, который был прапрадедом Меркурия Трисмегиста.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/#cite_note-1

Все эти упоминания остались в письменных источниках более позднего времени, и свидетельствуют только о том, что на Земле действительно жил такой египетский мудрец. Но дат его жизни и смерти история не сохранила. Не найдено пока и его могилы. Остался след в истории человечества и этого народа, настолько значимый, что часто и в научных трудах его называют Гермесом-Тотом.

В древнем Египте Бог Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис.

На иллюстрации Бог Тот так и изображён и представлен, как автор созданного им алфавита.


1.1.3. Алфавит и письменность египтян

В традиционном понимании египетское письмо представляет собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Система сложилась на рубеже третьего и четвёртого тысячелетий до нашей эры. Здесь эти фонетические знаки сопровождают каждую пиктограмму, поясняя фонему – звуковое значение. Всего таких букв, составляющих алфавит древних египтян – 26.

Самые ранние образцы египетского письма – так называемые «протоиероглифы» – были обнаружены на глиняных табличках в гробнице ещё додинастического правителя. Учёные полагают, что эти таблички относятся к XXXIII веку до нашей эры. (Это 3,3 тысячелетия до н.э. Прим. Авт.) И сравнивая их с более поздними надписями, можно заметить как, за сравнительно небольшой исторический период – примерно 7 или 8 веков, древнеегипетская письменность развилась до красочных полотен на стенах усыпальниц фараонов династического периода.
По мнению исследователей, египетская письменность является самой красивой на земле. Лучшей ни одному народу не удалось создать. А по возрасту – такой же древней, как и, не разгаданная пока, шумерская клинопись. Но в 5 веке нашей эры иероглифическая письменность Древнего Египта была забыта, и на протяжении долгих тысячи четырёхсот лет иероглифы были загадкой даже для местных жителей.

С угасанием цивилизации был потерян и ключ к пониманию древнего иероглифического письма. Последние древние иероглифы были высечены в 394 году нашей эры на о. Филе в храме Исиды. Самым поздним известным текстом стала демотическая надпись 452 года нашей эры. А огромный период истории Древнего Египта – порядка трёх с половиной тысячелетий жизни этого народа, дошёл до нас запечатлённым в монументальных пирамидах и памятниках письменности.

Небольшое пояснение.
В Древнем Египте использовали сразу три системы письма. По общепринятой классификации английского египтолога Гардинера, помимо известных всем иероглифов применялись также иератическое и демотическое написание. Ни одна из разновидностей письма не замещала остальные, все они использовались в течение долгих веков. Однако основным видом египетского письма принято считать иероглифику – просто потому, что примеров её до наших дней дошло больше, поскольку иероглифы выбивались обычно на камнях, которые сохраняются куда лучше, чем папирусы, использовавшиеся для бытовых целей.
Иератическая система уже более поздняя и является упрощённой, скорописной формой иероглифической системы. Её использовали при составлении деловых и юридических документов.
Ещё одним видом скорописной системы стало демотическое* письмо, возникшее ещё позже.

ПРИМЕЧАНИЕ

(*) Демотическое письмо в переводе с греческого означало: «письмо народа», то есть наиболее упрощённая форма написания знаков.
Современные исследователи находят, что: «…демотическая письменность Египта явилась разновидностью руницы…».
Источник: http://www.runitsa.ru/publications/514.

А руны, как мы знаем – предшественники букв и существующих сейчас фонетических алфавитов.

Но видимо сходство звучания у названия демотического способа письма с демонами христиан, для некоторых средневековых христианских богословов послужило поводом для обвинений самого Гермеса Трисмегиста в ереси.

Например, цитата из Википедии:

«…Августин признает Трисмегиста пророком пришествия христианства, но в отличие от Лактанция не видит в этом заслуги, ибо знание будущего Трисмегист получил от демонов, которым он служил. В кн. 8 гл. 23 «О граде Божьем» подробно обсуждает и порицает тот фрагмент «Асклепия», в котором описывается одушевление статуй путём магического привлечения в них духов или демонов…» Конец цитаты.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Это странно, так как с автором «Асклепия» и «Божественного Поймандра» Августина разделяли века, а может быть и тысячелетия.
Такая же грамматическая ошибка довольно часто встречается в Интернете и сейчас. Пожалуйста, не путайте названия системы упрощения иероглифов в буквы с демонами и прочей нечистой силой.

Кстати, высказывания Августина не помешали использованию в храмах божественных изображений – культовых скульптур в католичестве и икон в православии. Да и существование нерукописных икон христианство не отрицает, а наоборот, считает святынями.
Мы на сеансах радиэстезии тоже используем икону по просьбе Бога, и для установления прочного контакта телепатической связи с Ним, зная значение этих ликов в нашей успешной работе.
Появление скорописи и её совершенствование в Древнем Египте отражает одновременно и увеличение потребности народа в передаче информации через письменность, и эволюционные изменения в языке, по которым можно судить о времени написания того или иного текста.

Разговорный язык, как средство общения, постоянно меняется у каждого народа. Это историческая закономерность. Разумеется, на протяжении всего периода древнеегипетской письменности язык тоже изменялся. Исследователи разделяют его развитие на пять этапов:
- староегипетский язык применялся во время Древнего царства (28-23 вв. до н. э.);
- в период с 22 до 16 вв. до н.э. использовался классический (среднеегипетский) язык;
- в течение 16 -13 вв. до н. э. - новоегипетский язык;
- демотический язык египтяне использовали с 8 в. до н. э. до 5 в.н.э.;
- с 3 в. н. э начал использоваться коптский язык.
После вторжения арабов коптский язык с 7 века нашей эры постепенно начинает вытесняться арабским языком.
Источник: http://fb.ru/article/31856/pismennost-drevnego-egipta

А когда исчезают носители языка, то уходит в забвение не только нация, но и всё её культурное наследие. К счастью, такого не случилось с памятниками культуры и письменности Древнего Египта. И в этом тоже заслуга Герместа Трисмегиста, создавшего для древних египтян буквенный алфавит, способствующий развитию бытовой письменности и широкому её использованию в быту, а не только каноническую иероглифику для записи религиозных обрядов и имён умерших, записанных на плитах надгробных памятников.

Преодолеть инерцию традиций, препятствующих нововведениям в письменности, особенно сложно. Это долгий процесс, ведь в те времена письменность чаще всего использовалась для высечения на камнях и сохранения в веках религиозных текстов и обрядов. Чтобы прижился новый алфавит, должно смениться несколько поколений людей, привыкших читать по-старинке, не понимая новых незнакомых символов.

Ещё трудней представить, как за свою недолгую жизнь, а в те времена средняя продолжительность дожития была от 30 до 40 лет, смертному человеку удалось совершить в своей стране подлинную культурную революцию, и на тысячелетия обеспечить человечество философской парадигмой вечной жизни души, и поистине живой верой в Бога.


1.1.4. Герметизм высший и низший


Покровитель письменности Древнего Египта Бог Тот почитался египтянами. Его называли «писцом богов». Население Древнего Египта считало, что кроме алфавита он изобрёл и меры веса, а также уточнил годовой календарь по солнечному циклу.
Кроме этого, он совершил множество открытий в области астрологии, алхимии и медицины. Людей всегда интересовало собственное будущее, и за точные предсказания современники считали его могущественным магом. А это создавало загадочный ореол вокруг его личности и нездоровый интерес к его наследию. Особенно сильно этот интерес проявился в средневековье.

Различие между философской и алхимической герметическими школами оказалось скорее кажущимся, чем реальным, однако для алхимиков средневековья Гермес несомненно был тем, кто занимался превращением металлов, а не спасителем человечества.
Что ж, каждый субъект воспринимает реальность согласно своему осознанию и интересам. Видимо поэтому изначальная (высшая) герметическая философия, представлявшая собой учение об искуплении, ведущему людей к благополучию, коль скоро они будут проявлять добродетели и пройдут обряды очищения, незаметно подменилась более поздней (низшей) герметической школой, основанной вроде на тех же доктринах Гермеса, но с интерпретацией в исключительно химической терминологии. И тысячи душевно искренних и честных людей строили в своих домах печи, становясь жертвами неистовой и коварной страсти.
Так в Праге образовалась даже целая улица «добывателей золота» из домов, в которых жили алхимики. Человек, навсегда возвысивший бренное настоящее над божественным будущим, кипятил и перегонял, выпаривал и конденсировал, сбраживал и разлагал на составные части практически каждое вещество, доступное для восприятия, в надежде на то, что по какому-то удивительному произволению он сможет обнаружить в своей печи кусок чистейшего золота. Сотни авторов призывали на помощь герметических богов, а в результате издавались книги со множеством химических формул, приписываемых Гермесу, на которые сразу же набрасывалась алчущая богатства толпа.
Началось все это, вероятно, с того самого момента, когда некий химик-философ обнаружил, что за химической терминологией могут скрываться секреты регенерации человека.

Так,
-- золото символизировало Дух, или Бога;
-- семь неблагородных металлов соответствовали силам семи правителей;
-- реторта была человеческим телом;
-- огонь означал дыхание,
-- а терзаемые химикаты, бурлившие в колбах, вполне отражали тревожное состояние человека.

Однако, как только идея облекается в символическую форму, всегда оказывается, что определённой части человечества не хватает проницательности, чтобы за рисунком разглядеть нечто реальное. В результате герметическая наука была низведена до неистовых попыток открыть «порошок превращения», эликсир жизни и философский камень.

И прискорбно, что на умы людей больше подействовало необоснованное практикой заявление другого алхимика, утверждавшего, что одна крупинка этого порошка позволила бы путём превращения металлов получить чистейшее золото, весом в сто тысяч раз превосходящее вес самой крупинки. Однако его читателям не под силу было уразуметь, что под порошком подразумевалась мудрость, одна крупица которой способна преобразовать все невежество в мире. Не сумели они также понять, что философский камень служил символом знания великого чудотворца, а эликсиром жизни была истина, обновляющая всё сущее.
Печально, что никак нельзя избежать неправильных толкований в любых учениях, включая и Христово, но таковы факты – если великие истины открываются ограниченным умам, они неизбежно будут извращены. Что и произошло в средневековой литературе, когда слово «герметический» стало синонимом слова «химический». И поэтому теперь относить его следует к философии в переводе на язык химии.


1.1.5. Что известно об «Изумрудной скрижали»


Есть фотография в Интернете под названием Изумрудная Скрижаль. 

На самом деле, можно усомниться в её подлинности. Так как ни в одном музее мира Изумрудная скрижаль не хранится, а в те времена, когда её нашёл Александр Македонский, техники фотографирования ещё не существовало.

Как литератор, я давно поняла одну закономерность между содержанием литературного текста и личностью автора, написавшего его. Не бывает хорошего произведения без влияния личности её творца на содержание книги. Ведь, практически всегда в них присутствуют знаки принадлежности текста к конкретному времени и к жизненному пути автора. Без опоры на правду жизни, произведение безжизненно и не способно тронуть души. А судя по содержанию трактата «Божественный Поймандр», принадлежащего авторству Гермеса Трисмегиста, он сам прожил долгую и деятельную жизнь. И умер естественной смертью, поскольку сказано о нём так:
«…И наконец, наступил закат его жизни. И тогда он собрал вокруг себя своих учеников и обратился к ним с последним наставлением, которое великий адепт, готовясь к кончине, заключил словами:
– Славен будь Ты, о, Отец! Да будет человек, которого Ты сотворил, очищен Тобой от грехов, поскольку Ты дал ему право освящать других Твоим словом и Твоей Истиной…».
Источник:
Не вызывает сомнения, что под человеком, которого Божественный Отец сотворил и дал право освящать других, подразумевается сам автор, то есть Гермес Трисмегист.

Сведения о месте захоронения Гермеса Трисмегиста тоже противоречивы, и сходятся только в одном – в его могиле была найдена «Изумрудная скрижаль», высеченная на пластине из изумруда. Имеются некоторые упоминания очевидцев в арабских письменных источниках о том, что буквы текста на ней были выпуклыми, а сама пластина вроде бы сначала была жидкой и отлитой в форму, в которой затвердела изумрудом.
По разным источникам и гораздо позже, о находке места могилы Гермеса писали по-разному.
В первой версии согласно легенде, текст «Изумрудной скрижали» был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен в гробнице Гермеса Аполлонием Тианским – философом и теургом неопифагорейско-неоплатонического толка. (I век от Р.Х.)

По другой версии, как гласит легенда, «Изумрудная скрижаль» была найдена в IV веке до нашей эры Александром Македонским в могиле Гермеса, похороненного египетскими жрецами в Великой Пирамиде Гизы.

Существует и третья версия. Альберт Великий, знаменитый католический священник, писал, что Гермес был похоронен в долине Хеврона и что Александр Великий (Македонский) посетил его усыпальницу, устроенную в пещере. По приказу Александра Великого могилу вскрыли и обнаружили, что тело учителя превратилось в прах, а на его месте лежал огромный изумруд, похороненный вместе с Величайшим. На поверхности изумруда были выгравированы тайные письмена, хранившие секреты герметической науки. По поводу изумруда, который получил название «Изумрудной скрижали» Гермеса, было высказано предположение, что камень этот искусственного происхождения и сначала был отлит в форме, а затем подвергнут отвердению в ходе алхимических процессов до приобретения им твёрдости и цвета изумруда.

Кстати, свидетельство Альберта Великого тоже признание исторической роли учения Гермеса Трисмегиста, и того, почему он один из немногих языческих философов, кто избежал нападок ранней христианской церкви. Мозаика с изображением Гермеса Трисмегиста и сейчас находится в кафедральном соборе Сиены, построенном 1480-е годы, и является достопримечательностью этого итальянского города. Портретного сходства, спустя два или три тысячелетия от времени жизни, ожидать не приходится. Изображён Гермес в греческом облачении, мозаика расположена на полу, в докупольном пространстве собора. Такое местоположение можно понимать и как жест примирения церкви с язычеством, и наоборот – как вытеснение всего старого, дохристианского. Во всяком случае, в христианском храме святыням находят место на стенах или потолке, и несомненно, что в кафедральном соборе эта мозаика появилась с каким-то символическим подтекстом. Цель могла быть и более прагматичная. Если последователей идей Трисмегиста в городе было много, то для того чтобы привлечь эту категорию не самых бедных и интеллектуально развитых прихожан, и был допущен в храм чужестранный бог язычников в европейском облике. Собор строили долго, и пожертвования прихожан-меценатов были всегда кстати. Даже если они верили в Единого Бога, а не только в Его Сына.

Смущает и то, что автор в «Изумрудной скрижали» сам называет себя именем греческого божества – Гермеса, а даже не присвоенным ему египтянами именем Бога Мудрости Тота.
Может, скрижаль действительно была создана задолго до его сравнения с Тотом, и до обожествления? Ведь, по преданию, она существовала уже много – не веков, а тысяч лет до находки изумрудной пластины с таинственной надписью буквами незнакомого алфавита, непохожего ни на один из существующих тогда. Значит, и текст на её поверхности был нанесён одновременно с созданием пластины. А вот был ли автором скрижали именно тот человек, прах которого нашли в могиле, установить уже невозможно.
Тут тоже противоречие. Вроде текст на скрижали был зашифрован, а вскоре появилась куча копий с переводом на латынь, греческий и арабский языки. Кто-то же их умел читать? Неужели тогда было столько иностранцев, посвящённых в египетские мистерии?

1.1.6. Бог Тот для египтян

По данным современной египтологии расцвет культа поклонения Богу мудрости – Тоту был во времена существования города Гермополиса, построенного по преданиям, Гермесом Трисмегистом. Его руины существуют и теперь.
А до этого времени древний египетский Бог мудрости носил имя Джехути. Замене старого имени на новое – Тот-Джехути, можно найти объяснение в традициях древних египтян. Этот народ, периодически обновлял пантеон своих богов. Так Бога Ра со временем сменил Бог Амон-Ра, Бога Анубиса – Бог Осирис. Прежние боги тоже оставались в пантеоне, но роль их значительно снижалась под влиянием новых культов поклонения, словно они уходили на пенсию. Вероятно, это могло быть связано с трансформациями языка у египтян, или склонностью каждого нового фараона присваивать себе имя бога-покровителя. Неслучайно каждое такое переименование обычно сопровождалось мифом рождения нового Бога на смену прежнему.
А у мифов существует интересная особенность. События, которые они описывают, практически сразу принадлежат вечности и не привязаны к датам земной хронологии. Через пару поколений людей, передававших миф из уст в уста, сказание становится повествованием об очень далёких временах и событиях, носящих скорее оттенок символизма, чем реализма.

Есть правда, предположение, основанное на сходстве имён Бога Тота и Тата – ученика Гермеса «Трижды Величайшего», к которому в «Поймандре» Учитель часто обращается, как к сыну. Нет ли объяснения загадки в том, что в какой-то период времени вместо Гермеса Триждывеличайшего – Тота, на сцену верховной духовной власти Древнего Египта выходит Тат Гермес и становится Тотом – Гермесом. Подмена не сильно заметна, так как в древнеегипетском алфавите отсутствуют гласные, а их компенсируют иероглифы с однозначным значением понятия или целой фразы. Тогда сын Гермеса Тат, получив образование у отца, мог вполне законно унаследовать статус верховного жреца, пройти посвящение в сан и продолжить дело нескольких поколений Гермесов.

Это вписывается в гипотезу, что такой великий вклад в многостороннее развитие культуры и обустройства религиозных, правовых и социальных общественных отношений в укладе государства приписывается не одному человеку, а родовой династии. Где дед, отец и внук носили одинаковые имена и наследовали не только имя, но и дело своего предшественника, терпеливо и последовательно внедряя в жизнь его идеи и замыслы. Только добавляется четвёртое колено родства – Гермес, Гермес Дваждырождённый, Гермес Трисмегист Триждырождённый и правнук первого Гермеса – Тат. С ним вероятно и связали впоследствии обожествление с богом мудрости Тотом.

Ещё один штрих, обосновывающий факт обожествления Трисмегиста в Тота. Имя, которым он подписывал другие свои трактаты, возможно, было принято им при посвящении в сан. В те времена верховные жрецы, отказываясь от мирского имени при посвящении, и имели право брать себе имя божественного покровителя, которому и посвящали всё своё дальнейшее служение. Эта традиция существует и сейчас во всех религиозных конфессиях.

Если Гермес Трисмегист действительно был посвящённым в мистерии египетским жрецом, как пишется в «Божественном Поймандре», то все его труды относились к сакральным источникам знаний, предназначенным только для посвящённых. И тогда умолчаниям и символическим образам и фразам в них есть логическое оправдание. За разглашение тайны посвящённому грозила физическая смерть.

К символизму относится и неизменный атрибут Гермеса – Жезл «Кадуцей» – средоточие магических сил. Он сделал греческого Гермеса из Аркадии Богом и вестником Богов, и открыл пути в три мира: мир Богов, мир людей и мир мёртвых. Жезл Гермеса состоит из двух змей, обвившихся вокруг центрального стержня и раскрывших пасти на Солнце с крыльями.

В то же время один из центральных символов древнеегипетской культуры – знак Бога Ра, также содержит эти символы: две змеи, охраняющие солнце с крыльями.

Изображения двух симметричных змей – двух сущностей, которые объединяет и разделяет третье начало, присутствует и в наиболее древней европейской цивилизации – трипольской культуре.
Источник: https://cont.ws/@sage/202718

Рисунок с изображением жезла тоже нашёлся в Интернете.

В высоком герметизме жезл «Кадуцей» символизирует все эволюционные процессы, протекающие во Вселенной, как процессы триединства.

Магический Жезл Гермеса – «Кадуцей» у оккультистов и сейчас является символом подъёма энергии Кундалини.
---------------------
СПРАВКА

[...Кундалини - это "змеиная" сила, или спящая змея, свернувшаяся в три с половиной кольца и лежащая в муладхара-чакре, в основании позвоночника. Когда пробуждается Кундалини, эта энергия поднимается по каналу, проходящему по позвоночнику до головы, в тоже время она проникает в чакры, и достигает чакры корона. Это духовная энергия, спящая в нашем копчике. Можно сказать, что это самая фундаментальная энергия Вселенной. .. . Кундалини – наша главная жизненная сила, основная эволюционная сила, осколок Абсолюта, поселившийся в человеческом теле. Кундалини называют силой змеи, изображают в виде змеи, свернувшейся концом к основанию позвоночника…]
Источник: https://vk.com/page-87735897_49848550
----------------------

Возможно, что как материальный предмет, жезл Кадуцей не только символ и иллюстрация закона триединства, сформулированного в «Семи герметических принципах» Гермеса – Тота. Для человека, которого описывают ходившим по стране пешком с посохом, жезл мог иметь и прикладное назначение, чтобы был под рукой в любую минуту. Не стал бы пеший человек обременять себя тяжёлыми и бесполезными предметами, если они не нужны были бы в любой момент, как инструмент.
Да и, форма у него интересная. На оружие он не похож, и вполне мог быть символом высокого сана. Или ритуальным предметом для посвящения, благословения и проведения погребального или другого какого-нибудь обряда – женитьбы, рождения, лечения больных. Может, это прообраз креста нынешних христианских пастырей? Крест и задолго до христианства был известен, как священный знак и инструмент для добывания огня трением. А может, это был предмет, на котором он концентрировал мысли во время медитаций?
В принципе, жезл вполне годится и для лозоходства вместо рамки или маятника. Может, Трисмегист неслучайно упоминает маятник в Семи герметических принципах? У таких провидцев ничего случайного не бывает.

Кстати, весьма интересна мысль о добывании огня! Древние египтяне добывали огонь при помощи линзы. От солнечных лучей, а не трением, как это было распространено у народов, живших в лесистой местности. Египет со всех сторон, кроме Нила, находится в окружении пустынь, и солнце там редко прячется за тучи. Ещё от древних египтян до нас дошёл египетский крест, с кольцом в навершии. Он называется анкх, символ вечной жизни. Может жезл Гермеса-Тота и был инструментом для добывания огня? Тогда солнце в нём могла изображать линза из хрусталя или алмаза, сияющая в дневное время, как маленькая копия нашего светила. А назначение у этого, жизненно необходимого предмета для ночёвки в холодные ночи пустыни, могло быть и многоцелевым. Как нож или топор, с которыми сибирский охотник не расстаётся, уходя даже на несколько минут от своего зимовья.
 

Ну а фотография жезла Кадуцея из Интернета, явно современная имитация. Ведь о внешнем виде жезла Тота мы знаем только по письменным или устным описаниям. Символ вечной жизни у Верховного Жреца большой страны, конечно, и должен был быть необычным. И простолюдинов наверняка изумляла изящная работа древних ювелиров, создавших этот предмет. Потому и приписывались ему чудодейственные свойства. Хотя чудеса творил явно не жезл, а необычные способности его владельца.


1.1.7. Один мудрец или целая династия?


Пойду-ка я снова в Интернет. Может, ещё что-нибудь умное прочту, а то каша в голове – кто кого старше? Кто кому современник? Голова кругом… Меня формально тоже можно назвать современницей Сталина. Чуть больше двух месяцев одновременно на планете прожили. До дня, когда вся страна рыдала о смерти вождя всех времён и народов. Но разве я могу считать себя свидетелем этого? Я же ничего не помню! Уже совершеннолетней прочла о дне похорон Сталина у кого-то в мемуарах.

Так и здесь. Несколько лет разницы в датах жизни, и уже только условно можно называть исторических персонажей современниками. А египтологи и историки оперируют столетиями и тысячелетиями. И  точности дат не следует ждать – слишком большая погрешность подсчёта. Даже немногим письменно зафиксированным датам периода истории до н.э., вера скромная, так как непонятно по какому календарю её записали тогда, и правильно ли сделали пересчёт на современный григорианский календарь потом. Но скорее всего этим никто всерьёз не занимался.


В двадцатое столетие, например, поместилось пять поколений моего рода, включая меня и мою двадцатилетнюю дочь. В тысячелетии тогда уместится 50 поколений. Но уже за два поколения – от дедов до внуков, жизненные условия могут сильно поменяться. Новый правитель приходит, и всё старое – долой! А мы считаем, что в том историческом периоде всё как на фреске в гробнице фараона – тишь, да гладь, да вечный покой. Прошлое такой древности нами воспринимается абстрактно. А ведь и тогда люди оставались людьми – кто-то кому-то завидовал, кто-то кого-то подсиживал, плёл интриги, мечтал чей-то жезл на своём поясе поносить. Идиллии не было.
Исходя из здравого смысла, можно примерно посчитать период зрелой трудоспособности человека того времени. Если из сорока лет среднестатистической жизни вычесть младенчество и возраст до совершеннолетия, то на осознанную зрелость, когда человеку можно доверить ответственную государственную должность, остаётся максимум лет двадцать пять. И то – если он гений.

Как одному человеку удалось убедить своих соплеменников в том, что им нужна письменность? Что им полезны совершенно новые знания? И не только убедить власть имущих, но и создать целую школу писцов, знающих все иероглифы, буквы и желающих правильно их применять? Из-под палки? Тогда будет скрытый саботаж, а дело не сдвинется. Хоть кому-то, должно же было нравиться то, что он делает?
А тут за одну жизнь Тот – Трисмегист столько трактатов написал, которые человечество тысячелетиями расшифровывает, а до истинной сути добраться не может.

Построил город Гермополис с монументальными храмами.

Ввёл в обиход годовой календарь из трёхсот шестидесяти пяти вместо 360 дней в году.

Хронологию упорядочил.

Новый алфавит изобрёл.

Систему мер и весов придумал, что для торговых отношений в безденежном обществе было немаловажно.

Описал все подручные лекарственные средства – травы, минералы, и рецепты их приготовления для лечения болезней.

В химии преуспел.

В бронзовом веке научил сограждан не только выплавлять железо, но и искусно обрабатывать его для опережения в вооружении могущественных соседей, глядящих алчным глазом на процветание страны пирамид на берегах Нила.

Кроме собственной гениальности тут ещё должно было быть точное совпадение во времени, пространстве и запросах общества на эти изобретения. И это в стране, которая в те времена ещё не знала колеса! Должна быть серьёзная причина для объединения нации в народ. Обычно такой причиной бывает война с серьёзным противником. Что-то подобное о победе египтян над кочевниками на колесницах, мне попадалось на глаза. Там египтяне усовершенствовали конструкцию вражеской деревянной колесницы железными, а не бронзовыми осями и ступицами, рассчитали потребность войска в питьевой воде, сумели её доставить в хранилища в пустыне – на пути войска. Чтобы неожиданно появиться там, где никто их не ждал, а в результате победили, после столетнего ига. Без гениального плана учёного или воспитанных им учеников, такого не осуществить.

А взять его вклад в философию, астрономию, архитектуру, строительную науку, сочинение гимнов и музыки? И одного какого-нибудь направления деятельности хватило бы, чтобы остаться великим историческим лицом на тысячелетия. Как это удалось одному человеку?

Думаю, что он был обожествлён действительно по заслугам.
 
Вот, только что в тему, посмотрела документально-исторический фильм по телику. Опять Божий промысел! Оказывается, кочевники гиксосы* пришли из пустыни на колесницах и завоевали Египет. Сто тринадцать лет они собирали дань с порабощённого народа, упразднив устоявшуюся веками власть фараонов над провинциями (номами). Показали чертежи на папирусе о том, как египтянами была улучшена конструкция кочевой арбы. Говорят, что такая повозка стала на порядок легче в управлении, скоростней, и скорострельней.


А за эти сто лет ига гиксосов, в стране могло смениться не меньше шести поколений людей. Выходит, что Трисмегист так долго жил, что помнил времена свободы? Или он появился в ключевой момент истории страны? А может, все последующие достижения приписывались ему уже после смерти и обожествления? Боги вечны, и в их помощи народ в те времена не сомневался.

 
-------------------
СПРАВКА

(*) Гиксо;сы[1] (также ги;ксосы[2]) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII-ХVII династий. Они основали свою столицу в Аварисе (современный Телль-эд-Даба), расположенном на так называемой Пелусиакской ветви реки Нил в Восточной дельте. Гиксосы образовали собственную XV династию, но никогда не могли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, а южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах[3]. Они положили начало периоду политического раскола в Египте, который именуется вторым переходным периодом, продолжавшимся с 1650 по 1549 год до нашей эры[3].Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Гиксосы привнесли новшества в военное дело (колесницы, шлемы, составные луки)[4]; также иные культурные влияния в египетскую культуру.
Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют, даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время Манефоном от египетского Hqa xAswt (хеку-шасу), «правитель (чужеземных) стран»[3], передаваемое по-гречески ;;;;; или ;;;;. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы» как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник».
Этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских, культурно находившихся под влиянием палестинской культуры середины бронзового века, их появление в Египте было связано с волной миграции населения из Центральной Азии[3]. Гиксосы проникли в Плодородный полумесяц через Среднюю Азию и Иранское или Армянское нагорье[5].
Конец цитаты.
Источник Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/
---------------------
 
Какого же масштаба должна быть личность мудреца, оставившего духовным искателям напутствия, которые даже сейчас актуальны и гениально просты?

Наставления Гермеса - Тота

1. Отыщи в жизни своей беспорядок и уничтожь его.
2. Сбалансируй и упорядочи жизнь свою.
3. Истреби весь хаос своих эмоций и обретёшь тогда ты гармонию в жизни.
4. Покоряй молчанием привычку многословия.
5. Направляй всегда взор к Свету.
6. Ключ к Высшим мирам внутри тебя.
7. Распахни врата внутри себя, и ты будешь жить жизнью истинной.

Или всё-таки, это был не один человек, а несколько, с переходящим именем и статусом Верховного жреца по цепочке от отца к сыну?


Далее:
http://proza.ru/2020/06/20/970