Шпионский мост

Валентина Томашевская
 Глиникский мост*

Прогулочное судно отошло от Шпандау -
Берлин остался за спиной.
Деревья, наклоненные к водам канала, лодочные станции,
водное пространство озера, птицы и утки, спасающиеся от жары
в прохладе воды,не спешат выныривать!
Бабочка вдали от берега. Как далеко занесло тебя, милая!
Моторные яхты и  лодки - парусники.
В скрипичный ключ закрутил парус попутный ветер.
Пароход-рыба: чешуя - бело - серебристые ромбы!
Особняки и кирха, и мечеть,
и церковь Петра и Павла,
и вот он - Глиника мост-  полого - эм - образный,
зеленоватый вблизи,
со скульптурами кентавров, пагодами по сторонам,
с аурой обмена Абеля** на Пауэрса...
серых тонов издали,
из дали того февраля***.
Войнa. Она может быть справедливой,
если нападают на тебя,
но лучше умная и тонкая политика,
лучше было бы сохранить
Рихарда...

2006, 2018

*Глиникский мост (нем. Glienicker Bruecke) —  мост в Германии через реку Хафель, соединяющий берлинский район Ванзе в округе Штеглиц-Целендорф и прилегающий город Потсдам. Своим названием мост обязан находившемуся поблизости поместью Клайн-Глинике, на месте которого в настоящее время стоит дворец Глинике.

По окончании Второй Мировой войны и до объединения Германии по середине моста проходила граница между Западным Берлином и ГДР.  Мост имеет давнюю историю, является особой достопримечательностью  Потсдама. Скульптурные украшения с двух сторон моста созданы в 1908 году Стефаном Вальтером.

Фото -

Первый мост через реку Хафель был построен еще в 1660 году. Это был обычный деревянный подъемный мост с контрольно-пропускным пунктом, который впоследствии заменили на каменный. В конце XIX века рядом с мостом появилась военно-морская база и телеграфная линия.

Глиникский мост был важным стратегическим пунктом Потсдама, однако как городская достопримечательность он стал известен чуть позже, в 1906 году, после открытия канала Teltow, соединившего Шпрее-Одер и нижний Хафель. Поток кораблей по рекам стал более активным, мост требовалось реконструировать. Вместо обычного кирпичного моста к 30-м годам прошлого века между Берлином и Потсдамом выросла стальная массивная конструкция, украшенная  скульптурами кентавров. Мост пытались переименовать из Глиникского в «кайзера Вильгельма», но название не прижилось.

После Второй мировой войны мост был разрушен, однако его быстро восстановили и до объединения Германии посередине моста проходила граница между Западным Берлином и ГДР. здесь пролегла граница между Западной и Восточной Германией. Здесь пытались прорваться «за Берлинскую стену» беженцы из ГДР. 

Глиникский мост получил всемирную известность благодаря тому, что по крайней мере четырежды на нём состоялся обмен арестованными шпионами между советскими и американскими спецслужбами. В средствах массовой информации его прозвали «шпионским мостом». Так, в 1962 году состоялся обмен сбитого над Свердловском американского лётчика Пауэрса на арестованного ФБР Абеля.
В 2015 году состоялась премьера фильма режиссёра Стивена Спилберга «Шпионский мост», в основу которого положена история самого первого и самого известного обмена разведчиков.


**Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер)
( 1903 — 1971), знаменитый советский разведчик.   С 1948 года работал в США, в 1957 году был арестован и выдал себя за Рудольфа Абеля, разведчика, своего ближайшего друга и саратника, которого уже не было в живых, он умер в 1957 году в Москве). 10 февраля 1962 года Рудольфа Абеля обменяли на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолёта Ф. Г. Пауэрса.

*** 10 февраля 1962 года на границе между Западным и Восточным Берлином на Глиникском мосту Рудольф Абель был обменян на американского пилота разведывательного самолёта U-2 Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска и осуждённого советским судом на 10 лет заключения за шпионаж.

Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер)

Вильям  Фишер родился в английском городе Ньюкасле-нa- Тайне, в графстве Тайн-энд-Уир. Его отец, немец по национальности, один из первых русских социал-демократов, входил в рабочие кружки  Петербурга, знал Ленина. Был арестован, отбыл три года гласного надзора в Архангельской губернии, а в 1900 году уехал за границу и поселился в Англии.   Назвал сына Вильямом в честь великого драматурга Шекспира. В 1921 году вернулся в Россию. Вступил в ВКП(б) и работал на хозяйственных должностях. Вместе с ним советским гражданином стал его 18-летний сын Вилли. Он перенял от отца собранность, универсальное умение все делать своими руками, энергию и преданность партии. К способностям отца он добавил живопись и игру на гитаре. В 1927 году Вильям  Фишер поступил  на службу в советскую разведку. Предвоенные чистки задели и его, прада, лишь краем: его выгнали из разведеки, и к началу войны он работал инженером на одном из Московских заводов. Но 21 июня 1941 года его вызвали в ЦК ВКП(б)и предложили снова работать в разведке*.
Облачившись  форму капитана государственной безопасности, Фишер всю войну честно трудился: обучал работе на радиоключе и общим концепциям шпионажа молодых нелегалов, ездил по лагерям военнопленных, отбирая кандидатов для вербовки.

В 1948 году под именем Эндрю Кайотиса прибыл в Канаду, откуда с паспортом на имя Эмиля Р.Голдфуса в 1950 году появился в Нью-Йорке. Это была главная страница  его разведывательной деятельности. Фишер получил в Москве задание реорганизовать советскую разведку в США. Действовал Фишер в США под прикрытием должности фотографа-ретушера. Фишер успешно справился с поставленными перед ним задачами: укрепил разведывательную сеть, добаил ценные разведданные, но какие именно, нельзя сказать. Приходится полагаться на косвенные оценки, такие, например, как директора ЦРУ Аллена Даллеса, который сказал о Фишере:"Я хотел бы иметь в Москве несколько таких, как он".

В СССР о Вильяме  Фишере заговорили, когда его имя  появилось в кадрах, предваряющих фильм Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (1968 год). В США пресса назвала его «величайшим разведчиком XX века» во время процесса 1957 года, когда его обвинили в шпионаже в пользу СССР и приговорили к 30 годам тюрьмы.

Фишер тогда назвался именем своего покойного друга и как полковник Абель вошел в анналы американского правосудия и популярную историю советской внешней разведки.

Его привлекли во внешнюю разведку как специалиста радиодела, блестяще владеющего немецким и английским языками. Вскоре начались загранкомандировки: Норвегия, Польша, Англия, но все это лишь предположения, как и то, чем Фишер занимался в Великую Отечественную войну под видом немецкого офицера. Известно про его участие в грандиозной радиоигре с немцами под кодовым названием «Березина». Видел Гитлера в среднем один раз в месяц.

Настоящий Рудольф Абель и судьба его братьев

Настоящий Рудольф Абель родился  23 сентября 1900 года в Латвии, в Риге. Его отец был  трубочистом, мать – домохозяйкой. Его  старший брат, Вольдемар, охранял в Смольном Ленина. С 14 лет он плавал юнгой на судне «Петербург», затем слесарил на заводе в Риге. В декабре 1917 года стал членом РКП(б). Красноармеец, латышский стрелок, он храбро воевал в составе Красной гвардии, сражавшейся на Пулковских высотах с наступавшими на Петербург частями генерала Краснова. Позже служил мотористом на линкоре «Гангут».
Со временем Вольдемар вырос в крупного партработника: комиссар Всероссийской чрезвычайной комиссии Кронштадской крепости, комиссар службы связи Морских сил Дальневосточной Республики, делегат XVII съезда партии. В 1934 году он был назначен начальником политотдела Балтийского государственного морского пароходства. А в конце 1937 года арестован за «участие в латвийском контрреволюционном националистическом заговоре и за шпионско-диверсионную деятельность в пользу Германии и Латвии».

События развивались стремительно. В октябре 1937 Вольдемар был исключен из партии с формулировкой «за политическую близорукость и притупление бдительности». 10 ноября его арестовывают и постановлением «двойки» (Ежов и Вышинский) от 11 января 1938 года приговаривают к высшей мере наказания. А уже 18 января Вольдемар Абель и еще 216 человек, «членов контрреволюционной латвийской националистической организации», были расстреляны.
Все они были реабилитированы 9 мая 1957 года.

Третий из братьев Абелей – младший Готфрид – всю жизнь провел в родном городе. Окончил университет, работал на различных рижских предприятиях, воспитывал дочерей. Сложности большой политики обошли Готфрида стороной.

В Гражданскую войну переведенному с Балтийского флота на Дальний Восток Рудольфу довелось освобождать от белогвардейцев Камчатку. Был радистом–шифровальщиком советского посольства в Пекине, стал разведчиком–нелегалом.

С начала революции он добровольно пошел служить рядовым-кочегаром на эскадренном миноносце «Ретивый» Красного Балтийского флота. В 1918 году стал членом партии большевиков. Затем в составе Волжской флотилии принимал участие в боях с белыми в долинах рек Волги и Камы. Являлся непосредственным участником дерзкой операции красных в тылу противника, в ходе которой у белых была отбита баржа смертников – заключенных-красноармейцев. Принимал активное участие в боях под Царицыном, в низовьях Волги и на Каспийском море.

В январе 1920 года Абель был зачислен курсантом в класс морских радиотелеграфистов учебно-минного отряда Балтийского флота в Кронштадте. После окончания учебы в 1921 году молодой военно-морской специалист Абель в составе команды балтийских моряков был направлен в формирующиеся военно-морские силы Дальневосточной Республики. Служил на кораблях Амурской и Сибирской флотилий. В 1923–1924 годах возглавлял радиотелеграфную станцию на острове Беринга, затем командовал морскими радистами на Командорских островах.

В 1925 году Рудольф женится на Анне Антоновне, урожденной Стокалич, из дворян, получившей прекрасное образование и ставшей его надежной помощницей. Здесь следует отметить, что сам Рудольф свободно владел немецким, английским и французским языками. В том же году Абеля по линии Народного комиссариата иностранных дел направили на работу в советское консульство в Шанхае.

В июле 1926 года Рудольфа Абеля перевели в Пекин, где он проработал радистом советского дипломатического представительства вплоть до разрыва дипломатических отношений с Китаем в 1929 году. Находясь за границей, в 1927 году он становится сотрудником Иностранного отдела ОГПУ (внешняя разведка), выполняет обязанности шифровальщика резидентуры.

По возвращении из Пекина Абель в том же году направляется на нелегальную работу за кордон. В документах того периода, находящихся в его личном деле, сказано кратко: «Назначен на должность уполномоченного ИНО ОГПУ и находится в долгосрочной командировке в разных странах». Возвратился в Москву осенью 1936 года.

Рудольф Абель позднее в своей автобиографии он напишет: «В марте 1938 года уволен из органов НКВД в связи с арестом моего брата Вольдемара».

Настали тяжелые времена: в 38 лет – стрелок военизированной охраны, снова увольнение, затем мизерная пенсия. А дальше, как и у Вильяма Фишера, последовало предложение вернуться в НКВД. 15 декабря 1941 года майор госбезопасности Рудольф Абель вновь встал в строй, и опять – в невидимый. Он направляют в 4-е управление НКВД под начало знаменитого генерала Павла Судоплатова и назначают заместителем начальника одного из подразделений. Основной задачей 4-го управления была организация разведывательно-диверсионных операций в тылу немецких войск.

Настоящие друзья

Пути Абеля и Фишера пересеклись где–то за кордоном. Об этом официальные документы умалчивают. Но как бы то ни было, оказавшись почти одновременно в Москве и работая в Центре, они стали большими друзьями. Даже в столовую и то всегда ходили вместе. «Дядя Рудольф появлялся у нас часто. Всегда был спокоен, жизнерадостен, – вспоминала Эвелина Фишер, дочь Вильяма Генриховича. – И с отцом они общались прекрасно». Дружба Абеля с семейством Фишеров оставалась неизменной.

В военные годы оба жили в одной небольшой коммунальной квартирке в центре Москвы. Друзей часто встречали вместе, на Лубянке даже шутили: «Вон Абели пошли». В пик репрессий их уволили из органов, но в Великую Отечественную оба были на боевом посту: за линией фронта или готовили диверсантов. К моменту ареста Фишер 10 лет был резидентом–нелегалом, руководившим сетью агентов, добывавших атомные секреты США. Он сразу назвался советским разведчиком. Имя Абеля позволяло руководству сразу узнать о провале и принять соответствующие меры.

Зимой 1962 года он вернулся на родину: его обменяли на пилота сбитого под Свердловском американского самолета–шпиона У–2 Фрэнсиса Пауэрса. Имя героя–разведчика не было раскрыто даже после его смерти: в помещенном в «Красной звезде» некрологе его назвали Абелем.

Вильям Генрихович Фишер участвовал в создании художественного фильма «Мёртвый сезон» (1968).

Другие встречи с Берлином:
Две встречи с Нефертити
http://www.proza.ru/2005/12/30-123

Крепость Шпандау
http://www.proza.ru/2006/08/14-133

Бундестаг, Трептов парк, Мемориал Тиргартен
http://www.proza.ru/2009/07/01/663

Концерт Роллингов в Берлине - 2006
http://www.proza.ru/2006/08/05-55

Глиникский мост. Фото: Commons.wikimedia.org