К А В А Л Е Р М О Р С К О Г О М И Н И С Т Е Р С Т В А.
Необычным был этот осенний день для художника Константина Александровича Вещилова. После долгой и обстоятельной беседы с самим морским министром Иваном Александровичем Григоровичем он согласился на предложение стать художником Морского Министерства и выполнять его отдельные заказы. Константин Александрович, как пейзажист успел уже стать лауреатом ряда художественных выставок, что принесло ему известность и признание. Это, в конечном счёте и стало определяющим фактором в выборе Адмиралтейства, поскольку должность художника Морского Министерства с 1904 по 1911 годы оставалась вакантной после гибели В. Верещагина на броненосце «Петропавловск» во время русско – японской войны.
Погружённый в размышления о своём новом назначении, художник направился домой на Петроградскую сторону, где проживал. Внезапно его думы прервал неожиданный оклик:
«Костя, ты!» Повернувшись, он увидел своего старого товарища со времён студенчества в Академии Художеств – Якова Андреевича Чахрова.
«Вот так встреча! Живём в одном городе, а не виделись тысячу лет!
«Знаю про твои успехи, старик. Выставляешься, работаешь!» - восторженно говорил Яков.
«Стараюсь. Да, кстати, можешь меня поздравить, только что стал штатным художником Морского Министерства. Буду писать батальные сцены».
«Здорово! Там тем превосходных много».
«Ну, а ты?» - спросил коллегу Константин, вроде бы тоже малюешь? Я помню твою картину «Повстречались».
«Да, Костя, я нашему делу не изменяю. Открыл художественную студию, даю уроки рисунка, композиции, живописи начинающим. Ты помнишь то славное время, когда мы жили у нашего учителя – Ильи Репина, дом которого был открыт для всех?»
«Конечно, разве такое забудешь. Как заботливый отец - Илья Ефимович всех нас поставил на ноги. Ещё и сейчас руководствуюсь его афоризмом: Смотрите больше, рисуйте дольше, пишите проще!»
«Да, да, ещё он часто любил повторять: Чувство меры! Чувство меры!»
«А как мы – восемь его учеников и сам Репин создавали большую картину «Постановка натуры в мастерской И. Репина в Академии Художеств?»
«Помню, помню Костя. Рисовали самих себя, разделившись, кто кого будет изображать. Вышло замечательно.» …………………………………………………………………………………………………………………….
Друзья ещё долго предавались дорогим воспоминаниям, пока не подошли на Ждановскую набережную, к дому К. Вещилова.
22 ноября 1911 года Константин Александрович Вещилов зачисляется на действительную службу по Морскому Министерству. Первой его работой на морскую тему стала картина «Прорыв крейсеров «Аскольд» и «Новик» в бою у Шандунга 28 июля 1904 года.» Художнику пришлось подробно исследовать событие прошедших лет, чтобы воссоздать его на полотне, прочитать о особенностях главного «персонажа» картины – бронепалубного крейсера «Аскольд» - «любимца» адмирала Макарова, единственного корабля того времени, имеющего пять труб.
Крейсер «Аскольд», командиром которого был Николай Карлович Рейценштейн, вместе с другим кораблём «Новик» решился на прорыв сквозь японскую эскадру, когда отряд русских броненосцев возвратился в Порт – Артур. В жестоком бою команда крейсера проявила стойкость и героизм, но корабль получил серьёзные повреждения и потери личного состава.
Эта картина имела успех, и Константину Александровичу поручили создать большое полотно «Уход эскадры вице – адмирала З. П. Рожественского» для украшения вестибюля Адмиралтейства.
Художник пользовался особым вниманием и расположением самого морского министра И. К. Григоровича. Известность и одобрение получили и другие картины - «Отражение минной атаки под Порт – Артуром броненосцем «Цесаревич», «Стоянка военных судов в Порт – Артуре», «Эскадра генерала Небогатова».
В 1912 году К. Вещилову присваивается чин титулярного советника, он становится кавалером ордена Анны 2- й степени (1913 г.),ордена Владимира 4 – й степени (1916 г.)
Конечно, Константин Александрович не ограничивал себя только созданием морских полотен, он, будучи разносторонним художником, писал картины на темы русской и античной истории. В марте 1911 года представил первые работы на международную выставку современного искусства в Риме. В следующем году вместе с другом Г. Гореловым работал на Капри у М. Горького, путешествовал по Палестине и Египту.
К мастеру кисти – К. А. Вещилову, как нельзя лучше подходят слова его знаменитого учителя И. Е. Репина:
«Искусство любит беззаветную храбрость в художнике, безграничную дерзость его в искании новых очарований и новых откровений в безграничном мире красоты и поэзии. Оно не простит автору ошибки, но никогда не простит скуки и холодности работы.»
Константин Александрович действительно был дерзок и неутомим в своём творческом поиске, открывая всё новые и новые грани неиссякаемого таланта, но не принял приход социалистического строя, эмигрировал за границу; живя то во Франции, то в Италии и, наконец, окончательно поселился в Америке. Долгое время его имя, как «невозвращенца» было забыто и лишь в музеях на родине сохранились в запасниках его картины и эскизы. Так в Русском музее (именовавшемся музеем Александра III) находится картина «Стенька Разин бросает за борт персидскую княжну», портреты – зарисовки Ленина и Троцкого, сделанные во время работы Конгресса II Коминтерна, дореволюционные иллюстрации в «Живописном обозрении Санкт – Петербурга», «Огонёк», «Родина и Солнце России». В год окончания Петербургской Академии Художеств К. Вещилов представил свою картину «Иоанн Грозный после Казанских побед».
Другие работы при жизни художника (а умер он в 1945 году) экспонировались в известных международных галереях «Шарпентье» в Париже и нью – йоркской «Метрополитен».
ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ЖИВЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ, К. ВЕЩИЛОВ ОСТАВАЛСЯ В ДУШЕ НАСТОЯЩИМ РУССКИМ ПАТРИОТОМ, КОТОРОМУ БЫЛА НЕБЕЗРАЗЛИЧНА СУДЬБА РОССИИ.
Примечание: Чахров Яков Андреевич (1875 – 1942) – художник, ученик И. Репина, умер в блокадную зиму в Ленинграде.
12 мая 2018 года Вячеслав Прытков.