Кавалер морского министерства

Вячеслав Прытков
   К А В А Л Е Р      М О Р С К О Г О     М И Н И С Т Е Р С Т В А.

Необычным  был  этот  осенний  день  для  художника  Константина  Александровича  Вещилова. После  долгой  и  обстоятельной  беседы  с  самим  морским  министром  Иваном  Александровичем  Григоровичем  он  согласился  на  предложение  стать  художником  Морского  Министерства  и  выполнять  его  отдельные  заказы. Константин  Александрович, как  пейзажист  успел  уже  стать  лауреатом  ряда  художественных  выставок, что  принесло  ему  известность  и  признание. Это, в  конечном  счёте  и  стало  определяющим  фактором  в  выборе  Адмиралтейства, поскольку  должность  художника  Морского  Министерства  с  1904   по  1911  годы  оставалась  вакантной  после  гибели  В. Верещагина  на  броненосце  «Петропавловск»  во  время  русско – японской  войны.

Погружённый  в  размышления  о  своём  новом  назначении, художник  направился  домой  на  Петроградскую  сторону, где  проживал. Внезапно  его  думы  прервал  неожиданный  оклик:
«Костя, ты!»   Повернувшись, он  увидел  своего  старого  товарища  со  времён  студенчества  в  Академии  Художеств – Якова  Андреевича  Чахрова.
«Вот  так  встреча! Живём  в  одном  городе, а  не  виделись  тысячу  лет!
«Знаю  про  твои  успехи, старик. Выставляешься, работаешь!» - восторженно  говорил  Яков.
«Стараюсь. Да, кстати, можешь  меня  поздравить, только  что  стал  штатным  художником  Морского  Министерства. Буду  писать  батальные  сцены».
«Здорово! Там  тем  превосходных  много».
«Ну, а  ты?» - спросил  коллегу  Константин, вроде  бы  тоже  малюешь? Я  помню  твою  картину  «Повстречались».
«Да, Костя, я  нашему  делу  не  изменяю. Открыл  художественную  студию, даю  уроки  рисунка, композиции, живописи  начинающим. Ты  помнишь  то  славное  время, когда  мы  жили  у  нашего  учителя – Ильи  Репина, дом  которого  был  открыт  для  всех?»
«Конечно, разве  такое  забудешь. Как  заботливый  отец  - Илья  Ефимович  всех  нас  поставил  на  ноги. Ещё  и  сейчас  руководствуюсь  его  афоризмом: Смотрите  больше, рисуйте  дольше, пишите  проще!»
«Да, да, ещё  он  часто  любил  повторять: Чувство  меры! Чувство  меры!»
«А  как  мы – восемь  его  учеников  и  сам  Репин  создавали  большую  картину  «Постановка  натуры  в  мастерской  И. Репина  в  Академии  Художеств?»
«Помню, помню  Костя. Рисовали  самих  себя, разделившись, кто  кого  будет  изображать. Вышло  замечательно.»                …………………………………………………………………………………………………………………….
Друзья  ещё  долго  предавались  дорогим  воспоминаниям, пока  не  подошли  на  Ждановскую  набережную, к  дому  К. Вещилова.

22  ноября  1911  года  Константин  Александрович  Вещилов  зачисляется  на  действительную  службу  по  Морскому  Министерству. Первой  его  работой  на  морскую  тему  стала  картина  «Прорыв  крейсеров  «Аскольд»  и  «Новик»  в  бою  у  Шандунга  28  июля  1904  года.»  Художнику  пришлось  подробно  исследовать  событие  прошедших  лет, чтобы  воссоздать  его  на  полотне, прочитать  о  особенностях  главного  «персонажа»  картины – бронепалубного  крейсера  «Аскольд» - «любимца»  адмирала  Макарова, единственного  корабля  того  времени, имеющего  пять  труб.

Крейсер  «Аскольд», командиром  которого  был  Николай  Карлович  Рейценштейн, вместе  с  другим  кораблём  «Новик»  решился  на  прорыв  сквозь  японскую  эскадру, когда  отряд  русских  броненосцев  возвратился  в  Порт – Артур. В  жестоком  бою  команда  крейсера  проявила  стойкость  и  героизм, но  корабль  получил  серьёзные  повреждения  и  потери  личного  состава.
Эта  картина  имела  успех, и  Константину  Александровичу  поручили  создать  большое  полотно  «Уход  эскадры  вице – адмирала  З. П. Рожественского»  для  украшения  вестибюля  Адмиралтейства.
Художник  пользовался  особым  вниманием  и  расположением  самого  морского  министра  И. К. Григоровича. Известность  и  одобрение  получили  и  другие  картины -  «Отражение  минной  атаки  под  Порт – Артуром  броненосцем  «Цесаревич», «Стоянка  военных  судов  в  Порт – Артуре», «Эскадра  генерала  Небогатова».
В  1912  году  К. Вещилову  присваивается  чин  титулярного  советника, он  становится  кавалером  ордена  Анны  2- й  степени (1913 г.),ордена  Владимира  4 – й  степени  (1916 г.)

Конечно, Константин  Александрович  не  ограничивал  себя  только  созданием  морских  полотен, он, будучи  разносторонним  художником, писал  картины  на  темы  русской  и  античной  истории. В  марте  1911  года  представил  первые  работы  на  международную  выставку  современного  искусства  в  Риме. В следующем  году  вместе  с  другом  Г. Гореловым  работал  на  Капри  у  М. Горького, путешествовал  по  Палестине  и  Египту.
К  мастеру  кисти – К. А. Вещилову, как  нельзя  лучше  подходят  слова  его  знаменитого  учителя  И. Е. Репина:
«Искусство  любит  беззаветную  храбрость  в  художнике, безграничную  дерзость  его в  искании  новых  очарований  и  новых  откровений  в  безграничном  мире  красоты  и  поэзии. Оно  не  простит  автору  ошибки, но  никогда  не  простит  скуки  и  холодности  работы.»

Константин  Александрович  действительно  был  дерзок  и  неутомим  в  своём  творческом  поиске, открывая  всё  новые  и  новые  грани  неиссякаемого  таланта, но  не  принял  приход  социалистического  строя, эмигрировал  за границу; живя  то  во  Франции, то в  Италии и, наконец,  окончательно  поселился  в  Америке. Долгое  время  его  имя, как «невозвращенца»  было  забыто  и  лишь  в  музеях  на  родине  сохранились  в  запасниках  его  картины  и  эскизы. Так  в  Русском  музее  (именовавшемся  музеем  Александра  III)  находится  картина  «Стенька  Разин  бросает  за  борт  персидскую  княжну», портреты – зарисовки  Ленина  и  Троцкого, сделанные  во  время  работы  Конгресса  II  Коминтерна, дореволюционные  иллюстрации  в  «Живописном  обозрении  Санкт – Петербурга», «Огонёк», «Родина  и  Солнце  России». В  год  окончания  Петербургской  Академии  Художеств  К. Вещилов  представил  свою  картину  «Иоанн  Грозный  после  Казанских  побед».
Другие  работы  при  жизни  художника  (а  умер  он  в  1945  году)  экспонировались  в  известных  международных  галереях  «Шарпентье» в  Париже  и  нью – йоркской  «Метрополитен».
ДОЛГОЕ  ВРЕМЯ  ЖИВЯ  ЗА  ГРАНИЦЕЙ, К. ВЕЩИЛОВ  ОСТАВАЛСЯ  В  ДУШЕ  НАСТОЯЩИМ  РУССКИМ  ПАТРИОТОМ, КОТОРОМУ  БЫЛА  НЕБЕЗРАЗЛИЧНА  СУДЬБА  РОССИИ.

Примечание: Чахров  Яков  Андреевич  (1875 – 1942) – художник, ученик И. Репина, умер  в  блокадную  зиму  в  Ленинграде.

12  мая  2018  года                Вячеслав  Прытков.