14. Эпилог

Фокас Владимир
ЭПИЛОГ.

Вот, собственно, и все. Свидание мое окончено, а вместе с ним закончилось и то, о чем я хотел сказать вам. Я старался быть предельно откровенным, ибо в моем возрасте уже нет смысла говорить неправду, стесняться, скрывать что-либо или смертельно жалеть о чем-то. Не чувствую ни усталости, ни опустошения, ни возраста. Жалко, что сумел сказать лишь крошечную часть того, что следовало бы. У меня всегда так бывает, пока не вспомню слова Ф, Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь».

Их часто повторяют, но не всегда понимают правильно. Безусловно, поэт имел в виду принципиальную незавершенность, неполноценность и приземленность наших привычных слов и мыслей. Здесь гораздо точнее другое: «Нельзя объять необъятное».  А когда оно, это «необъятное», приходит - немеешь, слепнешь, глохнешь… Молчание становится важнее речи, созерцание - надежнее осмысления и действия.

К сожалению, в обычной жизни приходится оценивать именно последнее. И опять приходится вспоминать: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их». Однако не каждому дано в полной мере осознать, доброе или худое было им посеяно.

Вот и я думаю: достроил я, наконец, свой Дом, или строительство так и осталось незаконченным? Ведь каков я, таков и он… И если я не смог стать цельным, истинным, завершенным, значит, все это будет и в нем. То есть будет все то, что я смог, и все то, что не смог. Например, не смог стать христианином, мусульманином, буддистом, йогом, поэтом, писателем, музыкантом…

Хотя прекрасно понимаю: полностью понять систему можно только изнутри этой системы. Однако окончательный выбор - всегда путь длиною в жизнь… Вера в реинкарнацию не спасает, ибо жить на земле будет кто-то другой - твое продолжение, твой правопреемник, твое духовное «Я», но не ты сам. Еще более бессмысленно бесконечно путешествовать из храма в храм, из монастыря в монастырь, из одной области знания в другую.

Здесь многому можно научиться, но вряд ли кем-то СТАТЬ. За одним исключением: если удастся подняться выше любого разделения и увидеть все как единое, вечное и неделимое… И тогда осознание незавершенности приобретет совсем иной смысл - оно становится ОТКРЫТОСТЬЮ. А если проще, то стоит вспомнить слова маленького, но очень славного жителя подобного Дома:

«Наверное, наш Дом отличается от всех остальных тем, что у него НЕТ КРЫШИ. Наверное, для того, чтобы и мы могли летать, и к нам мог прилетать, кто захочет».

Недавно, перечитывая Макса Фрая, я наткнулся на потрясающую, почти библейскую притчу-метафору. Архитектор, он же мастер и поэт, высекает на каждом камне, ложащемся в фундамент строящегося храма, одному ему известные стихи. И неважно, что камни уйдут в землю, что никто и никогда не прочитает их и не узнает о них. Понимаете - не заповеди, не Скрижали Завета, не наставление будущим поколениям и не план будущего строительства.

СТИХИ. СЛОВО…

Живая и единственно важная составляющая, без которой не будет ни Храма, ни Дома, ни Человека. И когда мы этому научимся, в наш мир, наконец, придет радость, придет счастье, придут любовь и надежда, правда и справедливость. Придут и сказка, и чудо.

Что же касается меня… Остается лишь пожелать себе: «И пусть в нас будничная хмарь не утомит желанья жить» (О. Митяев). Можно добавить: возраст, болезни, потери, неуверенность, сомнения, жестокие реалии жизни, гримасы времени и многое другое. И не дай Бог повторить слова уже почти старого А. Макаревича: «Есть все, есть крылья, да лететь некуда». Хочется думать, что со мной такого не случится. Не обещаю и не клянусь, ибо:

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого”.

Просто постараюсь… А может быть, все будет по-другому. И когда-нибудь и
где-нибудь я ранним утром выйду из дома - и вдруг осознаю себя творцом самой удивительной и прекрасной реальности на свете…

И снова услышу древние слова, которые были обращены не ко мне, но предназначались и для меня. Чтобы я смог их запомнить и передать другим. И неважно, что время мое почти подошло к концу, что пора уходить, и прощаться тоже пора. ПОРА, но как же не хочется…

Спит под волнами ночная прохлада,
Волны колышат зеленое солнце,
Солнечный зайчик пригрелся в оконце,
Тихая мелодия - что еще надо?

Надо немного - берег недальний,
Шепот  признаний да птица речная.
Неизъяснимое таинство рая,
Тихая мелодия - отзвук печальный.

Вверх по излучине, против теченья,
Скоро пристанем к истокам начала.
Что это было - как много, как мало, -
Тихая мелодия, сон возвращенья.

Л. Сергеев.

*** 

г. Набережные Челны,  апрель-май 2018 г.