Обряд с красной нитью в буддийском дацане

Евгений Буянин
      Я родился и всю жизнь живу в Бурятии, в городе Улан-Удэ. Впервые я побывал в буддийском дацане только в возрасте 33 лет, в день моей свадьбы. Моя жена (тогда ещё невеста) Ольга заранее составила сценарий всего свадебного дня. В этом сценарии наряду с посещением православного Одигитриевского собора значился и визит в знаменитый Иволгинский дацан, который находится примерно в часе езды от столицы республики.

      Ольга до этого уже много раз бывала в разных буддийских дацанах, обращалась к ламам по тем или иным вопросам. Хотя она – крещённая и считает себя православной христианкой. Я же всегда раньше относился к буддизму настороженно, как к чужой, «нерусской» религии.

      И вот сегодня я снова, второй раз в жизни зашёл в дацан на проспекте Строителей. Ольга долго меня уговаривала сделать это, причём, обязательно вместе с ней. Ей какой-то лама посоветовал непременно сделать обряд «с красной нитью». Дескать, я и моя жена принадлежим по гороскопу к одной стихии (воде), и из-за этого мы как бы «сидим на одном стуле» и никак не можем правильно разделить и организовать нашу совместную жизнь. От этого страдает и здоровье, и карьера, и моральная обстановка в семье. Я долго сопротивлялся и отказывался идти в дацан, мотивируя это тем, что православному русскому человеку (то есть, мне) нечего делать в нехристианском культовом сооружении. Но в итоге всё-таки сдался и решил порадовать жену.

      Итак, сняв головные уборы, мы вошли в дацан. Внутри, оглядевшись по сторонам, увидели «кабинет» с надписью «Галсан-лама». Вот к этому Галсан-ламе мы и зашли на «приём». Галсан-лама предложил нам сесть, спросил сразу, как нас зовут, когда (год и месяц) мы родились. С нами был младший сын Сева, поэтому лама поинтересовался и о его имени и дате рождения. Жена упомянула и о старшем сыне Святогоре и назвала буддийскому священнику его «данные».

      Мы принесли с собой из дома моток красных ниток для проведения обряда «разделения». Галсан-лама подтвердил необходимость проведения этого обряда. Он отрезал от мотка нить длиной сантиметров 20-25, велел мне взять нить правой рукой, а жене – левой рукой. Мы сделали это, после чего начался обряд.

      Лама читал разные мантры и молитвы на непонятном языке (то ли санскрите, то ли тибетском). Мантры были из разных книг, где- то из пяти. Кроме того лама периодически хлопал в ладоши и звонил в колокольчик. Мы с женой сидели тихо и внимательно наблюдали за этим необычным и непривычным для нас процессом. Сын Сева (ему 4 года) несколько раз хотел засмеяться, но я строго грозил ему пальцем, и он сдерживался. Минут через десять лама прекратил читать молитвы и сказал, чтобы мы подошли к нему. Он разрезал ножницами красную нить, которую мы держали в руках, положил оба отрезка нити на лист бумаги и завернул эти отрезки внутрь бумаги. После чего велел нам, вернувшись домой, сжечь этот свёрток на тарелке, а пепел выбросить в направлении северо-запада.

      В завершение «приёма» Галсан-лама сделал нам рекомендации по жизни в соответствие с нашими гороскопами. Особое, неизгладимое впечатление на меня и на жену оказал совет буддийского священника о том, что нам не стоит в этом году планировать третьего ребёнка. Самое интересное заключается в том, что изначально, до визита в дацан мы хотели именно уже в этом году беременеть. Но лама предостерёг нас с женой от этого намерения, уверенно заявив, что ребёнок, зачатый в этом году (до Сагаалгана), может иметь ту или иную патологию.

      Мы с женой, хоть и являемся православными христианами, решили прислушаться к этому очень важному для нас совету буддийского священнослужителя и дождаться бурятского праздника Белого Месяца. Расплатившись за обряд, мы вышли из «кабинета» Галсан-ламы. После чего, мы прошлись по дацану, покрутили буддийские барабаны, посыпали рис, помочили святой водой из самовара головы и с чувством глубокого морального удовлетворения вышли из дацана на улицу.

      Май 2018 года.