4. Человек, Земля, Вселенная

Фокас Владимир
ЧЕЛОВЕК,  ЗЕМЛЯ,  ВСЕЛЕННАЯ.

«Вот человек… Следовательно, какой же должна быть вселенная»?

Джон Уилер.

Этот великолепный афоризм  вполне допускает и обратное прочтение.  И именно оно и определяет основное направление  нашего сегодняшнего поиска. Уже говорилось о том, что в ходе эволюционного развития  научное познание  мира  далеко обогнало  его естественно- природные  составляющие, его философскую, нравственную и религиозную основу.  Оно не просто стало главенствующим- но  и определяющим весь ход развития нынешней технологической цивилизации, превратившись в огромное и всевластное ОНО, о котором говорилось выше.

В мире же человеческих  Я и Мы начали развиваться процессы утраты исторической памяти,  регресс, инволюция, дезинтеграция и общественная форма социального безумия. Огромный материал знания о физической  вселенной, ее законах и принципах существования оторвался от сущностного содержания  человеческого сообщества, оказавшись не столько помощником, сколько гигантским  и почти бесполезным информационным грузом.

Конечно, есть и приятные исключения. Например, фундаментальные исследования в области генетики, нейрофизиологии и психофизиологии, в биоэнергоинформатике, генной инженерии, интеллектронике  немыслимы без сложнейшего технологического оборудования и современного математического аппарата. Особенно важно это при исследовании  биологического и психического аспектов пространства-времени.

Принцип «по образу и подобию» ныне забыт довольно основательно. Память о нем сохранилась лишь в священных книгах, преданиях и мифах, почти покинув реальную человеческую жизнь.  Зато основным рефреном современной разумности стало иное-«Где я и мы, а где Бог и Вселенная»…

В чем здесь дело? В разуме и его истинной природе или в чем-то другом? С одной стороны, мы уверены в том, что все наше существование от первого  до последнего вдоха подчиняется  определенным законам, нарушать которые категорически не рекомендуется, как,  впрочем,  и законы  всеобщего бытия. С другой стороны, мы отказываемся следовать им, приняв ложный постулат:

«Законы физического мира не работают в сфере биологического, социального и психического, а  в эволюции нет таких реалий, как мораль, нравственность, этика и эстетика - есть лишь эволюционная целесообразность».

Обратная сторона этой медали еще более бездушна, бесчеловечна и механистична. Неизбежно возникает вопрос: можно ли считать знанием то, что не может быть применено на практике, а, будучи применено, оказывается неэффективным либо отвергается с порога? Есть ли в нашем знании нечто такое, что мы можем применить уже сегодня? Остановился ли наш разум в своем развитии или его нынешнее состояние - очередная болезнь роста?

Недавно мне довелось ознакомиться с работами интереснейшего исследователя этого вопроса Т.Р. Бекбулатова. Согласно его концепции, существует пять универсальных принципов мироздания, одинаково успешно действующих в макро- и микромире, как в социуме, так и в отдельном человеке, народе и государстве, как в прошлом, так в настоящем и будущем, как в случайностях, так и закономерностях наших судеб и жизней. Вот они:

1.Закон иерархии.
2.Закон единства противоположностей.
3.Закон развития и эволюции.
4.Закон всеобщности и взаимосвязи.
5. Закон непрерывного движения.

Нам предстоит внимательно изучить их и научиться изменять не законы, а самих себя. Иначе все наше «мироздание» разрушится или простоит очень недолго…

Пока же и все содержание предыдущей главы, и начало этой воспринимается как некая абстракция, чисто умозрительная конструкция. Она и останется таковой, пока не обретет предметности или не будет объективизирована. 

Прежняя физика и космогония имела дело с диалектическими парами - материя-энергия, пространство-время, волна-частица, вес-масса, - пребывающими в неких «пространствах» и имеющих множество форм-проявлений. То есть в физическом исследовании мы привыкли использовать дуальности как универсальный двоичный код мироздания.

Что же до вечности и бесконечности как особым состояниям вселенной, то к ним у человека всегда было двойственное отношение, что вполне понятно и объяснимо. В результате этого и то, и другое стало математической и философской абстракцией, но не более.

В понимании пространства главенствовала сфера, однако при этом всегда понималась ее условность и относительность. В отношении ее границ можно было говорить только в случае материальных объектов, но и в этом случае границы эти были весьма относительными.

Поэтому сфере было делегировано свойство как бесконечного расширения, так и бесконечного сжатия. А это становилось возможным только при наличии центробежного и центростремительного движения - наружу, за пределы ее условного центра, и внутрь, к тому же центру. Отсюда появились и еще два измерения для воспринимающих поверхность сферы как плоскость - вверх и вглубь.

Эта модель долгое время помогала нам понять самих себя - свое появление в мире, проживание в нем и уход из него, случайность и закономерность встреч и  расставаний, взаимопереплетений  жизней и судеб. Мы открыли особый вид движения - исторический и эволюционный процесс, - и убедились в его двунаправленности.

Уход «вглубь», к центру начал означать движение к началу всего, исходу, первому вдоху, шагу, мысли, рождению. То есть к условному прошлому, предыдущему состоянию мироздания , будь то человек,  все человечество, Земля, галактики и вселенная.  Выход «за пределы» - полет в «небеса»,  в иные миры, времена  и пространства. Однако «выход за пределы» предполагал и нечто иное - оживление, одушевление, одухотворение того, что «уже есть», и в то же время того, чему еще предстоит «стать».

Самое  удивительное оказалось в том, что эти вроде бы разнонаправленные пути вели к одной цели и в «конце времен» воссоединялись, как это делают параллельные линии в геометрии Лобаческого. Отсюда пришло понимание - исторический и эволюционные процессы условны, относительны; вектор их движения может быть разнонаправленным, ибо движений этих великое множество, как почти бесконечны и силы, вызывающие то или иное движение.

То же самое происходит и со временем в историческом, эволюционном и психическом пространстве - оно может останавливаться, ускоряться, сжиматься в точку и расширяться до бесконечности. Вполне возможен и вариант «обратного движения» с физическим переносом в другую историческую эпоху и иные пространственные координаты.

 А совсем недавно было доказано, что в психическом (читай: энергоинформационном) измерении физические  понятия «вверх», «вниз», «внутрь», «наружу», как и деление на настоящее, прошлое и будущее, не существуют вообще. Все это имеет самое прямое отношение к нашей личной эволюции с ее физической, витальной, ментальной и духовными, познавательными и творческими составляющими.

Топология этих пространств настолько сложна, что ни понять, ни воспроизвести их пока невозможно.  Как только мы пытаемся придать им какую-либо форму   (той же сферы) либо допустить существование четкой границы между гипотетическими «поверхностями» (гроздевая структура), то тут же сталкиваемся с психическим эквивалентом  эффекта поверхностного натяжения. И пока мы будем прорываться «вверх» и «наружу», вся остальная масса сделает все, чтобы этого  не случилось. 

Так будет до тех пор, пока вы не вспомните о существовании вихревых структур, имеющих сходство с обычными водоворотами, но работающими несколько
по-иному. Как известно, выбраться из сильного вихря (водного или воздушного)
 практически невозможно. Выход один - погружение вниз (внутрь), к его началу, истоку, т.е. к тому, что его породило. Именно так мы ведем себя в пространстве психического времени с его собственной памятью - почти во всех экстремальных ситуациях.

Ортодоксальная психология и рациональная психотерапия не очень любят подобные «погружения» в суть вещей и процессов, ведущих в «альтернативные реальности», в сложных случаях предпочитая говорить о галлюцинациях, «снах наяву», ложной памяти, ловушках разума и обманах восприятия.

Все это заставляет нас обратиться к древней концепции МАЙИ.

МА;ЙЯ - «иллюзия»,«видимость». В индийской религиозно-философской традиции - особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений.

Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия или не есть бытие, а
оттого что она условна и преходяща. Человек из-за своего неведения (авидья) обманывает сам себя и постоянно живет в этом обмане. Он часто принимает собственное представление о мире за сам мир и действует в нем на основе искаженного восприятия, неверных умозаключений  и  неправильных  действий.

Майя — созданная Творцом иллюзия, комплекс взаимосвязанных ассоциаций, череда перемен, цепь ошибок и заблуждений. Цель человека -  постижение высшего начала и выход из бесконечного круговорота сансары.

САНСАРА - не только бесконечная и бессмысленная цепь перерождений. В своей основе она - непрерывное воссоздание и воспроизводство всего неистинного, невежественного, грубого, недостойного, т.е. «недосотворенного». Она - особая реальность «низшего мира».

Майаваде противостоит ведантизм,  который понимается как «конечное знание» или «конец всего знания» и основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира.

ВЕДАНТА как конечное знание приводит к состоянию самосознания (самадхи), или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как учение о достижении трансцендентного духовного состояния, а не как умственная концепция, которая может быть постигнута  с помощью обычного  разума и дискурсивного мышления.

Веданта категорически против положения об иллюзорности и нереальности мира и человека. С ее точки зрения, Творец не создавал иллюзию (майю) как одну из версий сущего. Истинный ее создатель - сам человек, погруженный в незнание (авидью). Все это прекрасно коррелирует с современными исследованиями в области психологии и нейрофизиологии, а также некоторыми новыми  космогоническими теориями- например, голографической моделью Д. Бома.

В настоящее время имеется немало данных, позволяющих предположить, что  вселенная и наш разум работают на одном и том же голографическом принципе. Ученые всё чаще приходят к мысли о том, что внешний мир построен по голографическому принципу, и точно так же неврологи и психологи приходят к выводу о голографической организации нервной системы.

Согласно теории Бома, весь мир устроен примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе всё изображение трехмерного объекта в целом, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

Основой для рассуждений ученого стал парадокс Эйнштейна–Подольского–Розена (ЭПР), когда «сцепленные» частицы ведут себя строго взаимосвязанно, так что изменение состояния одной приводит к мгновенной перемене в состоянии другой. И самое главное – расстояние тут не играет абсолютно никакой роли.

Существование этого феномена – подтвержденный научный факт,  который тем   не менее противоречит и здравому смыслу, и теории относительности Эйнштейна. Размышляя над этим вопросом, Бом пришел к выводу, что элементарные частицы взаимодействуют между собой не потому, что существует какой-то исключительный механизм обмена информацией со скоростью, превышающей скорость света, а потому, что на более глубоком уровне реальности они представляют собой один объект.

Раздельными мы видим эти частицы только потому, что способны наблюдать только один аспект реально существующего мира. Бом пошел даже дальше, предположив, что порождающей наблюдаемый мир матрицей служит некий скрытый порядок, проекцией которого является не только материя, но и сознание.

Возможно, кому-то эта гипотеза покажется спорной и фантастической, но результаты квантовой физики просто заставляют пересмотреть многие уже устоявшиеся научные концепции.

Голографическая модель вселенной открыла природу и механику многих явлений, ранее ускользавших от объяснения, таких, например, как телепатия,
предсказания, феномены НЛО,  мистическое чувство единства со вселенной и даже психокинез, то есть способность перемещать физические объекты на 
расстояние с помощью волевого усилия.

Сегодня  все больше ученых убеждается  в том, что с помощью голографической модели можно объяснить практически все паранормальные явления и любой мистический опыт. И не только это.

Используя метод аналогии. голографический и холистический принципы, мы вполне можем произвести анализ некоторых неопределенных и многозначных понятий. Правда, делать это надо с большой осторожностью, ибо живое, разумное и духовное не полностью аналогично физическому и супрафизическому.

Не следует также думать, что мы лишь пытаемся придать некую новую форму старому содержимому, иначе это станет путем к весьма неверным заключениям. Например, о том, что «наука доказала существование Бога», физика «определила вес души», «палеогенетика получила неопровержимые свидетельства происхождения человечества от библейской Евы», а «биоэнергоинформатика открыла истинный механизм реинкарнации».

Задача в другом - ощутить целостность мира как высшую истину, понять  единство управляющих им законов, перестать разделять творящее и сотворенное, проявляющее и проявленное, связав все это воедино  единой целью и замыслом.

Возьмем, например, такое «нематериальное» измерение, как духовность. В сегодняшней эволюционной модели именно она наряду с ноосферной теорией многими признается тем самым «четвертым измерением», следующим шагом в развитии человека.
 
Следует подчеркнуть, что понятие духовности не имеет идеального и окончательного определения, её невозможно описать как какой-нибудь объект , умственную концепцию, систему убеждений либо комплекс духовных переживаний.

Философы определяют духовность как поиск «священного», где это «священное» в широком смысле определяется как отличное от обычного, будничного, подчиняющегося законам материального и социального существования.

Переживание духовного мира может состоять в вере в высшие силы, управляющие вселенной, чувстве взаимосвязи со всеми живыми существами, осознанием цели и смысла жизни, в особом восприятии пространства-времени, способности к переживанию иных реальностей, неуклонному следованию определенному нравственному кодексу, стремление к совершенству и многом другом. Это то, в чем каждый человек находит смысл, надежду, внутреннее спокойствие и силы для жизни.

Иными словами, это тот общий единый центр, который может объединять как самого человека внутри себя, так и человечество в целом. Чаще всего его  связывают с религиозной жизнью, но он не определяется религией и не обязательно должен быть с нею связан. Естественно, что последнее утверждение вызывает острое неприятие со стороны церкви.

Точно так же отрицает она и прямую связь духовного с разумным и психическим, т.е. с гуманистической психологией и философскими учениями, направленными на развитие личности в уникальную целостную систему, характеризующуюся состраданием, бескорыстием, альтруизмом, богатым внутренним миром. С точки зрения церкви, все это - не духовное, а светское, некая «пред-вера», лишь ведущая в пространство истинной духовности. Однако «светское» и «духовное» невозможно окончательно развести в разные стороны, потому что по самой своей сути и то, и другое в первую очередь ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

Возьмем для примера триаду вера-религия-церковь. Это, безусловно, триединство, но каждая его часть оформлена и проявлена по- своему. Они «единосущностны, но разнонаправлены. И, если вы воспринимаете церковь лишь как «социоисторический феномен», вы теряете саму ее суть. Уберите веру как надразумную составляющую, и вы получите застывшую форму, ритуал, обряд, догмат, набор определенных правил для всех случаев жизни.

Отмените религию, оставив лишь веру - и вы лишите ее структуры, нарушите принципы организации, связи и управления, породите тысячи ересей, а вместо любви и милосердия придете к фанатизму, ненависти и насилию, бесконечной войне «всех со всеми» и девальвации любых ценностей.

В этом смысле предпочтительнее рассматривать это триединство как определенные грани единого миропонимания. Вспомним пять универсальных законов, о которых мы говорили выше. Взяв один, два или три из них, мы на этой основе выстраиваем определенную конструкции, и она оживает, начинает служить и работать. Она легитимна и истинна, ибо опирается на закон.

В то же время она явно не завершена, и тогда мы что-то убавляем, что-то прибавляем, создаем «подзаконные акты», распоряжения, разъяснения и толкования. Подобное возможно только в иерархической системе (церковь именно такова).

Совсем иное, КТО находится на вершине этой пирамиды. Одно дело, если это кто-то из Св. Троицы или она сама в полном составе, или другое – человек - римский папа, патриарх, престолоблюститель. Так прежде единое становится множественным, однозначное - многозначным, а объективное - субъективным.

Пространство веры организовано совсем по-иному. Оно соединяет объект и субъект в единое целое напрямую, минуя все промежуточные инстанции. Здесь  «рабочим телом» является не иерархическая пирамида, а холархия, или сочетание закона единства противоположностей и закона всеобщности и взаимосвязи.

Церковный постулат о невозможности построения на земле хотя бы слабого подобия «царствия небесного», общества справедливости, любви, добра и милосердия, т.е. ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ МНОЖЕСТВА, в вере не замыкается на идее личного спасения, НО СПАСЕНИЯ ВСЕХ, КОГО СПАСТИ МОЖНО, И ВСЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ  БЫТЬ СПАСЕНННЫМ.

На первый взгляд может показаться, что в этом «общем» не хватает динамики или не работают законы развития, эволюции и закон непрерывного движения. Однако это заблуждение, проистекающее из глубокого непонимания законов духовного развития и духовной эволюции. 

Неизменными остаются лишь основы и начала. Если бы это было не так, то о них  не было бы и речи. Кроме того, помимо духовного и религиозного плана, существуют еще жизненный, ментальный и общий социальный, в которых изменения происходят непрерывно. Здесь у веры и религии есть немалое число как сторонников, так и недоброжелателей, и противников.

Церковь, вера и религия (как огранизация, суть и форма) не изолированы и никогда таковыми не были. Они изначально связаны с космическими и планетарными уровнями восходящей и нисходящей причинностью, прямыми и обратными связями, горизонталями и вертикалями. 

Проживая эту сложнейшую систему, пропуская ее через себя, мы отчетливо видим не одну церковь, религию и веру, а множество их Видим и некую «надстроечную структуру», обозначенную Д. Андреевым как «Синклит Мира». Основными инструментами человека в этом секторе по-прежнему остаются религиозное чувство, религиозное мышление и религиозное сознание.

Все это с виду выглядит вполне логично и убедительно, за исключением одной досадной мелочи. С точки зрения современных космологических теорий, не было никакого «большого взрыва», не было «сингулярности» как точки отсчета всего, «что начало быть», не было НАЧАЛА, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕ БУДЕТ И КОНЦА.

Все известные нам малые, большие и гигантские «взрывы» постоянно происходят во множестве вещей, на земле и в космосе, в бесконечных вселенных, на всех уровнях и планах ОДНОВРЕМЕННО (если здесь вообще можно говорить о времени).

Множество потоков входят и выходят в особые тороидальные структуры, закручиваются энергетическими вихрями, взаимодействуют, распространяются в них, изменяются и изменяют, входят «внутрь» и распространяются  «наружу», порождая информационное эхо и реализуя его в материи.

И всё это (ВСЁ!) ежесекундно происходит и в человеке. Он рождается подобно взрыву и уходит так же. В его малой вселенной есть все то, что есть в большой - планеты, звезды, галактики, темная и светлая материя, черные и белые дыры. Его «начало» (рождение)  может происходить на любом плане и уровне, а «начало начал» - в любой эпохе.

Конечно, метод аналогий - не лучший инструмент для научного исследования. Но уж коли мы упомянули черные и белые дыры… Казалось бы, какое отношение они могут иметь к человеку и его жизни? Не торопитесь…

О черных и белых дырах нынче не знает лишь самый нелюбопытный.  Общеизвестно, что это чудовище из-за колоссальной гравитации поглощает все, до чего может дотянуться, даже себе подобных. По той же причине ничто не может покинуть ее пределов, даже свет.  Именно поэтому она и выглядит как абсолютно черное пятно на фоне звездных скоплений.

Здесь искривляется не только пространство, но и время. Есть предположение о том, что оно полностью исчезает либо превращается во что-то другое. В черную дыру легко попасть, но невозможно выбраться. Доказано, что вокруг «сердца» черной дыры пребывает «стена огня», или «огненная сфера», состоящая из гигантского количества распавшейся материи в виде ионизированных микрочастиц. Поглощая материю, дыра производит энергию.

Полной ее противоположностью являются дыры белые. Из них легко «выскочить», зато невозможно приблизиться. Потому что белая дыра работает как гигантский  пылесос с обратным подключением: поглощает энергию и выбрасывает из себя немыслимое количество материи.

Самое удивительное и загадочное в черной дыре  - так называемый «горизонт событий». Дело в том, что прогиб пространства вокруг коллапсара формирует некий конус, или воронку. Любое тело, попавшее в этот «водоворот», будет двигаться по спирали с непрерывно возрастающей скоростью, пока не исчезнет из поля зрения. Больше мы никогда не увидим его и ничего не узнаем о нем. Однако для этого нужно время; поэтому вся информация  о предшествующих событиях сохраняется.

Однако, если мы представим себе присутствие некоего наблюдателя на поверхности коллапсара, то для него все события в Большой Вселенной  не существуют. Они ограничены лишь тем, что для него происходит «здесь и сейчас».

Гипотетический астронавт, попавший в поле притяжения черной дыры, наоборот, не сможет ничего увидеть внутри ее подобно тому, как мы ничего не увидим при взгляде в глубочайший колодец, кроме немыслимо красивого ослепительного сияния. 

Пройдя «точку невозврата, никто  ничего не сможет сообщить о наблюдаемом. То есть для наблюдателя все происходит «здесь» и ничего - «там». Споры о том, что произойдет с человеком (да и вообще с любым материальным объектом), захваченным черной дырой, сохранит ли он память и будут ли там что-либо, хотя бы отдаленно напоминающее «события» (ибо со-бытие - это синтез пространства, материи, энергии, времени и информации), неизвестно…

Недавно было высказано предположение о взаимодополняемости черных и белых дыр как особого пространственно- временного туннеля, где черная - вход, белая - выход. Путешествуя сквозь этот туннель, астронавт может попасть как в любую часть галактики и вселенной и любое их время, так и в «альтернативную», уже не физическую, а «энергоинформационную»  вселенную, или вселенную с «темной материей и энергией».

Еще один интересный факт: несколько лет назад японским ученым удалось зафиксировать выход из центра черной дыры потока фотонов и излучение неизвестного нам типа.

И уж буквально в последнее время появилась концепция «кротовых нор» и «червоточин», могущих располагаться вообще где угодно - от звездной и планетарной системы до самой планеты. Следует подчеркнуть - если черные и белые дыры - факт, то «норы» и «червоточины» - пока лишь гипотеза.

В целом же практическое применение этих феноменов даже и не предполагается. Для этого что-то придется сделать с  «темной материей и энергией», со скоростью света, а также научиться управлять гигантскими потоками энергии, превышающими возможности самого богатого воображения.

Теперь об аналогии… Доказано, что еще задолго до естественной смерти вся энергоинформационная система человека перестраивается. Сужается и «горизонт событий». Далее начинается комплекс  давно и хорошо изученных «посмертных феноменов» - состояние вне тела, туннель с ускоряющимся движением, ярчайшее сияние, встреча с родными и близкими и т.д.

Некоторые говорят о совершенно непривычной геометрии встреченного ими пространства. Время здесь иное, а память предыдущая быстро заменяется на другую. Пребывая в новом мире, человек  быстро утрачивает память о прошлом. Его ждет новый «горизонт событий» и новая жизнь.  Недаром очень, очень давно было сказано:

 « Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце».

Возвращение «на круги своя» - не проблема. Для этого и существуют «белые дыры».

Итак, черная дыра - смерть, белая - жизнь… Мнение большинства ученых о том, что  сила тяготения буквально расплющит любой предмет, поглощенный первой, нас смущать не должно. Ибо в это пространство попадает не тело, а душа, или, точнее, сознание. То же самое и с энергией. Та, которой мы пользуемся ныне, вообще неспособна вывести нас хоть куда-то, хотя энергии и в нас, и вокруг нас немеряно…

В науке общепринято положение о чрезвычайной бережливости природы. Открыв и опробовав что-либо, она постоянно будет дублировать это решение в других системах. У нее не бывает ничего лишнего и ничего ненужного.  Те же обе стороны человеческого существования и механизм  реинкарнации.  Что это, как не один из вариантов решения закона сохранении энергии?

Вообще же скучать человеку  некогда. У него множество начинаний и завершений; он - атом мироздания, мгновение, порожденное вечностью и несущее ее в себе, он протяжен в пространстве и продлен во времени. Сила его внутреннего взрыва может быть столь велика, что способна порождать целые миры, а эхо от них – пробуждать эту «взрывоспособность» в других людях, во всех существах, во всех временах и во всех пространствах. Это то, что он есть и то, ради чего был создан; это то, что есть библейское «по образу и подобию».

Философия не склонна разделять такое понимание человека; она привыкла жестко отделять реальное и объективное от идеального и умозрительного. Не торопится делать это и церковь. И не только потому, что вышесказанное есть гордыня, возвеличивание «раба божьего». В ее разум и сознание буквально «впечатан» страх куда более древний:

 «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят».

Именно это «ОДИН ИЗ НАС» - одно из самых спорных и неудобных мест а Ветхом Завете. В то же время никто до сих пор не осмеливался изменить его в плане общего контекста. Например, на: «Вот, Адам стал как Я». Нельзя не видеть и другого - это «МЫ» есть серьезное предупреждение о неоднозначности бытия, о возможности прихода «Другого Меня» или «Не Меня вообще». Или о том, что в безумии своем человек может посчитать себя богом. Потому и дано было человеку ответственное и серьезное задание -  «возделывать землю, из которой он взят».

А пока это не будет сделано и пока труд этот не будет завершен, ни о каком «космическом будущем» человека не может быть и речи. Не следует забывать, что «земля» - это не только планета, не только ее поля и виноградники, но и главнейшее начало в человеке. Так что церковь, говорящая о примате внутреннего переустройства над внешним, абсолютно права. Права и в том, что считает наиболее правильной позицией по отношению к божественному замыслу позицию соработника, а наиболее надежным путем - путь, пройденный блудным сыном.

А что же сам Бог? Бог Отец, БОГ Творец или тот, кто сказал о себе «Я, Сущий Изначала?» Отменяет ли научная истина истину духовную?  Ни в коем случае. Просто надо принять как должное: есть нечто такое, что всегда было, есть и будет, неизменное в изменяющемся, вечное во временном, бесконечное в конечном.

Мы - его часть, «царствие Божье» внутри каждого человека». Мы можем вернуться в это царство. остаться в нем, продлить или расширить, а если на то будет необходимость - начать строить заново. Более того, нежелание Сына Божьего подробно говорить о «царствии небесном» может означать и то, что этих «царств» бесконечно много, и каждый окажется там, где ему «уготовано место». Именно для этого нам и дана свобода выбора…

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам:  иду приготовить место вам.
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

*** 

Все, о чем я говорил и говорю, уже не просто фундамент, стены, пол и потолок, окна и двери. Это почти готовый Дом, однако в нем по-прежнему чего-то не хватает. Да, в него можно войти, можно жить, можно «плодиться и наполнять собой землю», но всегда остается некая незавершенность и недоговоренность, тайна и умолчание. 

Не свободны от этого ни церковь, ни религия, ни наука. Свободна, пожалуй, только вера. Ибо там, где есть разум - и неважно, какой он: религиозный либо научный, - всегда есть двойственность и ограниченность. Они - истинные хозяева нашего мировосприятия. К примеру- что такое сингулярность? По сути, это условность, абстракция, некое договорное понятие; «экзистенциальный ноль» с бесконечным потенциалом. Или еще проще: сингулярность - «плейсхолдер» (словозаменитель) понятия «неизвестное», «непознанное», «непредставимое».

Столь же гипотетичны и инфляционная, и струнная, и многолистная, и голографическая модели мироздания, и все эти «тороидальные структуры, и торсионные поля, и «скалярное поле» новейшей инфляционной теории. Правильно сказал об этом акад. А. Сахаров:

«В «стандартной» (однолистной) космологии существует проблема: что было до момента максимальной плотности? В многолистных космологиях (кроме случая пространственно-плоской модели) от этой проблемы не удается уйти - вопрос переносится к моменту начала расширения первого цикла. Можно стать на ту точку зрения, что начало расширения первого цикла или, в случае стандартной модели, единственного цикла - это Момент Сотворения Мира - и поэтому вопрос о том, что было до этого, не может быть предметом  научного исследования.

Однако, быть может, правомерен и плодотворен  иной подход, допускающий неограниченное научное исследование материального мира и пространства-времени. При этом, по-видимому, нет смысла говорить об  Акте Творения, ибо  основная религиозная концепция божественного смысла Бытия не затрагивается наукой, находясь за ее пределами».

И пусть все изложенное - это модели и модели моделей, но они работают, и весьма неплохо. Откровенно говоря, иначе и быть не может - ведь и наш разум, и мы сами - праобраз, прототип, переходная ступень между до-человеком и человеком, но уже не программа и не замысел. А рождены мы или сотворены - не суть важно…

***