3. Я. Мы, Они, Оно...

Фокас Владимир
Я, МЫ, ОНИ, ОНО.

Для начала ознакомимся с концепцией американского психолога К. Уилбера, одного из создателей интегральной психологии и философии.

«Чтобы  понять целое,  необходимо  понять  его части;  чтобы  понять  части,  необходимо  понять  целое.  Мы  движемся  от  части  к  целому  и  опять  назад,  и  в  этом  поразительном  круге  понимания  пробуждаемся   к  смыслу,  ценности  и  видению.  Круг  понимания  направляет  наш  путь,  связывает  кусочки  воедино,  затягивает  разрывы,  исправляет  больные  и  искаженные  фрагменты,  освещает  дальнейший  путь.  Это  удивительное  движение  туда  и  обратно,  в  котором  каждый  шаг  отмечен  печатью  исцеления  и  благословением  награды».

Теперь  добавим  к  этому  замечательному  высказыванию  древнюю  духовную  истину: «Невозможно  ощутить  Дух,  пока  он  не  коснется  тебя,  нельзя  понять  и  полюбить  Бога,  пока  он  не  придет  к  тебе.  Но  это  не  означает,  что  надобно  пребывать  в  покое  и  неподвижности,  ожидая,  когда  это  придет  к  тебе  само  собой».

Как же ощущают и понимают друг друга Я и Мы, как взаимодействуют и чего хотят?

«Я» - это сознание,  субъективность,  Самость,  самовыражение (включая  искусство  и  эстетику,  правдивость  и  искренность). МЫ» - нравственность  и  мораль,  мировоззрение,  религия,  общий  контекст, культура,  межличностный  смысл,  взаимопонимание,  правильность,  справедливость

«МЫ» - это  общность,  которая  признает  меня,  а  «Я» – ее.  «Я»  делегирован  в  это  общее  «МЫ» как полноправная органичная составляющая,  а  не  как  «ОНО»  в  «ОНО» -- винтиком  в  бездушной  и безликой  системе.

«МЫ»,  возникающее  в  актах  ВЗАИМНОГО  ПОНИМАНИЯ,  уже  не  механическая  функциональная   общность,  не  арифметическая  сумма  первоэлементов-личностей,  воспринимаемых  «снаружи»,  а  общность,  образующаяся  «изнутри»;  это  общее  историческое,  культурное,  нравственное,  эстетическое  и  духовное  пространство,   означающее,  что  «МЫ»  нуждаемся  не  только  в  истине,  правде,  функциональности,  но  и  в  справедливости,  милосердии,  честности,  понимании,  красоте,   приятии  и  любви  в  наших  общих  взаимоотношениях,  основанных  на  этих  общих  же  для  «МЫ»  критериях. 
.
«ОНО» - наука  и  технология,  объективность,  природа,  эмпирические  формы
 (включая  мозг  и  социальные  системы),  пропозициональная  (относящаяся  к  логике  исчисления  высказываний)  истина  как  в  единичном,  так  и
 функциональном  соответствии.

Все  есть  движение  в  движущемся,  и  нам  следует  внимательно  присмотреться  к  тому,  КАК  и  В  ЧЕМ  оно  происходит.  Для  этого  необходимо  определить  точку  отсчета,  центр,  откуда  начинается  все  многообразие  движения,  а  также  положение  и  статус  беспристрастного  наблюдателя. 

Не  следует  забывать,  что  наблюдатель   условен,  ибо  сам  факт  его  аличия   изменяет  как  параметры  системы,  так  и  систему  в  целом,  к  тому  же  по  гипотезе  Д.  Бома  в  этом  случае  немедленно  появляется  «Наблюдатель  за  Наблюдающим»,  и  «Наблюдатель  за  Наблюдателем  за  Наблюдающим»,  и  так  до  бесконечности.

И  все  же  удобнее  будет  начинать  с  «Я» - некоего  абстрактного  усредненного  человека.  Справа»  и  «слева»  его  подпирают  «МЫ»  и  «ОНО»,  с  которыми  он  тесно  связан  прямой  и  обратной  связью.  Эгоцентрическая  позиция  дает  нам  три  взаимопроникающие  и  вложенные  друг  в  друга  сферы,  т.е.  ХОЛОН. 

«МЫ»  со  стороны  «Я»  может  выглядеть  как  «ОНИ»  и  даже  как  некое  безликое  и  пугающее  «ОНО» - все  зависит  от  того,  какое  именно  «Я»  оценивает  и  наблюдает.  Отчетливо  и  полностью  осознаваемое
«МЫ»  появляется   лишь  тогда,  когда  само  «Я»  начинает  воспринимать  себя  не  как  ЭГО – единственную  и  не  самую  лучшую  часть  внутреннего  сообщества - а  как  сложный  динамический  и  развивающийся  мир,  в  котором  он – часть  целого.

Механические  разум  и  мышление  видят  вокруг  себя  бесчисленное  количество  «НЕ-Я», составляющее  такое  же  механическое  и  ничем  не  связанное  «ОНИ».  Отношения  в  такой  системе  крайне  жесткие  и  агрессивные,  ибо  не  только  «Я»,  но  и  «ОНИ»  как  множество  конкурирующих  «НЕ-Я»  ведут  непрерывную  борьбу  за  место  под  солнцем.

Для  сформировавшейся  социальной  личности  ситуация  совсем  иная:  безликое  «ОНИ»  начинает  оживать  и  распадаться  на   ближайшие,  близкие  и  отдаленные  группы,  на  периферии  имеющие  суммарное  человечество.

Равновесие  между  «Я»  и  «МЫ»  здесь  постоянно  меняется  от  почти  полного  и  сознательного  делегирования  своих  прав  в  пользу  «МЫ»  до  столь  же  сознательного  утверждения  воли  и  силы  «Я»  внутри  одной  из  групп.  Это  то,  что  можно  назвать  многоуровневой  динамической  иерархией,  каждый  уровень  которой  деспотичен  по  отношению  к  нижележащему.

Такая  пирамидальная модель  долгое  время  оставалась  основной  и  для  «Я»,  и  для  «МЫ».  У  «Я»  всегда  была  возможность  роста  в  двойном  направлении:  либо  в  одном  из  уровней  «МЫ»,  либо  в  безграничном  экспансивном  росте  «Я»,  рано  или  поздно  перекрывающем  «МЫ-общее».  Это  не  такой  простой  процесс,  как  может  показаться  на  первый  взгляд,  ибо  без  «МЫ»  и  «ОНО»  он  состояться  не  может.

«МЫ»  распадается,  в  первую  очередь,  на  «МЫ»-истинное,  высшее,  и  «ОНИ»-низшее  и  безликое,  воспринимаемое  как  «ОНО».  Далее  «МЫ»-высшее  самым  странным  образом  начинает  воспринимать  себя  как  «Я» - народ,  общество,  государство,  раса,  Бог.  Стоящая  во  главе  этого  «Я»  реально  существующая  личность  священна  и  неприкасаема  как  архетип,  пост,  звание,  титул,  но  вполне  устранима  как  человеческое  существо.

Итак,  «МЫ» - это  неоднородная  и  чрезвычайно  сложная  структура,  способная  концентрировать  и  высвобождать  из  себя  как  Добро,  так  и  Зло,  которые  могут  иметь  как  надличностный,  так  и  надобщественный  характер.  Думается,  что  оптимистическая  картина  «коллективного  внутреннего  и  межличностного»  не  отвечает  реальному  положению  дел  или  серьезно  завышена. Тогда  мы  снова  должны  вернуться  к  силам,  стоящим  за  этим  движением  и  его  поддерживающим.

Исследовав  этот  вопрос,  мы  приходим  к  выводу,  что  верхняя  часть  иерархической  пирамиды  не  может  быть  самопровозглашенной  или  случайной.  Она  поддерживается  силой,  желанием  и  волей  большинства,  имеющего  свое  миропонимание,  своих  богов  и  своих  идолов.  Здесь  самое  время  снова  обратиться  к  словам  Шри  Ауробиндо:

«Человеческая  слабая  природа  склонна  поклоняться  Силе.  Именно  такой  парадокс  мы  здесь  и  видим – слабость  порождает  Силу.  Последняя  же  почти  безлика  и  действует  по  своим  собственным  законам,  имея  целью  «упорядочивание  хаоса».

 Поэтому  весь  ход  событий,  начавшись  с  «Я»  и  «МЫ»,  закономерно  приводит  нас  к  «ОНО».  Но  и  это  еще  не  все:  оказывается,  что  большая  часть  Силы,  о  которой  мы  говорили  выше,  пришла  к  «МЫ»  именно  из  «ОНО»,  найдя  полное  понимание  и  готовность  служить  в  таком  же  «ОНО»,  глубоко  скрытом  в  коллективном  «МЫ». 

Какова же  судьба  начавшего  движение  «Я»  и  в  результате  ставшего  «ОНО»?  Весьма  плачевна,  ибо  «ОНО»  начинает  отрицать,  ненавидеть  и  подозревать  в злом умысле не  только  «Я»  как  личность,  не  только  «МЫ»  как  общество,  но  и  собственно  себя...»

Что  мы  имеем  в  виду,  говоря  об  исторической  необходимости,  об  общественной  потребности,  о  силах  эволюционного  движения,  развертывающих  и  реализующих  проявления  «Я»,  «МЫ»,  «ОНО»  на  разных  уровнях?  Как  и  откуда  пришло  к  нам  понимание  и  видение  СИСТЕМЫ  и  СВЕРХСИСТЕМЫ,  разума  человеческого,  общечеловеческого,  планетарного,  иерархии  и  холархии?  Чисто научного ответа мы не имеем до сих пор.

Ясно лишь, что «Я», благополучно  прошедшее  стадию  ЭГО  и  осознавшее  себя  как  «МЫ»,  начинает  испытывать  острейшую  потребность  в  наличии  созвучного  «МЫ»  в  человеческом  океане,  в  обмене  с  ним,  получении  поддержки,  одобрения  и  санкции  на  служение  определенного  рода.  Такое  слияние  порождает  Силы  совсем  иного  вида,  чем  в  случае,  разобранном  выше.

«Я»  здесь  уходит  в  сектор  «МЫ»  не  для  того,  чтобы  возвыситься  над  ним,  быть  им  поглощенным  или  раствориться  в  нем  в  поисках  убежища  от  опасного  и  недружелюбного  мира,  но  уходит  для  чистого  и  бескорыстного  служения - уже  не  суммарному  «МЫ»,  а  идеалам,  объединившим  их  в  одно  целое. 

Такое  «Я»  находит  именно  то,  в  чем  остро  нуждается – справедливость,  культурное  соответствие,  взаимопонимание,  правоту,  подтверждающую  собственную   личную  правоту  «Я»,  находит  любовь  и  уважение,  принятие  в  ряды  посвященных  и  возможность  учиться  у  них.

Именно здесь осуществляется переход на чисто информационный уровень общения.   Это  нечто,  в  корне  отличающееся  от  межличностного  общения – личность  здесь  либо  теряется,  либо  не  имеет особого  значения. 

Мне,  например,  глубоко  безразлично, какая  конкретная  личность  стоит 
за  поразительным  изобретением,  обогатившим  мир  в  целом  и  человека  в  отдельности;   за  удивительным  открытием,  расширяющим   горизонты   познания;  за   новым  лекарственным   средством   или   методом   лечения   неисцелимой  прежде  болезни;  за   прекрасной,  взволновавшей  меня  до  глубины  души  книгой;  за  стихами  и  песнями,  которые  вошли  в  меня  как  мои  собственные,  настолько  они  созвучны  и  близки  внутренней  потаенной  жизни  моей  души.

За  великой  музыкой,  слушая  которую,  застываешь  в  безмолвном  потрясении;  за  картиной,  от  которой  не  можешь  глаз  оторвать  и   в   которую  вглядываешься,   как   завороженный;  за  скульптурой  или  зданием,  на  которые  хочется  смотреть  и  смотреть в  невыразимом  словами  восхищении;  за  удивительной  красоты  и  нежности   кружевом,  хранящим  тепло  души  и  рук  Мастера,  сотворившего  его... 

Для  меня  не  играет  ни  малейшей  роли,  сколько  лет  личности,  сотворившей  это  НЕЧТО,  ставшее  в  моей  жизни  СОБЫТИЕМ,   каков  ее  внешний  облик,  мужчина  это  или  женщина,  какие  у  нее  проблемы  и  недостатки  и  в  каких  скандальных  историях  звучало  ее  имя...  Я  просто  бесконечно  благодарен  за   тот  мир,  который  открыла   мне  душа  этого  мира – его  Творец,  его  Создатель  и  Хранитель...

Это  его  душа,  а  не  его  личность  говорит  со  мной,  это  ее  бескорыстный  дар   и  ее  желание  встретить  такое  же  бескорыстное  понимание,  такую  же  всепринимающую  любовь к сотворенному  ею  миру, но  уже  со  стороны  души,   воспринимающей  этот  дар... 

Здесь  нет  и  не  может  быть  места  отчуждению,  соперничеству,  зависти  и  другим  деструктивным  чувствам;  здесь  два  дара – предложение  и  приятие – равноценны;  они  умножают  нашу  общую  силу  и  возводят  ее  на  еще  более  высокие  уровни.

В  этом  прекрасном  и  удивительном  пространстве  тоже  существует  своя  система  и  свои  связи,  свои  черные  и  белые  «дыры»,  свои  звезды  и  созвездия;  есть  волшебные  супрамиры,  есть  и  миры  инфернальные,  предостерегающие  и  научающие  распознавать  подобные  миры-ловушки  в  реальности.

Есть  свое  пространство,  резко  отличающееся  от  физического;  существует  свое  время   и  отсутствуют  физические  ограничения  того  и  другого:  нет  трудностей,  возникающих  при  непосредственном  межличностном  общении – Души  из  разных  времен  и  пространств  могут  легко  и  безошибочно   встретить  и  понять  друг  друга...

Чтобы  это  увидеть,  а  не  просто  почувствовать,  необходимо  освоить  позицию  Наблюдателя – непременную  принадлежность  любой  духовной  практики.  Отсюда   отчетливо  видно,  как  сила,  рожденная  надличностным  и  духовным  «Я»  и  «МЫ»,  в  свою  очередь  порождает  духовных  лидеров,  духовных  учителей,  духовных  архитекторов , мастеров и рабочих    мироздания... Видно,  как  эта  сила  преобразует  «ОНО»,  выковывая  из  него  новое  общество,  новую  систему,  новое  понимание  себя  и  мира,  новый  закон  и  смысл  этого  закона.

Личное  и  коллективное  под-  и  надсознательное – вещь  гораздо  более  сложная,  чем  это  представлялось  З.  Фрейду  и  даже  К.  Юнгу.  Сейчас  необходимость  более  высокой  интеграции  стала  настолько  очевидной,  что  даже  академические  ученые  круги  не  могут  не  констатировать  этого.  С  другой  стороны,  энергоинформационные  и  квантовые  подходы  не  могут  быть  отброшены  сторонниками  чисто  духовного,  религиозного,  философского  и  психологического  методов  познания,  тем  более,  что  они  и  сами испытывают  потребность  в  таком  объединении.

Безусловно,  в  настоящее  время  это  всобщее  движение  имеет  характер  мозгового  штурма  и  развертывается  на  уровне  разума,  мало  затрагивая  реальную  жизнь  и  человека,  и  общества,  и  всей  системы  земного  бытия

 Однако  это – поверхностный   и  в  высшей  степени  неверный  взгляд.  Для  людей  особого  склада  и  особого  предназначения  такая  интеграция – бесценный  дар,  позволяющий  уверенно  двигаться  не  только  «из  сектора  в  сектор», но  и  трансцендировать  их  пределы».

Безусловно, этой моделью суть и содержание  еще более высоких уровней интеграции далеко не исчерпывается. Однако нельзя не заметить, что согласно концепции К. Уилбера  интегральная  психология  есть  стремление  к  упорядочиванию  психосинтеза  и  психологии  трансперсональной,  в  самой  основе  которой  пребывает  ЧЕЛОВЕК,  личность,  персона.

 Расширяясь  вверх,  он  проходит  множество  уровней,  выходя  за  границы  разумного   и  сознательного,  попадая  далее  из  интегральной  психологии , социологии и философии  в  интегральную  йогу  Шри  Ауробиндо  и  его  пространство  супраментальной  эволюции.

Уходя  «в  себя»,  вбирая  и  внутреннее,  и  внешнее,  и  культурное,  и  социальное,  человек  входит  в  центр  «взаимовложенных  целей»  (в  центр  холона),  где  нет  ни  «Я»,  ни  «МЫ»,  ни  «ОНО»;  есть  «центр  циклона»  Дж.  Лилли,  или  «Око  Духа»  Кена  Уилбера -- центр,  являющийся   «внутренним  Наблюдателем»,  вечным  и  беспристрастным   Джива-Атманом,   Центральным  Существом  и  Духом  Живого  Существа  древнего  ведического  знания.

И  еще:  Язык,  Слово,  Понятие  есть  отражение  не  только  реального,  но  и  над-  и  инореального  миров,  иначе  откуда  бы  взялись  такие  определения,  как  «великодушный»  и  «бездушный»,  «многоликий»  и  «безликий»?  Вот  об  этом  нам  и  предстоит  поговорить  в  следующем  разделах этой работы…

***