История и лингвистика

Андрей Козлов Кослоп
Как-то в году 96-97 привелось побеседовать с математиком Н.Н. Красовским. Я тогда был "санскритологом", так что разговор получился забавным, так его мама была тоже санкскритологом.  Красовский поведал мне, что мама-санскритолог относилась к его "увлечениям" математикой очень высокомерно, и считала, что в сравнение с  санскритологией  математика  сущее баловство.  Он с мамой соглашался, так как  таинственность проблем санскритологии внушала ему удивление и ужас.

Возможно, что такое очень может быть, что математики ещё дальше уходят от языка, чем даже спецы по формальной и прочней логикам. Во всяком случае, когда Анатолий Фоменко как-то сказал, что язык ничего не доказывает и не может доказать , он был абсолютно не прав.  Самое надежное, древнее и существенное в исторических исследованиях как раз язык.  Фоменко сам показал, насколько не надежны, часто фальсифицированы и запутаны древние тексты.  Кстати, Фоменко и не удосужился определить сферу своих исследований. Он говорит о методах : математика, статистика, астрономия, - но когда ему говорят, что он находится в области вспомогательных исторических дисциплин, академик  сердится, презрительно возмущается.  Но можно даже уточнить, что эта область есть "историческая ономастика", то есть, дисциплина изучающая имена собственные, то есть,  лингвистика.

Историческая ономастика сохраняет следы прошлого без письменных источников, и хотя эти следы точены, но они фиксируют очень фундаментальные вещи.

Наиболее известная область лингвистики в данной связи - этимология. То есть, установление исходного смысла  имени (топонима, этнонима, гидронима, оронима,  лимнонима и т.д.) . Таким образом, обнаруживая древние имена собственные, прочитывая их исходный смысл, мы выстраиваем и общие моменты изначального состояния исторических ситуаций.

Но как выявляются изначальные смыслы-значения? Часто это делается путем перебора, что очень не надежно вплоть до появления так называемых "народных этимологий". Например, название города "Ирбит"  "народ" любит прочитывать, как место где был избит некий "Ир", а название города Камышлов, "народом" толкуется, как место, где в Камышах когот-то ловили (возможно, того же Ира) . Что бы уйти от "народных" толкований, нужны рациональные, дополнительные определители. Что за название может быть в сущности. Очень-очень часто в первоначально названии скрыт нарицательно терминологический смысл объекта: реку  зовут Рекой, гору - Горой, а город - Городом.   

ДН

Таким образом, называния рек Дунай, Днестр, Днепр и Дон обнаруживают  древний корень ДН*, так древние славяне называли реку.  И по сею пору славяне живут по берегам этих рек.  Кстати, как раз Фоменко привлек наше внимание к гипотезе, что во времена Куликовской битвы (1380 г.)  река Москва имела не только финно-угорской название, но и славянское Дон.  При всем скептическом отношении к чудесным открытиям математика в области истории,  мы должны согласиться, что аргументов в пользу, что Москва звалась Доном у академика вполне достаточно.  Клерикальным особам это очень не по душе, хотя именно церковь сама и хранит память о Москве-Доне: Донское кладбище, Донской монастырь, церковь Кулишках. 

СДАВЯНЕ

Но историк (ровна как историк-лингвист) порой  не верить своим собственным "лингвистическим" глазам. Например,  этноним "славяне" очевидно широко распространен. Очевидно древне, чем русский, чех или хорват. Очевидно, что чехи, русские, хорваты и поляки помнят, что они славяне.  Для всех совершенно прозрачно, что славяне восходит к словам "слово", "слава", а те в свои очередь к глаголам "слышать", "слыть".  То есть "славяне" - это говорящие на понятном для них языке.  Но лингвист, ученый и он обязательным образом вспомнить и прочие гипотезы.  Например, английское "slave" (раб) восходит к латыни., мол, славяне были рабами. Между тем, на русском слово "послушник" и даже "слуга" также восходят к глаголу "слух".  Но традиционные версии трудно переспорить, лингвисты-историки соблюдают традиции касты  и  поСЛУшно  транслируют  "прочие" версии.

РУСЫ

Но, увы, довольно часто если не всегда избегают сам  "закономерных" версий. Например, этноим русы". Как только его не объяснят. Это и русые, и рыжие, и рысь, и река Рось, где жили древние поляне,  и некое летописное  финское племя.  Но самое простое было бы проверить родство этнонима "рос /рус" с корнем русского языка. А такое есть, и у этого к корня большая парадигма фонетических вариаций.  Это корень рос/рост/ рощ, росл/ раса. В прямом родстве с этим корнем находится и корень род/рож/рожд.  Этимологи указывают, что первичным в этих вариациях корня являет корень РОСТ, а первичным значением - "большой".   То есть, росы - это попросту большие, рослые, богатыри-амбалы. То есть, росы-русы - это дружина-воинство. Что, кстати, совпадает с летописным значение слова "росы", где оно означает великокняжескую дружину.

ВЯТИЧИ

Дальше, нас заинтересовало слово вятичи. Считается, что вятичи - это те же венеды, славянское племя упомянутое в русских и прочих летописях.   Не исключено, что эти венеды связаны с Венецией, Веной  и так далее. Но нам интересен тот фак4т, что финны и эстонцы до сих пор называют русских "вене", а Россию - Венема.  Конечно, неспециалисты не покажется убедительным, что вятичи и вене - это одно и тоже. Тут на помощь приходит фонетическая закономерность расхождений в индоевропейских языках. Есть МЯТА, но есть МЕНТОЛ, есть ПЯТЬ, но есть ПЕНТАГОН, ПЕНТАГРАММА, есть ЗЯТЬ, но есть ЖЕНИХ, ГЕНДЕРНЫЙ.  То есть некая древняя фонема в одних случаях дают Я, а в других ЕН.  То есть, эта фонема дала ВЯТИЧЕЙ (Вячеслав) и дала ВЕНЕ (венедов) .  Поговаривают, что вятские, например, не совсем вятичи (мол, от реки Вятка),  но вятские почему-то находятся как раз в той области, где издревле жили и вятичи.  В чем же тогда первоначальное значение этого древнего название нас, русских?  Вариант "вене" указывает на слово "венец", откуда происходят слова "венчание", "венценосный". Кстати слово король также восходит к славянскому корона, крона.  Корона и венец - практически одно и тоже и символизирует власть монарха (князя, короля, венценосную особу) .

БЕЛОРУСЬ

Следующий таинственный топоним "Белоруссия- Белорусь". Почему она "белая"? Обычно объясняют "белорусскими"рубашками.  Но не только Белая, но и Великая и Малая Руси носили такие же рубашки.  Термин "Великая" в этой связи означает государственная, суверенная.  "Малая" - возможно "младшая", но возможно, "изначальная", то есть,  Пра-Русь.  Нередко формант "белый" встречается у рек (Эльба, Волга, Кама, на Урале есть река прямо с таким названием Белая) , здесь, видимо, белое означает   зимнее оледенение поверхности реки. Но почему белорусы белые? Как-то попалось сообщение президента Белоруссии Лукашенко, который выразил недовольство Литвой за то, что в их СМИ Белорусь была названа "Балторуссией"...  То есть, Белоруссия - это Балтийская Русь. По-моему, эту гипотезу трудно проигнорировать.

ПРУССИЯ

Ещё Михаил Ломоносов придерживался мнения, что Пруссия - это Поруссия.  В одном из древнерусских текстов говорится, что Рюрики пришли из Пруссии.  Но официоз с этим не согласен, хотя гипотеза вполне логична. Есть парадигма с приставкой "по": тоже Полесье, есть Поволожье, поморы, полабы. Наконец, мы видим, что в те древние времена славяне могли создавать государства и собирать большие военные дружина, а балты-прибалты не могли. Даже Великое Княжество Литовское 15-16 вв.  было фактически создано русскими и статут Великого княжества Литовского (конституция) был написан на русском языке. То есть, тяглое население Древней Пруссии было  видимо, балтийским, то есть, роднёй литовской жмуди, но шляхта могла быть славянской и даже именно русской. В "Прусском словаре" упоминаются прусские  языческие жрецы, которые назывались "криво-кривайтис". Прибалты (литовцы, лптыши) и в наши дни называют русских "криеви", то есть, по-летописному "кривичи".  Русские как-то стесняются прорусских гипотез, хотя они откровенно напрашиваются. 

ПОЛЬША

Теперь свернём за историческую территорию классической Руси. Откуда Польша?  Они славяне, их самоназвание должно прочитываться из славянских корней.  Вспомним, что существовало в Приднепровье  славянское племя "поляне" . Эти "поляне" очень созвучно термину  "поляки".  "Поляне" как бы звучит от слова "поляна", но не будем спешить. Поляки ещё имеют  название "ляхи", то есть "по" - здесь возможно приставка.  У поляков-ляхов, кстати, распространено имя "Лех". Лех означает "лес". Ляхи, стало быть, "лесные".   И поляки, и поляне располагались на территории, которая по сию пору  называется "Полесье". То есть поляки-поляне - это жители Полесья.

КОЖ ЭЛ

Дополнительное подтверждение, что в глубокой древности   восточные славяне и поляки (кстати,  русские, белорусы, украинцы и поляки принадлежат к одной гаплогруппе  R1a) идентифицировались как жители лесов, может быть, отмеченно в следующей теме.  Она связана с исследованием русского ученого Павла Ивановича Якобия (1842-1913) "Вятичи Орловской губернии) .  Якобия обнаружил  в топонимике ряда русских губерний топонимы с формантом "КОЗ/КОЖ" , типа:  Кожиль,  Кожлоялка, Ураз-Козь, Козленское, Козлы, Козлеярка, Козловка, Козыли, Коза, Козлянур, Козловка, Козленец, Козель-Ку,
Козлян, Козловаж, Козленки, Кужелавка, Козьяловская, Козелоялово, Козьелань, Кожемяки, Кожева, Кожмодор, Кожъял, Кужнур, Кужонолка, Кужинер, Кожи, Кожим, 
Кожва, Кужанер, Кужвот-нур, Кужинер, - так далее во множестве. Якобия показывает, в частности, что древний город Козельск вовсе не связан с русским словом "коза" и "козёл" . КОЗ/КОЖ на финноугоских языках означает "ель", а ЭЛ  - означает "место, страна".  Якобия просмотрел топонимику, нам было интересно просмотреть фамилию "Козлов". Эта фамилия находится на седьмом месте среди русских фамилий.  На пером месте - Смирнов (о чем ниже), на втором Кузнецов, что совпадает с частотностью Шмидтов, Смитов, Коваленков и т.д.  Потом идёт Иванов, что естественно так это самое частотное имя в святках и также частотны аналоги Иванова в Европе: Джоны, Хуаны, Иоганны, Яны. Потом идут Поповы. Потом Орловы и Лебедевы. Эти фамилии оказываются частотными, видимо, потому что внутренняя форма слова "орёл" (от глагола "орати" - вздымать вверх, пахать) и слова "лебедь" (белый, светлый)  прочитывалась, так что слова служили эпитетами  "высокости" и "красоты-светлости". Почему "козел" оказывается в топе русских фамилий, не ясно.  В соседних языках такая частотность "козы" и "козла" в фамилиях не подтверждается. Исключением является Литва: там фамилия Козлаускас - первая по частотности. Причем  "козлаускас" совершенно не находит интерпретаций в литовском языке.  То есть, русская фамилия "Козлов" переоформила финно-угорское "кож эл" (еловое место), что означало, видимо, "лесной житель". Современное  слово "деревня", кстати, означает место, где содран лес, то есть, населенный пункт  среди леса.    Таким образом, "Полесье" растягивается аж до Козельска (который, кстати, в летописи назван "Козлесском")  и всей той топонимики, которую обнаружил Якобия (плюс седьмая фамилия Козлов и первая фамилия Козлаускас) . То есть, "полесьем" была гораздо большая территория, чем современное Полесье, то есть, весь лесной массив восточно-европейской равнины, который с юга ограничивали степи-лесостепи, с севера тундра, а с востока - Уральские горы. В качестве подтверждения "еловой" версии фамилии Козлов можно вспомнить слово "кОзлы" ( приспособление для пилки дров, в котором почему -то сдвинуто ударение и множественное число). По-видимому и село Гжель  Раменского района Московской области (первоначальная форма, кстати, КЖЕЛЬ) имеет отношение к термину КОЖ ЭЛ. Вики тут имеет иное мнение, но они, видимо, не знакомились с исследованием Павла Якобия.

СМИРНОВ

Первая  среди частотных русских фамилий, однако, не Иванов и не Кузнецов, как считалось ранее. Это фамилия Смирнов.  Тут а нас две гипотезы, так что оставляем на усмотрение. В романах Ю. Лермонтова и Л. Толстого на попалось слово "мирнОй" . Так называли на Северном Кавказе князей с их подданными, которые не воевали с царскими правительством. Также "мирнЫми-смирнЫми"  могли называться и князья на Руси, которые "смирялись" и "подчинялись" дружине великого князя. Вторая версия-гипотеза связана опять же  с финно-угорскими корнями.  Финноугорские народы на территории России при всем различии их языков, названий и самоназваний имеют общее. Марийцы, мордва, удмурты имеют общий формант мар/мор/морт. В коми языке эсть также самоназвание коми-морт. То есть, основные российские финно-угры есть меря (морт). Этот термин означает "смертный".  Финно-угорская (и шире "уральская") мифология-традиция называет человека (свой народ) смертными. Бессмертные же - это духи, боги, сверхъестественные (абстрактные) существа верхнего и нижнего неба.  Люди же реальны, посюсторонни, они не абстрактны, они - смертны. То есть, "смирновы" могли произойти от названия коренного населения меря/морт/мурт/мар/морд.  Это совсем не фантастично, потому что мы, русские, фактически меря/морт/мурт, перешедшие на славянский язык.

УРАЛ

Топоним-ороним Урал, который крылатым словом поэта обозначен как "опорный край державы" также остается в мейнстримной лингвистической среде не раскрытым. Урал-Батыр отвергается хоть и называется.  Этимологи перебирают разные гипотезы и все отвергаются. Обычно, лингвист всё-таки указывает на предпочтительную версию, но тут нет никакой. Не ясно.  Почему-то даже в качестве "гипотетично-маловероятной" гипотезы не происходит сверки с русскими корнями, с возможностью терминологической основы названия ( гора "Гора") .  По-польски "гора" называется "гура" (например Зелена-Гура) . Начальное,  "Г"  порой называется протезой, она может  чередоваться с "!Х" или выпадать вообще. Например, в слово "ороним" (название гор) "оним" - это "имя", а "ор" это по-гречески "гора". В русском языке есть глагол "орати" (с двумя значениями, кричать высоким голосом, и пахать, вздымать почву). От этого глагольного корня происходят русские слова "орёл" (хищная птица)  и  "орало" (плуг). После корня "ор" мы видим суффиксальный формант "л". Это суффикс древнего славянского причастия, который сохранился в современном русском языке как суффикс прошедшего времени (ораЛ, кричаЛ, молчаЛ) .  То есть, Урал  этимологизируется из славянского. Это поднятое ввысь , вверх место, это Гора.  Этот корень ор/ар/яр существует в прочих индо-европейских языках. Это и санскритские "арии",  и славянское солнце Ярило, в Библии Кавказские горы называются "Араратскими".

СИБИРЬ

Сибирь тоже требует расшифровки, тоже земля русская.  Обычно Сибирью называют  азиатскую Россию. Но ещё в 16 веке Сибирью называлась лишь часть Тюменской области.
Подозрительно схож с названием Сибирь волжский Симбирск. Созвучнее и понятнее всего к Сибири термин - север.  У топонима "Сибирь" есть температура, как и у слова "север".  Но и само слово "север" (иногда в диалектах и топонимике встречается "Сивер") требует перевода. Широкой родственной парадигмы собственно слова "север" нет, но можно порасшифровывать. Вполне подходит  "сырой" или "суровый" .  То есть. Сибирь - это север, север, Север - это сырое, суровое место.   

ТО

 Везде мы приводили в основном славянскую  топонимику.  Но если капнуть, пристально взглянут на карту России, то сплошь и рядом мы встретим неславянскую топонимику. Москва, Кама, Волга, - всё это финно-угорские названия. Блоковское "да скифы, да азиаты мы" я даже не преувеличение.  Финно-угры - не индейцы-соседи восточных славян, на что указывают небольшие группы народов, говорящих на финно-угорскихх языках и имеющих свои автономные республики или округа.  Восточно-славянский мейнстрим - это Иваны, почти не помнящие своего финно-угорского родства.  Прародиной финно-угров обычно считают Урал. Как правило , южный, так как на юге потеплее. Но вот член-корреспондент РАН А. К.  Матвеев указал на куст озер в окрестностях Екатеринбурга  с общим формантом ТО:  ТаваТУЙ, АяТЬ, ШиТЫ, ВашТЫ, ИсеТЬ, БалТЫМ.  Сюда же входит старое название озера Чусовское (БалТОУ). Если с названия озера ШарТАШ , снять татарское переоформление (Шар - желтый, ТАШ - камень), ведь странно, что озеро называют "камнем" да ещё и "желтым". тогда как он серый или сине-серый, то получится восемь озер с форматом ТО, что на языках восточных финноугров означает "озеро". Таким образом, в древности, как и поныне, центром Урал был Средний Урал, окрестности современного Екатеринбурга.  То есть, эти места тот ареала или его часть, который естиь Прародина финно-угров, а значит и славян русских.  А вот тут связь славян-русских с неславянами фиино-уграми  требуется разъяснить.

МОНГОЛЫ

Но тут требуется  поговорить о монголах и монголоидах. Монголоиды, согласно школьному учебнику, возникли в пустыне Гоби.  По-моему мы проходил в седьмом классе, и это мне показалось странным. Я тогда не мог подумать, что учебник не прав, я подумал, что я чего-то не пойму в этой сложности бытия.  Теперь мы , конечно, должны сказать, что генезис монголоидов пустыне Гоби  - бред.  Большие языковые группы не могут возникнуть на острове, горном а оазисе, в затерянной в джунглях деревне.  Большие группы должны возникнуть на достаточно большой территории. Это тем более справедливо для расы, которая даже больше, чем самая большая языковая группа.  Пустыня Гоби не годится для зарождения столь большой расы как монголоидная. Никак. Монголоиды возникли на евразийском севере во времена, когда евразийский север представлял собой тундростепь.  Северо-евразийская тундростепь возникает после ледникового периода. Огромное количество мамонтов  позволяет поддерживать растительность тундры в изобилии, так что фауна тундростепи в то время превосходила, чем сваны современной Африки.  Люди имели  изобильное мясное питание, шкуры зверей и так далее. Но мамонты вымерли, и тундростепь деградировала, так что человек северной степи, ушел на юг. На Дальнем Востоке  и в  Америках  северная раса оказалась доминирующей, а на восточно-европейской равнине и Средней Азии монголоиды смешивались с европеоидами  в разных пропорциях (тюрки, финноугры, индоевропейцы) .  Термин "монголоиды" произошёл от термина "монгол", а вот монголов приставили к жителям МНР искусственно.  Термин "монголы" в свете фонетических переходов, которыми оперирует лингвисты-этимологи, очень похоже на слово "маньчжуры" ("г" чередуется с "чж", ""л"  - с "р").  Термин "монголы" (в Индии "моголы") , возможно, восходит к славянскому "мога" (власть , сила); близкие слова: могучий, могущество,  латинское "magnus" (большой). 

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

А теперь возвратимся к индоевропейцам, их прародине.  Тут историки-лингвисты ведут себя знакомым образом: вокруг да около, перечисляют сонм версий, критикуют-журят  одни, указывают на сильные места других, но точек над и категорически ставить отказываются, пудрят мозг студентов, аспирантов, любителей сумасбродными теориями, что индоевропейцы возникли на одном из остров Эгейского моря.  Прародина крупнейшей языковой семьи  должна быть на широком . пригодном для обитания пространстве.  В сущности - это долины рек.  Строго говоря, иного места, чем северо-западное, северное Причерноморье, куда впадают крупнейшие европейские реки Дунай, Днестр, Днепр и Дон, нет.  Даже долина Ганга не столь удобна, но индийская версия не подходит также и потому, что известно, что туда индоевропейцы пришли, а не вышли. То есть, индоевропейцы возникли на восточно-европейской равнине. И возникли они из чего-то, кого-то. Древнее индоевропейцев - финноугры, тюрки, адыги, картвелы, семиты-прасемиты, пра-баски и какие-то народы не сохранившие следов.  Даже и на сегодня мы видим, что аборигенами восточно-европейской равнины, помимо славян, балтов и германских этносов, являются мордва, марийцы, коми, удмурты, карелы, финны, эстонцы, венгры, - то есть финно-угорские народы. Взаимодействие финно-угорских народов как между собой, так и с южными народами привело к возникновению нового языка с принципиально новыми качествами. Это качество известно в лингвистике как флективность.  Этот язык был праязыком индоевропейцев (он же Праславянский язык). Причем,  лексическая основа индоевропейских, тюркских, финно-угорских языков  почти одна и та же. Это позволило советскому лингвисту Иллич-Свитычу В.М. выдвинуть теорию "ностратизма", то есть, общности ряда языковых семейств.  Индоевропейцы имеют язык отличающийся флективностью. Праязык индоевропейцев обычно  считается некой виртуальной сущностью, хотя "козе понятно", что европейский Праязык - это праславянский язык и есть.  Крупнейшим и "наиболее архаичным" из славянских языков является русский. Конечно, архаичные реалии можно обнаружить и в прочих славянских языках, а также в латышском и литовском языках. У русского народа даже две прародины-основы: наряду с праславянскими корнями это и финно-угорские корни. Тюркское влияние связано с временем становления и развития русской государственности.  То есть, финноугры - дважды субстратны к восточному славянству (сначала финноугры явились прародителями праславянства, а потом большая часть финноугров были ассимилирована восточными славянами). Тюрки же  проявили себя суперстратно.  Хотя это всё схематично и условно. Главное тут в том, что восточно-европейская равнина принципиально предназначена для метизации, интеграции, кооперации, союзничества, синтеза народов.  То есть, экзогамная, комплиментарная установка (геополитическая ситуация)  не закрылась после генезиса индоевропейцев-славян, а так и осталась открытой, так что генезис продолжается. .