Рубеж - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Россия, 2017
Режиссёр – Дмитрий Тюрин
Сценарист – Александр Шевцов
В главной роли – Павел Прилучный
Жанр- военно-историческая драма, фантастика
_______________________
Я с большим опасением приступала к просмотру этого фильма. Для петербуржцев Невский пятачок – святое, здесь проходили самые кровопролитные бои под Ленинградом, из которых выбраться живым удавалось немногим, обычно только в результате тяжёлого ранения. В школьные годы мы каждую осень приезжали сюда, встречались с ветеранами, у некоторых мне довелось побывать дома. Это реально страшное место, где в сторону от дороги нам не разрешали заходить, потому что даже в конце 70-х то и дело кто-то подрывался в здешних лесах, и всё равно после каждой поездки мы приезжали с набитыми в карманы пулями, гильзами, патронами, один раз нашли недалеко от дороги ржавый пулемёт.

Мне казалось, что тема «Невского пятачка» с фантастикой абсолютно несовместима. Но, надо признать, авторы подошли к ней более чем деликатно – пришедший из будущего герой не вмешивается в происходящие события, он только их видит своими глазами – не он их меняет, а они - его. Мало того, герои прошлого – не выдуманные персонажи, это реально воевавшие на Невском пятачке люди и фильм воспроизводит их истории максимально приближённо к современной реконструкции тех событий.

Кроме того, картина поднимает тему поисковиков – людей, которые выезжают на места боёв для того, чтобы похоронить погибших во время войны бойцов. О поисковиках писала Коростелёва в своём романе, там я впервые о них узнала, и эта тема, сама по себе, очень интересна, она достойна большего освещения и в литературе, и в кино, так что респект создателям фильма за неё.

И ещё они поднимают реально существующую проблему, вернее, на ней строится фабула фильма, - о разработке песчаного карьера на месте «пятачка», которая одно время была приостановлена, а после вновь возобновлена - что важнее: неприкосновенность памяти о тех трагических событиях или бабло... «Мёртвые не должны мешать живым», - говорит главный герой фильма в одном из первых эпизодов, и чтобы понять свою неправоту, ему придётся не только стать свидетелем боёв на Невском пятачке, но и найти здесь своих родных (а ведь одно дело – незахороненные кости безымянных солдат, другое – твоего собственного деда).

Я читала, как фильм ругают за недостоверность – дескать, как девушка-поисковик может влюбиться в наглого предпринимателя, который собирается разрушить места раскопок? (При этом критиков вовсе не смущает недостоверность фантастических элементов картины, которые, кстати, вполне укладываются в стройную и красивую сюжетную схему.) Но, в самом деле, тут и не может быть полнейшего реализма, ибо фильм наполнен хоть и простыми, но важными символами. Он вообще не о любви главных героев, он о войне, о связи поколений, о том, что война вошла в нас на генетическом уровне и может проснуться в любой момент даже у некоторых отмороженных, если в душе хоть что-то осталось, кроме денег, о том, что прошлое влияет на настоящее, даже может ранить или убить, пусть и не пулей, о том, что если потомки помнят свои корни и защищают память о предках, значит, те погибли не зря. 8,5 из 11.