8. Создание Восточного фронта

Валерий Горелик
На первом этапе существования Красной Армии ей приходилось действовать по правилам, диктовавшимся малой численностью и разрозненностью ее частей. Иногда достаточно было двинуть десяток эшелонов в направлении определенного центра, и противнику приходилось спасаться бегством от бронепоездов подальше в степь или в лес.

Но к середине 1918 года красным отрядам противостояли уже оформившиеся группировки, имевшие трофейную артиллерию,  конницу и прочие транспортные средства, позволявшие удаляться от железных дорог. "Эшелонная война" подходила к концу. Нужно было формировать вполне регулярные соединения и штабы. Добровольческих войск явно не хватало для отражения новых угроз.

В этих условиях 29 мая 1918 года ВЦИК принял постановление "О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию", в котором говорилось:

"Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны, как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контр-революции, как внутренней, так и внешней.

Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов. В виду сложности дела и трудности его одновременного проведения на всю территорию страны, представляется необходимым начать, с одной стороны, с наиболее угрожаемых областей, с другой стороны, с главных центров рабочего движения.

Исходя из вышеизложенного, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет предписать Народному Комиссариату по военным делам разработать в недельный срок для Москвы, Петрограда, Донской и Кубанской областей план осуществления принудительного набора в таких пределах и формах, которые в наименьшей мере нарушали бы ход производственной и общественной жизни означенных областей и городов.

Соответствующим Советским учреждениям предписывается принять самое энергичное и деятельное участие в работах военного комиссариата по исполнению возложенных на него задач."

8 июня 1918 года мобилизация рабочих и крестьян в Красную Армию началась в Московской губернии и Поволжье. Для действий против белочехов в Поволжье 31 мая был сформирован "Чехословацкий фронт" во главе с А.Ф.Мясниковым, имевшим недолгий опыт командования развалившимся Западным фронтом.

Однако случайное объединение разнородных отрядов было временным выходом из положения. Частям Мясникова не удалось пробиться ни к Самаре, ни тем более - к Челябинску.

В конце мая в Поволжье и на Урал выехал член коллегии наркомата по военным делам Н.И.Подвойский, чтобы выработать новую систему управления войсками в зоне белочешского мятежа. Одновременно в Екатеринбург был направлен член Высшей военной инспекции Рейнгольд Иосифович Берзин.

На южно-уральском направлении были созданы оборонительные участки: Урало-Оренбургский фронт под командованием В.В.Яковлева (К.А.Мячина, 1886-1938), Оренбургский фронт под командованием Г.В.Зиновьева (1887-1934) и Златоустовский фронт, подчинявшийся Р.И.Берзину. Впоследствии в связи с падением Уфы 5 июля управление войсками на этом участке было нарушено.

13 июня условный "Чехословацкий фронт" был преобразован в Восточный фронт. Командующим новым объединением был назначен М.А.Муравьев, на счету которого к этому времени были победы над Красновым, Центральной радой и румынами.

Репутацию будущего командующего портили истории с демонстративными расправами и реквизициями на Украине, за которые его отдали под суд. Но в критической ситуации выбирать не приходилось. Штаб Восточного фронта разместился в Казани. Одновременно для борьбы с антисоветскими формированиям на Урале и в Зауралье 13 июня был образован Северо-Урало-Сибирский фронт, которым командовал Р.И.Берзин.

Вслед за созданием Восточного фронта началось формирование привычных для полноценной войны соединений. 19 июня 1918 года была образована Первая армия. Ее предшественница с тем же номером действовала на Украине и была расформирована в мае того же года.

Командующим Первой армией был назначен А.И.Харченко, которому предстояло действовать на сызранско-симбирском направлении. 26 июня его на этом посту сменил М.Н.Тухачевский.

Директивой командования Восточного фронта № 3 от 16 июня 1918 года Оренбургская и Уфимская группы войск были объединены во Вторую армию под командованием В.В.Яковлева, однако тот отказался от назначения, ссылаясь на отсутствие военного опыта.

26 июня Л.Д.Троцкий назначил командующим Второй армии эсера бывшего полковника Ф.Е.Махина, который 3 июля, с частью своего штаба перешел на сторону Народной армии Комуча. Махину предстояли неоднократные политические метаморфозы, в конце которых он стал членом Компартии Югославии.

Возглавивший 2-ю армию А.И.Харченко 5 июля последовал за предшественником, перейдя на сторону противников Советской власти и сдав Уфу. После двойного предательства своих командиров остатки 2-й армии под командованием В.Н.Блохина отошли к низовьям Камы.

Также в результате разгрома пришлось переформировывать части Северо-Урало-Сибирского фронта, на основе которых 20 июля была образована Третья армия Восточного фронта, которую возглавил Р.И.Берзин.

За месяц до этого 20 июня на базе частей Особой Саратовской армии была образована Четвёртая армия под командованием бывшего полковника А.А.Ржевского, который сумел вытеснить отряды Комуча из Вольска и Балакова.

Первые результаты военно-административных преобразований были довольно скромными. После стремительного расширения зоны чехословацкого мятежа продвижение легионеров и их союзников замедлилось. Восточный фронт пополнялся частями за счет отрядов, прикрывавших линию разграничения с германскими войсками. Начали прибывать пополнения, полученные за счет мобилизации.

На отдельных направлениях части Красной Армии задерживали противника и даже смогли 8 июля отбить Сызрань. Однако перелом в боевых действиях так и не наступил. Война, как болезнь, переходила из острой фазы в хроническую.


1. А.А.Симонов. Главком М.А.Муравьёв и создание Восточного фронта (июнь–июль 1918 года). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2013.

2. Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922 гг.). В 4-х тт. Т. I. М. Воениздат. 1971. 788 с.

3. А.В.Бакунин. В.И.Ленин и Восточный фронт в 1918-1919 гг. Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. 1917-1922 гг. Новосибирск. Наука. 1985. С. 89-97.

4. Р.И.Берзин. Этапы в строительстве Красной армии. Харьков. 1920.

5. А.В.Ганин. Малоизвестный эпизод советского военного строительства. Попытка упразднения Восточного фронта летом 1918 года. Военно-исторический журнал. 2017 г. № 8.

6. С.М.Кляцкин. На защите Октября. Организация регулярной армии и милиционное строительство в Советской республике. 1917—1920. М. 1965.

7. А.П.Ненароков. Ленин и создание Восточного фронта. Военно-исторический журнал. 1968. № 12. С. 3-12.

8. В.М.Арутюнян. Военно-организаторская деятельность А.Ф.Мясникова (Мясникяна), 1917-1925 гг. Автореферат кандидатской диссертации. М. 1989. 20 с.

9. О.Ю.Калнин. Борьба на Восточном фронте. Симбирская губерния в 1918-1920 гг. Ульяновск. Ульяновское книжное издательство. 1958. С. 33-49.

10. Е.И.Медведев. Гражданская война и военная интервенция на Средней Волге в 1918 г. Куйбышев. 1959.

11. Н.Варгин. Об освещении боевых действий Восточного фронта Красной Армии в 1918-1920 годах. Военно-исторический журнал. 1968. № 5.

12. А.Л.Литвин. Некоторые итоги и перспективы изучения начального этапа советского военного строительства в Поволжье и Приуралье. Революционное движение в русской армии в 1917 году. М. 1981.