Ночной рассказ

Андрей Вертипрахов
      После ужина охотники укладывались спать в старой избушке, которая стояла на окраине поселка. Хозяин, дед Ефимыч, с хозяйкой приняли их гостеприимно, за ночлег хозяин взял с них пачку патронов двадцатого калибра. На полу у печки в ряд друг к другу охотники расстилали куртки, телогрейки, под голову укладывали рюкзаки. Кто был  старше ложились с краю, молодых укладывали в середину. После долгого дня и горячего ужина у всех было одно желание – упасть спать под крышей, у теплой печки, вытянуть набитые, усталые ноги и захрапеть. Все уже улеглись, как хозяин дома Ефимыч пошел на улицу, он тихонько толкнул ногой лежащего с краю Юрку, потом махнул ему рукой, приглашая с собой. Юрка встал и вышел из дома, за Ефимычем.
 - Юрка, - обратился Ефимыч, - у вас выпить есть?
 - Найдем, а что ты за столом не сказал, мы бы достали, - ответил Юрка.
 - Нельзя за столом, старуха ругается. Не любит она, когда я с мужиками выпиваю, боится за меня. Вдруг со мной что-нибудь случится, «скорая» не приедет, хоть зазвонись, а хоронить ей меня одной не с руки, - продолжил дед.
 - Ну, если боится человек, может и не надо тогда, ты же не молодой, вдруг давление или желудок прихватит…
 - Да, знаешь, когда уж жизнь прожил, да Бог с ним с давлением, поговорить с мужиками и выпить хочется, - уговаривал дед Юрку.
 - Я сейчас принесу, подожди, - ответил Юрка и зашел в дом.
    В сенях под светом полной луны был накрыт стол. Нарезанные свежие, с огорода овощи, домашнее копченое сало, пироги с капустой, зеленый лук, солонка, два граненых стакана и бутылка водки.
 - Ох, и хорошо…, -  сказал Ефимыч, и закусил зеленым луком, -  брат у меня был Пашка, царствие ему небесное, не к ночи помянутый – перекрестился дед. Разоспорились они с батей, не помню по какой причине.  Батя ему говорит:   « Мол, по ночам в тайге по дорогам черти ездят».
 А Пашка бате: « Не верю»  Фома неверующий. А батя ему: « Пойди, милый друг проверь, попробуй на дороге уснуть, ночью». Пашка собрался: « Я, говорит он,  не на дороге спать буду, а на перекрестке, чтобы наверняка». Ушел в тайгу, развел костер, пристроился спать…
    Юрке стало интересно, и он налил  чуть-чуть в граненые стаканы.
 - Дурак, он и в тайге дурак, - продолжил Ефимыч, -  под утро домой прибежал, сам не свой…
 - Что говорит? – спросил Юрка.
 - Ничего, молчал недели три, потом у бати прощения попросил, в город ездил, свечки ставил. Наливай, - предложил дед, - после уж, когда отпустило, рассказал, что с ним приключилось.
    Собеседники выпили, закусили, дед закурил и продолжил:
 - Вот, - говорил Пашка, - развел я костер на перекрестке, потом постелил фуфайку, между колеями и лег спать. Тихо в тайге ночью, птички-невелички спят, комаров и мошек дым отгоняет – благодать. Я, - говорил он, - почти заснул, как подо мной земля дрожать стала и бубенцы зазвенели. Протер глаза, вижу, перед костром тройка стоит, лошади глазами моргают, ноздрями крутят, копытами о землю бьют. Ямщик говорит: « Уходи с дороги, а то задавлю!»  А брат ему: « Пошел ты на три буквы или еще куда по дальше, я тут спать буду.» Наливай Юрка.
    Ефимыч взял со стола пирог, выпил с собеседником, крякнул и продолжил:
 - Ну, значит, второй раз тройка прискакала. « Пусти меня, мне ехать нужно», - говорит ямщик,  а брат ему по матери да по отцу, матом кроет. Уехала тройка в тайгу обратно. Брат задремал и видит, во сне молодая девушка берет его за руку и говорит:
 « Уходи с дороги, третий раз черти тебя не пощадят». Проснулся брат, чувствует, земля дрожит, бубенцы звенят по всей тайге, копыта о землю бьют, как в барабаны, мчится тройка, земли не касаясь, невзирая на костер и брата…
 - И что дальше, - спросил увлеченный рассказом Юрка.
 - Наливай, - командовал чуть захмелевший дед.
    Юрка плеснул по стаканам.
- Летит тройка, земли не касаясь, по дороге. Брат только и успел откатиться в сторону, костер разлетелся по сторонам, углями в разные стороны. Видит брат, вместо ямщика черт сидит с рогами, рыло свиное, лохматое, слюни по губам текут, вожжи не руками, а копытами держит…
 - Да, ну, - возмутился Юрка.
 - Вот тебе и ну, - продолжил Ефимыч, - не веришь, сходи на перекресток, проверь.
 - Бог с тобой, - перекрестился Юрка и выпил.
    Дверь приоткрылась и появилась голова хозяйки:
 - Ты опять сказки перед сном страшные рассказываешь, и почему ты с бутылкой сидишь? – удивилась хозяйка.
 - Да, Людочка, я так, для запаха, чуть-чуть. Ты же знаешь…
    Дверь закрылась, Ефимыч допил с собеседником, и они пошли спать. Юрка долго ворочался, под храп своих братьев по оружию и думал:
 - То ли байка это, то ли быль?    

 21.03.18. Андрей Вертипрахов.