Работа на даче, как способ похудения

Михаил Бортников
Всю прошлую зиму я медленно, но верно набирал вес. Причина понятна и банальна - переедание и малоподвижный образ жизни. Из треугольника холодильник - плита - компьютер я выходил редко, а и из дома ещё реже, на часок, ноги размять. Нет, я старался как-то держать себя в форме, даже в бассейн абонемент купил. По утрам традиционно стелил на пол коврик для занятий утренней гимнастикой, но одновременно и кофе заваривал, а после него как-то уже и не до физкультуры. Плавать меня тоже не очень тянуло. Так что в бассейн я ходил зимой раз в неделю, и оправдание даже иногда было - гололёд, убиться можно. В апреле, наконец, резко потеплело, и я свои прогулки удлинил, даже к морю стал выбираться, в Лузановку. Но общей картины вылазки на природу не изменили.

Вес продолжал медленно увеличиваться, одолевала одышка, нагибаться и сгибаться становилось всё тяжелее, обуваться, шнурки на туфлях завязывать - всё труднее. А когда дочь купила билеты в театр, оказалось, что я "вырос" из своего выходного костюма. Расстёгнутый пиджак не очень бросался в глаза, но брюки?! Ладно, утешал я себя, костюму десять лет, он всё равно из моды вышел. Осенью новый куплю, если не похудею каким-то чудом. Последней каплей, переполнившей чашу моего "самонедовольства", стал всё же вес. К ста пяти килограммам я уже привык, свыкся с ними, но сто шесть - это явно перебор. Та самая соломинка, которая верблюду хребет ломает. И на следующий день, двадцать четвёртого апреля, решив кардинально изменить образ жизни, я уехал на полузаброшенную дачу.

Дача наша представляет из себя двухкомнатный дом с мансардой и двенадцать соток окружающей его земли на высоком берегу Тилигульского лимана Чёрного моря. Мало кто, наверное, знает, что по-гречески "лиман" означает залив, бухту. Вот и наши  одесские лиманы, были когда-то морскими заливами, вернее, руслами различных рек, сейчас же их отделяют от моря полосы земли, где шире, где уже. И известная всем по песне Марка Бернеса одесская Пересыпь -это как раз и есть низменный участок города, отделяющий от моря Хаджибейский и Куяльницкий лиманы.

Лиманов вокруг Одессы много, только больших семь штук. На берегу Сухого лимана расположен город Ильичёвск, недавно переименованный в Черноморск с Ильичёвским грузовым портом, который больше Одесского.

Широко известен, как курорт, Куяльницкий лиман, вода в котором намного солоней морской. Это, практически, рапа - концентрированный раствор морской соли, в котором можно лежать без движения в любой позе. Много лет назад на этом месте протекала  река Большой Куяльник, впадающая в Чёрное море. Река со временем пересохла и дельта её отделилась от моря наносом из песка, а перед устьем образовался знаменитый лечебными свойствами лиман Куяльник — Украинское "Мёртвое море".
 
Вот примерно так же образовался и Тилигульский лиман. Глубоководная когда-то река Тилигул обмелела, а на месте песчаной пересыпи проложили шоссе Одесса-Николаев. Но сообщение лимана с морем сохранилось, и с прошлого года ведутся работы по очистке канала, позволяющего морской воде свободно попадать в лиман. По оценкам специалистов, на сегодняшний день Тилигульский лиман – самый чистый водоём Украины.

Мнению этому я склонен доверять, так как населённых пунктов по берегам лимана мало, производственных стоков - никаких, и его выбрали для себя перелётные птицы. А птица телевизор не смотрит, её не обманешь. В окрестностях Тилигульского лимана живут и животные: белки, зайцы, лисы. Фазаны и куропатки по сельским дорогам гуляют. Сюда любят приезжать неорганизованные туристы с палатками. А штормы на лимане бывают нешуточные. Недаром турки называли лиман "Дели Гол" - Бурное озеро.
 
Дача наша расположена на ближайшей к лиману улице дачного посёлка, она даже и называется Тилигульской. Впервые моя жена приехала в это место осенью 1999 года без меня, праздновать день рождения знакомого, бывшего моряка Северного флота, военного врача, капитана первого ранга, назову его для удобства просто Иваном. Соседнюю дачу занимал его друг, подводник, в прошлом, командир подводного крейсера, капитан первого ранга в отставке, по имени Геннадий, отчество его, и фамилию, специально не упоминаю, так как человек он очень заслуженный и известный. В общении же оба друга - моряка оказались простыми, компанейскими и приятными людьми.
 
Вот в компании бывших военных моряков и их жён мои Люда с Катей провели тёплый вечер, и, конечно, ночевать остались, оттуда при всём желании не уедешь, не на чем. Компания Люде понравилась, место на обрывистом берегу Тилигула - тоже. Воздух там замечательный, с городским не сравнить. А тут ещё моряки стали её уговаривать пройтись утром по посёлку, посмотреть на продающиеся участки, которые Гена, как председатель кооператива, хорошо знал. Дело было осенью, а ранней ещё весной, я вернулся из рейса.

Первый рейс на "Полидинамосе" оказался удачным и давал надежды на постоянную, наконец, работу, а цена участка, который Люда облюбовала, нас устроила. Мы даже не задумывались о том, как туда добираться будем без машины. В пятьдесят лет мы всё ещё были молоды и беспечны.

Дачу моя жена полюбила всей душой. Фруктовый сад на ней уже был, а Люда занялась цветоводством. Только роз у нас через несколько лет появилось больше пятидесяти кустов, росли пионы, нарциссы, а тюльпанов разнообразных просто не пересчитать.

Выращивали и овощи, обустроили грядки, со временем устроили капельный полив. Но последние два года дача пустовала, деревья без полива большей частью засохли, сорная трава заполнила всё пространство, от забора до забора.

Объём предстоящей работы я себе представлял хорошо, и за дело взялся с первого дня. Начал с уборки дома, мойки полов, окон, выбивания пыли из ковров и ковриков, просушки на солнце подушек и одеял. Погода, к счастью, стояла солнечная и теплая. Через три дня переключился на участок. Основной задачей я себе поставил очистку территории от сухостоя и сорной травы.

Неделю я "пахал" с семи утра до девяти вечера и спал, как убитый немец. А Первого мая приехала дочь, навезла две корзины продуктов, нажарила шашлыков. И дальше мы уже работали вдвоём, Катя у меня на участке главная. Каждый вечер заканчивался трёхчасовым сжиганием скошенной за день травы и нарубленного хвороста.

И не надо, оказывается, специально худеть, надо просто работать. Почти четыре килограмма живого веса испарилось. И все абсолютно брюки снова стали застёгиваться, хотите верьте, хотите нет. Сплошная экономия.

А в лимане я уже перед отъездом домой, третьего мая выкупался. Вода прогрелась до двадцати градусов, чистейшая, каждый камушек на дне виден. Дикий пляж наш, конечно, запущен, но в этом есть и своя прелесть. В четыре часа дня вокруг - ни души.