II. Гл-10. Отпуск - Ленинград

Геннадий Чергизов
 ***  Мой первый боевой самолёт  ***

    Выполнил я пару полётов в сентябре и нас, лейтенантов, кому не «посчастливилось» попасть в отпуск зимой, отправили в очередной отпуск.  Это был мой первый отпуск из полка и один из немногих, когда не надо было обязательно ехать в санаторий. Думаю это потому, что после отпуска нас должны были отправлять дальше, в другие полки и доктор не хотел с нами заморачиваться. Я  запланировал поехать к родителям во Фрунзе, потом  в родной город Грозный, увидеть там родственников да  друзей-одноклассников, а там недалеко и до Ставрополя, нужно заехать  и к друзьям-однокашникам.  Также запланировал посетить  славный город Ленинград. Хорошо, что в санаторий ехать не надо, а то бы пришлось двадцать четыре дня из отпуска вычеркнуть. Отпуск сорок пять суток, плюс «на дорогу» пару суток из расчёта «перемещения»  самолётом. Итого набегает около пятидесяти суток. 
 
     Отпуск начался поездом  на Хабаровск, потом  самолётом  до Алма-Аты,  автобусом  до Фрунзе. А  там тепло, свежие фрукты, узбекские  арбузы, туркменские  дыни. На каждом шагу манты и шашлык.  Никаких построений, нотаций командиров, никакой «писанины»  и никаких зачётов – красота.   Отоспался, отлежался.  В общем - набездельничался.

     А тут от Коки из Запорожья телеграмма – «срочно приезжай, у нашего однокашника свадьба». Иду на почту отбить телеграмму, что вылетаю. Решил телеграфировать с юмором, типа – «Встречайте, одно место весом 65 кг…», но у почтовых тёток с юмором было туго – пришлось  доказывать, что я  не «англицкий  шпиён»…

      Сборы были недолгими. Аэропорт, самолётом до  Мин-Вод, пересадка и снова самолёт до Запорожья. В аэропорту Кока встретил меня прямо у трапа самолета. Вот, что значит аэродром совместного базирования. Аэродром, аэропорт, авиагородок, где Кока живет – всё рядом. С корабля на бал, – сразу попал к однокашнику Ване Пальшину на свадьбу. В ресторане погуляли, «горько» покричали.
Кока с его женой Наташей знакомили меня со славным городом металлургов Запорожьем. Большой, красивый город на берегу Днепра. Набережная, центральный проспект,  ДнепроГЭС.  Всё впечатляет. Особенно заводские дымы. Чувствуется мощь советской металлургии… 

     В Запорожье  на аэродроме «Мокрая» в славном ПВОшном полку  летают на не менее славном Як-28П ещё несколько наших однокашников:   Лопатько, Злобин, Задера, Пугачёв, Пальшин.  Попасть в запорожский полк после училища было большой удачей. Моим однокашникам сильно повезло – это не знойная Средняя Азия, не далёкий Дальний Восток. К тому же аэродром и военный городок находятся буквально рядом с таким большим городом, как Запорожье. Ещё и на, как считалось, сытой и благополучной Украине.  Не так много мест было в Союзе, куда считалось попасть после училища удачей. Запорожский полк относился именно к таким.

     Собрались втроём – я,  Коля Нагорнов и Славик Лопатько и отправились в запорожский ресторан «Интурист». Как мы курсантами представляли свои будущие походы в ресторан!?  Совсем не так! А сейчас как-то всё буднично, серо. Нет никакого восторга и «романьтизьму». Даже обидно.

     Однокашники мои в запорожском полку серьёзно продвинулись по Программе. Как рассказывают, летают много. Но завидуют почему-то мне – мол, Дальний Восток, романтика. Да, можно мечтать о романтике, находясь в крупом городе, «при цивилизации».

    Как и планировал, побывал я в Грозном, заехал на пару дней в Ставрополь. Валера Махиборода  летает лётчиком-инструктором  в Холодногорске, уже «возит» курсантов.  Холодногорск -  это  учебный полк рядом со Ставрополем. Его называют «придворным». Инструктора живут в Ставрополе. Многие, в том числе и Валера Махиборода с Саней Горошко, получили квартиры в «Пентагоне». Так называют жилые  дома рядом с нашим училищем, где живёт  командование и офицеры  училища. Саня, по-моему,  вообще живёт на одной площадке с  начальником училища генералом Н.Г. Голодниковым.

     Ходили с  Валерой и Саней Горошко к училищному МиГ-17. Он стал своеобразной визитной карточкой СВВАУЛШ.  Валера с Саней подарили мне кепку – «аэродром».  Носить я её не носил, но сфотографировались все вместе и с кепкой.

     Полетел в Ленинград. Октябрь. Солнца нет и в помине. Сплошная облачность. Серыми  тучами затянут весь небосвод. Мрачно,  настроение  соответственное. Знакомых в Ленинграде нет, думаю - остановлюсь в гостинице. Нашёл в центре гостиницу «Ленинград». Пришёл на регистрацию. Сильно наивным я оказался. На регистрации посмеялись незлобно, сказали, что свободных мест у них не бывает. Посоветовали обратиться в гардероб. Там гардеробщик на мой вопрос – «Может ли он помочь с жильём?», живенько отозвался вопросом:
- В каком районе желаете остановиться?
Мне было всё равно, никаких районов я в Ленинграде и не знал.  Он достал пухлый блокнот, полистал его, потом куда-то позвонил и вскоре, в обмен на какие-то пять рублей, я держал в руках бумажку с адресом и маршрутом следования.
- Комната у старушки, не дорого, - пояснил гардеробщик.

     Согласно расписанному на бумажке маршруту следования, добрался я на метро до Финляндского вокзала, где Ленин стоит на броневике. Далее автобусом. Вышел на остановке, уже смеркается, людей на улице никого. Спросить, где нужная улица и дом, не у кого. Вдруг вижу какого-то мужичка – медленно выходит из-за угла. Я к нему:
- Не подскажите?   
- Подскажу!- отвечает тот не совсем твёрдым голосом.
Вижу, что попался мне не очень трезвый собеседник, хочу уйти, но он берёт меня за руку и обстоятельно объясняет, как найти нужную мне улицу и дом. Благодарю его и хочу двинуться в нужном направлении, но «товарищ» держит мою руку и повторяет мне маршрут.  И ещё долго слышу вслед уточнения моего маршрута. Лишний раз убеждаюсь в разнице ленинградцев и москвичей – москвичи от вопросов приезжих чаще всего убегают, а вот ленинградцы «всегда подскажут». Такую оценку я не раз слышал от своих товарищей, побывавших в «обеих столицах». В чём и убеждаюсь. 

     По адресу нашёл нужную квартиру в пятиэтажке. Встретила меня пожилая женщина, провела в комнату, спросила, на сколько дней я  хочу остановиться. Назвала свою цену за комнату, совсем не дорого. Только предупредила, что эту ночь со мной в комнате еще переночует один мужчина, он завтра уезжает. Поинтересовалась целью моего визита в Ленинград.   Вскоре появился и «сосед». Им оказался средних лет шахтёр из Воркуты. Тоже, как и я, приехал посмотреть Ленинград.  Дал мне очень дельный совет, как мне построить своё «знакомство» с Ленинградом.  Посоветовал мне сразу же завтра утром пойти в экскурсионное бюро и купить там билеты на все экскурсии, которые я  планирую. Особых планов у меня не было, да и представление о том, что я хочу посмотреть, было довольно смутное. Поэтому, при участии моего «соседа» я прикинул примерный план, что мне посетить за ближайшие десять дней, на которые я рассчитывал. Товарищ этот хорошо знал Ленинград, посоветовал, что мне посмотреть, куда сходить. Но удивил он меня сильно тем, что сам он  ходил чуть ли не каждый вечер на балет.  Как-то плохо в моей голове сочетались понятия «шахтёр» и «балет». Но, как говаривал Козьма Прутков, - «Нет ничего такого, чего не могло не быть!»  На следующий день «шахтёр» уехал в свою Воркуту, а я сделал, как он и советовал. 
И каждое утро, как на работу, ехал в центр через Финляндский вокзал, где завтракал в буфете, посещал намеченные экскурсии, музеи и прочее. Вечером возвращался тем же маршрутом, ужинал в вокзальном буфете, приезжал на квартиру, съедал яблоко, которое  хозяйка мне регулярно каждый вечер оставляла в комнате, и ложился спать.  К концу своего «срока» пребывания в Ленинграде я посетил все достопримечательности, о которых знал раньше и те, о которых узнал уже здесь.

     За короткий период впечатлений было слишком много, я не успевал их    переваривать и  в конце концов просто устал. Но терпел.
Я побывал в Петропавловской Крепости, в Казанском Соборе, где теперь музей истории религии и атеизма, был в Исаакиевском соборе и у памятника Петру Первому. Был на Марсовом поле, в Эрмитаже и на Дворцовой Площади.   Конечно, посетил Смольный и Аврору. Съездил в Петергоф, прошёлся по залам дворца, погулял по парку. Знаменитые скульптуры, в том числе и «Самсона, раздирающего пасть льву», заколачивали деревянными щитами - прятали на зиму.
   
     Съездил на экскурсию  и в Великий Новгород. Посетил там Новгородский Кремль и музей деревянного зодчества. Собрано в музее  много деревянных домов и разных других деревянных сооружений. Смотрятся они гораздо интереснее современных пятиэтажек.  Был и в Юрьевом монастыре. От него веет какой-то величественной стариной, древностью. Кажется, в воздухе витает дух прошлого времени, дух самой истории. Интересный памятник Тысячелетию России в самом  Новгороде. Оказывается, он сделан из того же металла, что и современные монеты, - ведь его восстанавливали после войны. Оригинальный памятник из ценного металла немцы вывезли в Германию.
 
     Всё в Ленинграде было интересно и замечательно, но противоположностью всего этого великолепия была октябрьская ленинградская погода! Всё время нависают свинцовые тучи, моросит противный  дождь,  постоянно дует пронизывающий холодный ветер. Вокруг серые нависающие здания, кругом лужи, с крыш течёт вода. Нева мрачно плещется серыми волнами в таких же серых гранитных берегах. Как же всё вокруг угрюмо и мрачно! И даже, изредка врывающиеся в эту всеобщую  мрачность сквозь редкие разрывы в облаках, узкие яркие лучи солнца  не освещали пространство, а как в театре подсвечивали и картинно оттеняли мрачное великолепие гранитных  набережных и  колоннад,  каменных ступеней многочисленных лестниц, спускающихся к Неве. И знаменитых разводных мостов. Такое вот парадоксальное впечатление от этого,  безо  всякого сомнения, великолепного, монументального  с великой историей гордого Ленинграда.

     Знакомство с Ленинградом закончилось в аэропорту Пулково. Впечатлили движущиеся дорожки под землёй от аэровокзала до выхода к самолёту, похожие на  эскалатор. Небольшая заминка на контроле - обнаружили у меня лётный нож-пилу. Я всегда ношу его с собой, часто им пользуюсь, как-то привык. А здесь посчитали его чуть ли не холодным оружием.  Сказали – «На усмотрение командира экипажа». На входе в Ту-154 встретила меня стюардесса и провела в пилотскую кабину. Там сидит командир - пилот в возрасте, поинтересовался, кто я, откуда и куда. Посмотрел моё «Удостоверение личности». Повертел  нож, осмотрел его. Снисходительно улыбнулся, отдал мне нож и отпустил. На этом «заминка» закончилась.
 
     Особенно приятно встречало солнце меня в аэропорту Алма-Аты. Потом автобус на Фрунзе. Там солнце, тепло, фрукты, манты и арбузы с дынями. Отдыхаю. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошёл к концу и мой отпуск. Пошёл в кассу брать билет «Алма-Ата – Хабаровск». Алма-Ата без вариантов. Из Фрунзе самолёты вообще мало куда «ходють», тем более до Хабаровска. Да и билет у меня уже есть -  «Ленинград – Алма-Ата – Хабаровск» с «открытой датой». Из Ленинграда до Алма-Аты я уже долетел, теперь мне нужно как бы «закомпостировать» его до Хабаровска. Но до Хабаровска билетов нет. В моём направлении есть только до Читы. Делать нечего – беру до Читы. Там, думаю, как-нибудь дальше доберусь, не впервой. В нужный день приезжаю из Фрунзе в алма-атинский аэропорт и в нужное время ищу регистрацию на нужный рейс. Нахожу стойку регистрации моего рейса  и с удивлением читаю, что здесь регистрируют пассажиров и на Читу, и на Хабаровск! Как так!? Оказывается, это один рейс - Ту-154 летит в Хабаровск через Читу! Блин, обидно иметь билет до Хабаровска, но с регистрацией до Читы, и в Чите остаться, а самолёт полетит в почти родной Хабаровск!  Обратился я с просьбой зарегистрировать меня до Хабаровска,  но услышал ответ со сталью в голосе от миловидной сотрудницы, что – «Не положено!». С обидой на весь Аэрофлот лечу в Читу. Будит меня стюардесса:
- У вас билет до Хабаровска, а зарегистрированы вы до Читы?   
- Я!... У меня! 
- Давайте ваш талон на багаж, мы его переместим, чтобы  не выгрузили в Чите, а вы выйдете в Чите с транзитными  пассажирами и вернётесь с ними же.
Я спросонья не сразу сообразил, что стюардесса по  доброте своей просто «спасает» меня,  отдал ей талон и даже не поблагодарил,  свинтус! Так неожиданно решилась моя проблема, и я долетел до Хабаровска.
               
     Прилетаю я в Хабаровск рано утром, полусонный,  помятый и какой-то несвежий. Приспособился я с некоторых пор преодолевать это состояние. Иду в аэропортовскую парикмахерскую - «Побрить, компресс, массаж!» И выходишь новым человеком. Дальше вокзал, вагон и Спасск-Дальний. Серый, холодный и какой-то унылый.  Да и что можно ожидать от погоды в Приморье в начале ноября!
Дома меня ждало письмо от Коки. Пишет, что по программе дошёл до «потолков» днём и ночью. Должны быть стрельбы и после них выгоняют в отпуск. Потом обещают переучивать на МиГ-25. У Коки в полёте замкнуло какую-то  проводку, отказали некоторые приборы – потерял пространственную ориентировку, но всё обошлось.
В ноябре летать в Спасске уже не пришлось. Как и следовало ожидать, я попал в список тех лётчиков-лейтенантов, которых отправляют из Спасска куда-то дальше. И мы здесь уже практически чужие. Ждём приказа.
 
Севастополь – 08.02.2018.


* - на фото: - г.Ленинград - 10.78г. Свинцовые воды Невы.
  Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2018/04/26/367