Помнить нельзя забыть

Анатолий Федосов
Между "вспоминать" и "помнить" порой умещается целая жизнь!
                Новелла


Не могло же случиться
Так, само все собой –
Ведь, мы в сети попали,
А рыбак наш – немой.

Изредка, лишь, напомнит,
Толь во сне, иль – в бреду,
Что, как только наполнит,
Чем-то жизнь – так уйду.   (авт.) 

                «Мы в сети попали»   
               http://www.proza.ru/2014/07/30/1421


Человек приходит в жизнь с определенным заданием, записанным в его душе (полевой форме) – там и кармические отработки, и задачи по отработке генома, и даже задачи ноосферного характера. Трудно сказать, что является первоцелью, а что – приложением. Здесь и мысль, мечта, сожаление в последний период жизни – с этим и приходит он ребенком в новую жизнь, чтобы опровергнуть или подтвердить, закончить то, на что недостало сил и времени. Здесь и и большие грехи, и обиды, которые надо искупить. Могут быть и просто задачи для выправления генома или для его формирования уже для дальнейших судеб. Также, вполне можно предположить, что человек может быть рожден, как посланник для иного человека, новой идеи, нового шага в истории человечества. Но, все же, в большинстве случаев, как бы это не выглядело тенденциозно и смешно, на первый взгляд, человек приходит в жизнь ради памяти – именно она главная цель, итог и смысл жизни. Причем, это именно та память, которая неконтролируемая нашим сознанием, но, которая направляет и контролирует нас.

Здесь важно отметить два важных источника, ваятеля и учителя этой памяти – будь то память тела, передаваемая по наследству, т.е. генетическая память, записанная химическим путем в наших генах или память души, которая принадлежит нашему телу, лишь пока мы живы, и наконец – всеобщая память человечества. Этими творцами памяти являются только ПРИРОДА и ОБЩЕСТВО –  это именно они «лепят» нашу память, которая формирует и нас самих, и нашу жизнь, и нашу судьбу, в конечном случае. Все остальное: материальные ценности, даже духовные и любые иные накопления тела и души не имеют никакого смысла и ценности, пока и если они не закреплены в тех ипостасях, которые неподвластны нашему сознанию, но которые независимо от него, влияют на нас. Причем, смею заметить, и не без основания, что усилия природы, чаще всего, конструктивны и направлены на приспособление человека к меняющимся внешним факторам – потому как они более длительны, непредвзяты и опираются не на идеи, а на естественный отбор. Общество же, зачастую, сплошь и рядом, «искореняет» и «вбивает» в нашу память лишь то, что соответствует текущему историческому. Политическому или экономическому моменту, причем, только для определенных групп людей, которые правят и собираются править миром и с помощью этой памяти, в том числе. Чаще всего, эта память разрушает истинную суть человека, вгоняя его в те или иные рамки, надуманные, тенденциозные и не выдерживающие никакой критики со стороны потребностей, как самой природы, так и природы человека.

Важно отметить, что высшая нервная система человека с его геномом (тело), информационная оболочка тела (душа), а также ноосфера (информационная оболочка земли) – своего рода тройка лошадей, везущая человека по жизни и творящая его судьбу. Причем, роль коренной лошади, которая задает направление и ход для двух пристяжных, как правило, сменяется, между ними. Во внутриутробном периоде, до рождения, - это геном. Он работает и задает всему тон и ход – формирует высшую нервную систему, строит её, подобно тому, как опытный программист создает программу для компьютера – разумеется, она может работать и самостоятельно и готова работать функционально и полезно, но только если в её, контролируемую пользователем, память начнет поступать информация и задания, т.е. программа должна еще «созреть», для того или иного пользователя – для человека этот период «созревания» высшей нервной системы и в первую очередь, коры головного мозга, затягивается вплоть до 18 лет. Само собой разумеется, что даже вполне сложная компьютерная программа, заполненная и дополненная руками начинающего пользователя или ребенка будет очень сильно отличаться от наработок и дополнений в программе «компа» прожженного компьютерщика – уж он то постарается «выжать» из заданной программы все, что она может, а если чего и не может, то в его руках сможет и дополнительно – он её научит, дополнит и догрузит.

Примерно такая судьба и человеческого мозга – один использует его только в примитивных целях, не загружая его «всякой всячиной», предаваясь играм, вольностям и эпикурейству, другой же, усиленно заполняет его, как он считает, полезной для него  информацией, раскладывая её по полочкам и папочкам, третий же учит её мыслить неадекватно, нестандартно и творчески – все это и накладывает определенный отпечаток в процессе «созревания» и головного мозга человека, который, повторюсь длится до 18 лет. Здесь важно ещё раз подчеркнуть, что не только головной мозг влияет на геном, улучшая или ухудшая его, но и сам геном тоже через сформированные им самим, с теми или иными преимуществами или недостатками железами внутренней секреции, тоже пытается управлять работой высшей нервной системы с помощью вырабатываемых этими железами гормонов, доставляемых головному мозгу с током крови. Сразу же следует сказать, что для раскрытия заявленной темы очень важно отметить слаженность в работе сенсорных (ощущающих) и ассоциативных (думающих) зон коры головного мозга, располагающихся вблизи друг от друга, попарно. Ведь, с приходом внешней информации в какой-либо из сенсорных центров, в нем должна образоваться «картина, образ этой внешней жизни». Вот здесь то и приходит головной мозг, подобно витязю к развилке дорог: либо направить эту «картинку» своему ассоциативному центру-напарнику (думающему и анализирующему) для обдумывания, анализа и извлечения полезной новизны, либо с помощью длинных связей (белого вещества мозга), не делая самостоятельных выводов и заключений, просто добавить эту информацию  в глубинные серые части головного мозга, которые неподконтрольны нашему сознанию, но влияют на нас подсознательно, подспудно и косвенно.

Чтобы несколько отвлечься от прописных научных тем, позволю себе рассказать некую поучительную историю, имеющую к этой теме прямое отношение. Пациенту (с его согласия, разумеется), под воздействием сильного гипноза, приказали взять нож и войдя в соседнюю комнату, вонзить его в человека, покрытого простынею ( роль человека выполнял, естественно, манекен). После пробуждения подопытный, разумеется, ничего криминального не вспомнил, но состояние его начало с каждым днем стремительно ухудшаться. О причине ухудшения он ничего сказать не мог. Когда же возникла серьезная угроза жизни и здоровью – опыт был прекращен. Его опять ввели в гипнотическое состояние и чтобы убедить в некриминальности его поступка, сняли с манекена простыню. Естественно, он опять после пробуждения, ничего не вспомнил, но его здоровье, как по мановению волшебной палочки быстро пришло в норму. Так что, даже из этого примера наглядно видно, что есть память, которая нам подвластна и «видна», а есть и та, которая скрыта от нас и недоступна нашей воле и нашему сознанию. Гипноз в том и состоит, чтобы «выключить, усыпить» ассоциативные (думающие, анализирующие) центры головного мозга, оставляя нам только возможность принимать информацию и подчиняться ей сейчас или в дальнейшем, независимо от нашего сознания.

И вот тут-то, мы уже в состоянии выяснить разницу между «вспомнить» и «помнить». Вспоминать мы можем сознательно, причем разными способами, вызывая или привлекая те или иные ассоциации: зрительные, слуховые, сенсорные, обонятельные и пр. Сам процесс вспоминания может быть тоже связан с каким-либо правилом: мнемоническим, событийным, а то и просто с помощью зрительного, музыкального, голосового ряда и пр. Здесь, пожалуй, наиболее интересен пример памяти Шерешевского, он запоминал перечни, состоявшие более чем из 100 цифр, длинные ряды лишенных смысла слогов, стихи на незнакомом языке, замысловатые фигуры, сложные научные формулы и пр. Мнемонический механизм его выдающейся памяти был основан на зрительном видеоряде: прогуливаясь часто, по одной и той же улице, он детально запоминал все особенности стен домов – карнизы, царапины, сливы и желоба и т. д. Весь этот видеоряд он выучил наизусть и процесс запоминания заключался лишь в том. чтобы на определенный подоконник или карниз, в нишу под окном и пр. «посадить» необходимый знак, букву, цифру – все, что требовалось запомнить. И затем, процесс воспроизведения заключался лишь с прогулки с определенного места, в том или ином направлении. Так он мог легко «разложить» по своему видеоряду 100 страниц текста. Любопытно, впрочем, как и легко ожидаемо, что он не мог решить простейшей арифметической задачи – таково было свойство работы его головного мозга.

Теперь коснемся более конкретно, памяти – как формируется она. Я уже упоминал про память, сформированную под гипнозом – она тоже может быть длинной и короткой, и даже «раскинутой» на всю жизнь. Меня, будучи еще десятиклассником, как-то цыганка затащила за сараи и начала свою ворожбу. Выцыганив у меня некоторую сумму, которая, естественно, не могла быть существенной, она удалилась. Я, конечно, быстро забыл об этом маленьком приключении и не вспоминал про него все лето. Однако, в последний день августа, в самый канун нового учебного года, я неожиданно рассорился со своей подругой, чего до этого никогда и близко не было. Придя домой часа в три ночи, и садясь за дневник, мне будто вспышкой молнии вспомнились слова той самой цыганки, повторенные ею несколько раз: «Не выходи из дома в последний вечер августа…». Вот так срабатывает память, в данном случае, уложенная в целое лето. А, ведь, она может быть уложена и на целую жизнь.

Вы, наверное, встречали людей панически боящихся темноты, замкнутого пространства, высоты и пр. – все эти фобии, конечно же, имеют под собой основу: вескую причину, несчастный случай, сильный стресс, причем, не обязательно в этой жизни. Именно сила образа, запечатленного в мозгу и может дать ту память, которая будет жить в нашей душе или в наших генах, не рассказывая о себе подробно, но накладывая все время отпечаток на нашу жизнь. Очень важно отдавать себе отчет. что любой сильный стресс, боль, яркое впечатление от горя, встречи с необычным человеком. явлением, либо от значимой для вас, потери, может не исчезнуть. Забыться со временем, а остаться невидимой «занозой» внутри вас – именно там, куда нет хода вашему сознанию. И эта память будет влиять на вашу дальнейшую жизнь, вызывая фобии, ночные сны, необоснованные чувства: когда вдруг, ни с того, ни с сего вас потянет куда-то, захочется чего-то, созреет неожиданное решение или новая цель. Вот что такое память.

Можно ли формировать память правильно и целенаправленно. Некоторым это удается и изведав однажды этих острых чувств, по собственной воле, они раз за разом «лезут в самое пекло» - им просто необходимы эти острые чувства, снова и снова, которые именно и служат проводниками для попутно встреченных людей, событий и чувств, скрашивающих потом скучные будни приятными воспоминаниями, всплывающими во снах и наяву. Загнать в память что-либо желанное или желательное можно и длительными повторениями – ходить одной и той же красивой тропой, аллеей, одним словом встречаясь с необычным, прекрасным и повторяющимся. Входя в привычку, эта память будет жить с вами долго, и будет скрашивать вашу жизнь непроизвольно и вдруг, словно неожиданный, желанный и приятный гость.

Жизнь есть жизнь, и в ней так сложно избежать потерь, нелепостей и бед. Тем не менее, есть люди, которых тянет «на подвиги» - либо самостоятельно, либо по дурному примеру, либо по злому умыслу посторонних, заинтересованных в том, чтобы и вы были, как они. И однажды сотворив беду, человек уже надолго попадает в капкан не столько тех, кто понуждал, сколько в капкан собственной памяти. И вот она, то тогда денно и нощно будет «грызть» человека, не давая ему покоя и воли. Такой человек будет, как говорят в народе, «порченым» - при всей его внешней, казалось бы, состоятельности и даже успешности он просто вынужден будет брать взамен то, что не положено, чтобы «забить и заглушить» боль от той памяти-занозы, которая болит и требует извлечения, не в этой так в следующей жизни. Поосторожнее надо быть с памятью, которая глубоко в нас. Прошу прощения за сумбурность, некоторую непонятливость, неполноту и непоследовательность изложения. Но, тот, кто захочет – поймет и додумает всё сам.  Удач и доброй вам памяти!!!