К юбилею Карла Маркса

Евгений Медем
   В самом общем представлении жизнь это сосуществование систем различимых особей (тварных систем), имеющих целью продление своего существования (в массе особей и чреде их поколений) и овладения при этом максимально возможным пространством.
   Используя системный подход, полагающий наличие в любой системе операционной, обеспечивающей, обслуживающей и управляющей подсистем, можно увидеть, что жизнь базируется на трех китах.
   Операционная подсистема выполняет целевую функцию жизни (сиречь смысл жизни) – размножение, взращивание и воспитание потомства.
   Обеспечивающая подсистема создает энергетические условия функционирования всех подсистем, поставляя им энергию в той форме, в какой они могут ее использовать. Эта подсистема вырабатывает энергию за счет преобразования материи или усваивает ее непосредственно из внешних источников.
   Управляющая подсистема осуществляет информационное взаимодействие элементов системы между собой и с внешней средой, обеспечивает преемственность наследных признаков особей от поколения к поколению, обуславливает реакцию системы на внешнюю обстановку по широкому спектру параметров.
   Обслуживающая подсистема осуществляет кинематическое взаимодействие подсистем с внешним миром и между собой, реализует перемещение особей в жизненном пространстве и освоение (захват) нового пространства.
   Образно говоря, энергетика, информатика и кинематика и есть три кита, на которых зиждется жизнь как форма существования во времени и пространстве популяции различимых особей.
   Социальная жизнь есть та же система, где энергетика есть производство, кинематика – торговля, а информатика – управление. Операционная суть социальной системы – любовь и дружество народов.
   Поскольку социальная среда не Божеское творение, а порождение человеков, она не свободна от искажений (эрозии). Производство может включать брак (бесполезные и вредные продукты), торговля – спекуляцию, управление – блеф. Разница между управлением и блефом определяется их влиянием на эффективность производства и торговли.
   Любовь и дружество народов тоже подвержены эрозии – от семейных ссор до мировых войн.
   Блеф как управленческий брак особенно опасен, поскольку внешне выглядит как деятельное и респектабельное поведение, но результат его плачевен: дисбаланс производства и потребления, пустопорожняя затрата труда во всех сферах, раскачивание противоречий между людьми. Этому способствуют не только грехи человеческие (страстность, алчность, гордыня, властность), но и глобальное системное (методическое) непонимание взаимосвязи труда и его результатов.
   Философы и экономисты споткнулись на соотношении между обобщенным функционалом результатов труда и суммарным функционалом трудозатрат, создающих этот результат. (Существует даже суждение, отдающее весь этот результат только конечному звену производственной цепи – рабочему. …)
Упомянутые философы и экономисты полностью исключают Божье влияние на формирование (получение, достижение) этого самого обобщенного функционала результатов труда, поэтому так называемый прибавочный продукт стал для них камнем преткновения и источником авантюрных и опасных спекуляций. Никто не хочет замечать, что сверхсуммарный (синергетический) результат труда создается Богом и только им. В сельском хозяйстве это происходит явно и непосредственно, ибо только Божья воля определяет и направляет преобразование материи в растительные и животные продукты. Она также во многом определяет количество и качество плодов, урожая, прироста, приплода и т.п.
   То же в добывающей промышленности – продукт имеет божественное происхождение, отсюда потребительский потенциал добычи много больше трудового вклада.
   В промышленном производстве сверхсуммарный результат достигается через искру Божью, осеняющую творцов (изобретателей, конструкторов, технологов, мастеров, менеджеров и др.), каковая и предопределяет присущие промышленности преобразования материи и результирующий потребительский функционал продукта труда.
   Исходя из полагаемого Божьего влияния, становится ясным, что согласование производства и потребления не может быть благим без любви и дружества народов на основе все тех же заповедей: «Не сотвори себе кумира», «Не делай и не желай другому, чего не хочешь себе», «Возлюби себя не более чем ты возлюбил ближнего», «Не укради», «Не пожелай имущества ближнего» и т.д.
Кстати, есть и такая заповедь: «Не оставляй до утра платы наемнику твоему».
   Взгляд Маркса на существование человечества  как на историю борьбы классов, стал чуть ли не главенствующим в 20 веке и привлек к себе массы социальных завистников, мечтавших «отобрать и поделить». И вернуть «недоплаченное» за прибавочную стоимость. Доктор Маркс придал этому желанию несбыточную легитимность. В его теории зависть стала моралью, насилие – свободой, а грабеж – справедливостью.
Та часть человечества, которая вдохновилась его идеями, смогла истребить многих соотечественников, так и не построив счастливое будущее, о котором столь проникновенно, сколь и туманно, вещал доктор Маркс. Но и это не озадачило его многочисленных поклонников, которые до сих пор не перестают считать его величайшим из пророков 19-20 веков.
   В итоге, Марксова идея классовой борьбы как движущей силы прогресса породила человеконенавистничество. Гораздо плодотворнее было бы говорить о сотрудничестве разных социальных групп в конкурентной среде.

Три дара Богом нам даны:
Душа, чтоб ввысь стремились мы,
Пытливый ум для размышленья
И длань для всякого творенья!

Блажен, кто доброю душою
Себя и близких успокоит,
Кто Божий свет любви несет
И нам пример во всем дает!

Блажен и тот, кто мыслит здраво,
Налево судит и направо,
И гладко речь его течет,
Таким и званья и почет!

Стократ блаженней, кто руками
Кует металл и точит камень,
Копает землю, ставит дом,
Чтоб дух и мысль пребыли в нем!

Его труды весомы, зримы,
Итоги их неоспоримы,
Без них бы жить мы не смогли.
Такие люди –  соль земли!

Но только те, кто нами правят,
Пусть никого из сих не славят,
Что может все лишь только он,
Как демиург и гегемон!

Мы все повязаны глубоко
Чрез Божий дух и Божье око,
И на пути житейских благ
Мы друг без друга ни на шаг!

Инструментальщик и конструктор,
Технолог, менеджер, инструктор,
Снабженец, слесарь, финансист,
Шофер, бухгалтер и юрист…

В громадном деле все совместно,
И кто здесь больший, неизвестно,
Во всем царит круговорот,
Никто не выйдет наперед.

Культура создает опору,
Образованье тянет в гору,
Наука задает мерила
И держит тонус медицина.

Мы ценим соль, но только в меру,
И, положась на Божью веру,
Длим вместе мирно дни свои
В трудах, гармонии, любви.