Генерал танкист

Александр Ерошкин
В 1963 году я учился в десятом классе и начал активно сотрудничать с городской газетой «Кыштымский рабочий». Редактором  тогда был Михаил Григорьевич Бозов, а одним из литературных сотрудников – Александр Владимирович Терентьев, которого я знал ещё со школы. Они-то мне и посоветовали встретиться с советом ветеранов войны и подготовить несколько зарисовок о фронтовых подвигах кыштымцев. Никаких записей той поры у меня не сохранилось, а память может и подвести.

Члена совета ветеранов войны Бородулина я встретил в редакции, он пригласил меня к себе домой, крайний дом у самой воды перед входом в старую церковь. Он предложил мне с десяток имён, я их записал, уточнил адреса по его картотеке, которая хранилась в одной из его папок, и приготовился завалить газету очерками  о подвигах земляков.

Уже на следующий день я был у чекиста Столбикова. Провёл с ним весь вечер. Он оказался очень словоохотливым. Его воспоминаниями я исписал весь блокнот, а потом неделю мучился, чтобы написать одну небольшую заметку. Её опубликовали. Первую строчку я до сих пор помню: «Улица Труда, 10. Я шёл по этому адресу, чтобы встретиться…». Заметку опубликовали, а на следующий день Саша Терентьев  высказал мне, что такие материалы автор должен согласовывать сам: о чекистах – с милицией, о военных – с военкоматом, чтобы не написать глупость и не выдать гостайны. Из моего материала в милиции вычеркнули какое-то одно слово. В классе моих стараний никто не заметил, а в школе заметил и похвалил внук Столбикова Генка, он учился в восьмом классе.

Меня это окрылило и я полетел по новому адресу на улицу Нагорную. Это был большой купеческий дом, в котором теперь жила семья фронтовика. Меня встретили знакомые лица. Мария Ивановна, её сын Коля, двумя годами младше меня, и Саша, самый младший, которого я не знал, но которого, как мне сказали, назвали моим именем. Вот ведь парадокс. В детстве меня называли Шуркой, и только Мария Ивановна  - Сашей и Сашенькой. А теперь я стал Сашенькой, Сашечкой и Санечкой.

Увидев меня, Мария Ивановна закричала:
- Коля,  Коля, смотри,  кто к нам пришёл. Саша. Сашенька. Помнишь, вы ели из одной чашки?

Коля был ростом выше меня, но всё такой же худенький. Когда-то ещё в моём дошкольном детстве они жили на квартире, снимали комнату, у наших соседей. Мы подружились, и хотя мне моя мама категорически запрещала садиться к чужим за стол, что-нибудь выпрашивать, есть на ходу, для этих соседей было исключение.

Помните   Вову Васильева  из кинофильма «Внимание, черепаха!», которого откармливали в институте питания? Так вот таким был Коля, который ничего не ел. А я был как бы Таней Самохиной, вызывал у него аппетит. Потому мы и ели из одной чашки. А ещё мне поручали сидеть у них в комнате днём, когда Коля спал, а Марии Ивановне  нужно было куда-то сходить. Я днём никогда не спал…

Когда они уехали с нашей улицы, мы с братом были у них на новой квартире в самом центре города в двухэтажном доме на первом этаже. Дом до сих пор стоит у остановки автобусов в  сторону вокзала. Потом я был один в их квартире в первом четырёхэтажном доме на улице Ленина,  напротив церкви. Внизу размещался книжный магазин, где я покупал книги до 1977 года, пока не переехал в Челябинск.

Николай Иванович Скоробогатов пришёл домой после меня, он тоже обрадовался моему приходу, усадил  меня в кресло в отдельной комнате  и расспрашивал обо всём. Я не знал, что он воевал. Я вообще не знал, что он военный. У него было ружьё. Он был заядлым охотником. От его жареных уток мне доставалось «самое вкусное» - горло, и так получилось, что мне всю жизнь подкладывали горло. Николай Иванович расспросил меня о соседях, но я ничего не знал, в 1961 году мы переехали в другой район. Беседовали мы долго, но ни слова об участии в войне он не сказал, а потом предложил поискать другого кандидата, поскольку о его службе ничего рассказывать нельзя.

Были у меня ещё встречи, но ни о ком я больше не написал. Многих офицеров тогда досрочно отправили в запас, были перебои с зарплатами и пособиями, и мне открыто говорили, что об этих проблемах городская газета сообщать не станет, а военком такие материалы не пропустит.

Был у меня ещё один адрес по улице Мамина-Сибиряка, небольшой дом на два окна. Там жила, как мне сказали, очень милая женщина, мать храброго генерала,  генерала танкиста.  Я отложил это до лучших времён, а они так и не наступили. Но фамилию генерала танкиста запомнил – Михаил Дмитриевич Соломатин.

Фамилия генерала Соломатина из Кыштыма мне встречалась не раз в воспоминаниях, но круг моих обязанностей в газете был в другой плоскости.

В связи с приближением очередного дня победы решил порыться в сети. Нашёл и этого земляка. По сути для меня было открытие, что на кыштымских улицах вырос такой человек.

Скупо и сухо о нём рассказала Википедия.
Михаил Дмитриевич Соломатин (5 декабря 1894 — 22 ноября 1986) — советский военачальник, генерал-полковник танковых войск (26.10.44).
Его мать жила на улице Мамина-Сибиряка, я не знаю, как эта улица называлась до революции, но точно уверен, что его детство прошло на берегах пруда недалеко от народного дома, что крестили его в храме Сошествия Святого Духа. Там крестили и моих дедушку с бабушкой, и мою мать. Кыштым в то время был селением при заводе, назывался волостью и относился к  Пермской губернии.
В декабре 1914 года Соломатин был рекрутирован в Русскую императорскую армию и участвовал в боях Первой мировой войны на Юго-Западном фронте, дослужился до унтер-офицера.
Похоже, учиться он начал в той школе возле горбольницы, куда я пришёл в восьмой класс и откуда нас перевели в только что открытую школу № 13. А дальше учился он в реальном училище возле Христорождественской церкви. Я предполагаю, что он там учился, в армию он пришёл грамотным.

В Красной армии с 1918 года. Во время гражданской войны занимал должности от командира роты до командира полка. Дважды был ранен.

В 1922 году экстерном окончил Харьковскую повторную школу усовершенствования комсостава. В том же году — помощник командира, а с 1924 года — командир стрелкового полка УВО. В 1927 году окончил стрелково-тактические курсы «Выстрел», а в период с 1929 года по 1932 год  был  курсовым начальником данных курсов. В 1930 году окончил ВАК при ВАФ - расшифровывать не решаюсь, не уверен, что смогу правильно это сделать. На сайте «Страницы российской истории» эта аббревиатура тоже не расшифровывается.

С 1932 года — начальник мотомеханизированных курсов МВО. С мая 1933 года — начальник автобронетанковых войск Приморской группы ОКДВА. С 28 ноября 1935 года - в звании комбрига. С 1937 года — командир-комиссар 59-й стрелковой дивизии. С октября 1939 года — помощник, а затем ВрИДкомандира 25-го танкового корпуса КОВО.

С 4 июня 1940 года по март 1941 года в должности командира 15-й моторизованной дивизии, после — командир 45-й танковой дивизии, с которой сумел выйти из окружения.

С ноября 1941 года — командир 145-й танковой бригады, был тяжело ранен. Переведён на должность начальника Горьковского автобронетанкового центра. С 19 апреля 1942 года по 8 сентября того же года — командир 8-го танкового корпуса, после — командир 1-го Красноградского механизированного корпуса.

В моей памяти сохранилось впечатление, что он, генерал, имел персональный автомобиль, но в трудные моменты перед атакой его часто видели на корпусе лидирующего танка. Это придавало смелости всем наступающим.

С февраля по август 1944 года Соломатин   замещал командующего БТиМВ КА. C 8по 18 августа 1944 года — командующий 5-й гвардейской танковой армией. С сентября 1944 года по ноябрь 1945 года — начальник штаба Управления командующего БТиМВ КА, одновременно с марта 1945 года — заместитель по БТиМВ Главнокомандующего войсками на Дальнем Востоке.

За боевые отличия во время советско-японской войны Соломатин был упомянут в благодарственном в приказе Верховного Главнокомандующего.
 
После войны, вплоть до мая 1946 года — командующий 5-й механизированной армией БВО. Начальник штаба (до января 1949) и ВрИД заместителя командующего БТиМВ ВС СССР (до февраля 1950 года). После окончания ВАК при ВВА — начальник кафедры тактики высших соединений и помощник начальника Военной академии им. Фрунзе по оперативно-тактической подготовке. С 1959 года по болезни уволен в запас.
Умер 22 октября 1986 года в Москве.

В Википедии не отмечено, но «Страницы российской истории» сообщают ещё об одном факте. 8 октября 1937 года Соломатин был арестован, а 25 апреля 1939 года его освободили в связи с прекращением дела.

Мало что удалось реально узнать об этом человеке, думаю, что очень  интересном. Перечень наград опубликован в Википедии. Надеюсь, что молодые земляки-кыштымцы заинтересуются и отыщут другие факты.