Оазис

Александр Карташев
    После завтрака Витя взял сачок для ловли дафний, бидончик и на велосипеде в нагревающем мареве пустыне покатил к карьеру. Карьер –несколько неглубоких прудов появился после геологических взрывов в скалистом грунте. Геологи искали цветные металлы. Скалистые углубления заполнились родниковой водой, прогрелись, отстоялись и протекали ручьями. В мелких водоемах появились дафнии, плавунцы, лягушки. Берега поросли мхом и травой, над которыми парили стрекозы, порхали бабочки, важно вышагивали кулички и перелетали грациозные трясогузки.

     Оазис в пустыне среди выжженной земли и верблюжьих колючек притягивал всё живое. Стаями налетали бульдуруки – небольшие пустынные куропатки. Припадали к воде, жадно пили и улетали. Юркие ящерицы и змеи грелись на камнях. Суслики нарыли нор и пересвистывались. Заливались жаворонки, и кружил орел.

  Витя приехал к карьеру пропыленный и усталый. Разделся и нырнул на глубину водоема, распугав ящериц и прибрежных лягушек. Поплавал, достал сачок и наловил дафний – живой корм для своих аквариумных рыб. Поставил бидончик в тень, улегся на горячий камень, слился с карьерной жизнью и задремал. Приснился сибирский студенческий город, лаборатории, экспедиции, снег и мороз.

   Проснулся, солнце в зените, заливаются жаворонки и вокруг тихий посвист куличков. Неожиданно заклубилась степь, загудела сотнями копыт. Стадо сайгаков, подняв пыль, внезапно остановилось и жадно припало к воде. Молодые и старые, самки и самцы в десяти метрах от мальчика пили воду и смотрели испуганными глазами. Древний дух пустыни охранял сайгаков на водопое, и мальчик включился в их семью, проникся вечным таинством жизни – выживания и смерти.

   Умчались сайгаки, осела пыль, но ощущение причастности к тайне осталось, и решил Виктор поступать на биологический факультет в Томск.
 На биологический факультет поступил с трудом, и конкурс большой, и знаний маловато. Занимался много в библиотеке и в общежитии. С однокурсником Юрой сдружился быстро. Юра приехал из Якутска, на два года раньше, поучился на радиофизическом факультете, перевелся на биологический. Томск знал хорошо. Городок, как бы выпал из обезличенных новостроек, задумчиво сохранял дореволюционную купеческую деревянную архитектуру, институты, музеи, театры и концертные залы. Тихие улочки с деревянными домами заполняло студенчество, веселое, шумное, оптимистичное.

   Легкость и свобода чувствовалось в студенческой среде, спорили обо всем, чаще на научные темы. Виктор с Юрой обсуждали свои научные вопросы. Из массы необходимого для запоминания лекционного материала научных задач не вырисовывалось. Что делать, в каком направлении развиваться? Решили начать с философии. Аристотель, Кант, Гегель и Энгельс не прояснили ситуацию. - С меня хватит – заявил Виктор, перевелся на заочное отделение и поступил работать лаборантом в лабораторию биокибернетики.

  В лабораторной комнате у Виктора в помещении вивария собирались знакомые студенты для споров и самостоятельной работы по собственным методикам. Юра, регистрировал импульсную активность нервных волокон, Бохрам – электрические потенциалы растительных клеток, Виктор исследовал электрическую активность мозга крыс при действии магнитных полей.

   Вечером, оставшись один в лаборатории, Виктор подбирал частоты магнитных полей для электрических потенциалов мозга животных. Неожиданно, значительно повысилась электрическая активность мозга подопытной крысы при суперпозиции частот. Высокая электрическая активность продолжалась в течение часа до гибели животного. Композицию подаваемых магнитных полей Виктору зафиксировать не удалось, последующий подбор частот в течение всей ночи не выявил резонансных взаимодействий.

   Гипотезу резонансного взаимодействия в группе студентов обсуждали бурно и развили до принципов резонансной эволюции, основанной на теории эволюционных катаклизмов Кювье. Резонанс понимали широко, явление развивалось во времени, в пространстве, в совокупности факторов и технологиях.
 
   Пример технологического резонанса -  ударила молния в дерево, горящая ветка упала рядом с первобытным человеком, бросил человек на неё хворост, появился костер, изменивший всю эволюцию человека. Пространственный резонанс – карьер в пустыне заполнился водой и произошел взрывной процесс развития оазиса. Получалось, что жизнь основывалась на потенциальных сгустках развития и при внешнем благоприятном воздействии развивалась взрывчато, интенсивно реализуя  возможности и изменяя сложившую траекторию развития.
   
   На майские праздники друзья поехали к Виктору на Балхаш. Долетели за четыре часа, обрадовали родителей. На следующий день, прихватив удочки, спальные мешки и продукты на велосипедах отправились на рыбалку. Приехали на рыбацкий стан. Рыбаки на праздники разъехались, сети не сняли, оставили пьяного сторожа.

  Солнце припекало, вода бурлила от попавшей в сети рыбы. Столкнули лодку, выбрали рыбу – крупную на еду и засолку, мелкую выпустили. Крупного сазана, сома, судака и жериха набралось много. Виктор греб к берегу, Юра плыл и подталкивал лодку, рыба выпрыгивала, становилось шумно и радостно. – Такой рыбалки в Якутске не увидишь – искренне восхищался Юра.

  Часть рыбы засолили, предварительно выбрав внутренности. Промыв внутренности рыб опустили в закипающий котелок ухи. Минут через двадцать Виктор добавил в уху крупные куски сазана, сома, соли и перца. Сняли ароматную уху и обжигаясь начали кушать. Дня три, до приезда рыбаков, ребята купались, загорали и проверяли сети. Вернулись из города рыбаки, сети чистые, рыба засоленная, на рыбацком стане порядок, сторож трезвый, но больной с похмелья. Ребята взяли свежей рыбы, попрощались с благодарными рыбаками и вернулись к домой. Пора и в университет возвращаться, сессия не ждет.