Философия

Игорь Ко Орлов
Из нового цикла рассказов "Grands" (Дедушки и Бабушки).


Была пятница, разгар дня весеннего конца девяностых годов минувшего века.

Небольшая группа аспирантов готовилась к сдаче экзамена по кандидатскому минимуму по философии.

Предмет этот можно любить или не любить, понимать или не понимать, но сдавать кандидатский минимум по нему обязательно. Аспиранты, люди зрелые, это понимали. Пусть мотивация у каждого была своя, но необходимость – сдача минимума - единая.


Вот Оля и Наташа, две подруги. Все прекрасно в их семьях. Мужья отлично зарабатывают и обеспечивают.  Они же могут заняться тем, что им по душе. Имея активный интеллект, как не приложить его к науке и не защитить диссертацию?

Вот Олег. Интеллектуал. Пока другие думают над материалом лекций, он не только все понял, но и сформулировал свои вопросы. И задает в перерыве преподавателям.  Кого шокирует, кого радует.  Щедро наградила природа Олега умом. Наука таких любит. Олег и пишет легко научные статьи. Раньше подрабатывал тем, что писал курсовые и дипломные за деньги. Теперь решил и свой личный след в науке оставить.

Вот Тоня. Руководитель ее диссертации был рецензентом на дипломе и не просто рекомендовал продолжить исследования, но и предложил стать руководителем.

А Коле, что сидит рядом с ней, нравится Тоня. У них общий руководитель диссертации.  У Коли тоже сильная дипломная работа, ставшая основой диссертации. И кто бы знал, то ли из-за Тони Коля в аспирантуре, то ли по причине интереса к науке?

Вот другая Оля. Милейший человек, да и умный. У нее международный исследовательский опыт, она хорошо владеет тремя иностранными языками, много рассказывает коллегам об Израиле. Половина источников, на которые ссылается Оля в готовящейся диссертации – передовые статьи современной зарубежной науки. Ее руководитель - активный адепт переноса лучшего зарубежного опыта к нам, в Россию. Он заслуженно верит в талант, любознательность, работоспособность и ответственность Оли, одной из лучших его аспиранток.

Катя, что староста группы, Лена и Гриша просто любят учиться. Наука для них - попытка систематизировать знания и сделать что-то полезное в ней. Почему бы нет?

А вот Костя и Петя. Аспирантура дает им возможность не служить в армии. А они способствуют науке тем, что вливаются своими диссертациями в докторскую их руководителя. Большая научная тема дает простор появлению и двух (а может и более) кандидатов, и одного доктора наук.

Таня, которую все называют «светлой» - человек и умный, и легкий в общении, и очень улыбчивый. Может потому и прозвали ее «светлой», что светло от улыбок ее и общения с ней. А еще и мысли у нее светлые и пишет она очень талантливую диссертационную работу. И молодой руководитель ей очень помогает. Влюблен он в нее. Но не подумайте порочного. То чувства очень высокие, платонические, на которые способны лишь интеллигенты не в первом поколении, каков и он.

А Таня, что зовут «темной», другая. Замкнутая, неулыбчивая. Чем живет – кто б знал. Но очень работоспособная. И руководитель диссертации ей довольна. А в личные светлости или темности она и не углубляется. Наука ведь объективна и деперсонализирована.
 

С преподавателем группе повезло. Профессор Смирнов Геннадий Борисович - заслуженный профессионал из Института Философии Академии Наук. Компетентный,  живой, веселый и простой человек. Такой звучит аспирантской волне в тон. 

Группа аспирантов слушает и внимает сейчас профессору. Что дано им знать о нем? Да и нужно ли? Им на следующей неделе сдавать минимум по этому предмету, по философии.

Но нам с Вами дано чуть более. Мы имеем преимущество. Воспользуемся им. Пока звучит голос профессора, поскрипывает мелок на доске, водимый его рукой, шуршат ручки аспирантов по листам их общих тетрадей - познакомимся с ним.


Гена Смирнов неплохо учился в школе по многим предметам. И знал, и соображал, и мог порассуждать. Дорога была открыта во многие ВУЗы. Но любя философию, пошел на философский.
 
Куда применить такое образование? -  вопрос практичных родителей. И он актуален, когда страна уже более десятилетия поднимает свое хозяйство после войны и разрухи. Но Гена считал, заниматься нужно тем, что любишь и понимаешь лучше всего, а куда применить – жизнь покажет. Смелый выбор или выбор беспечной молодости – как знать? Но Геннадий Смирнов остался верным ему всю жизнь, посвятив себя науке и образованию.

Философия – выше чем наука. Это фундамент и методология всех наук. Факты и их интерпретации всегда излагаются в рамках какой-то картины мира, течения мыслей. Философия и есть эта большая картина мира,  высокое течение мыслей.

Увлеченным студентом, а, позже, и молодым преподавателем был Геннадий Смирнов. С каким интересом читал он в подлиннике, на немецком, Лейбница, Канта, Гегеля. А сколько вообще он читал! Он выбрал специализацией философию познания, именуемой еще гносеологией, а в ней сосредоточился на философии рационализма.  Да и в каких только конференциях не участвовал он, бывая в командировках по всему большому Союзу. Сколько друзей, тепла, обмена опытом!

Но не будем углубляться в эту часть жизни профессора Смирнова. Скажем лишь то, что на смену юношескому вдохновению пришла компетентность его как преподавателя и методиста. И учителя были хорошие, и научная школа сильная, да и сам Геннадий Борисович мужал.

 В молодые годы Геннадий Смирнов читал лекции по философии студентам разных ВУЗов. Долгое время был не  женат. Хотя нет – он был женат на философии, коей был весьма увлечен. Но судьба подарила свой дивный шанс философу - холостяку.

Случайно ли или нет, но произошла встреча с Машей. Та, как инженер, училась на курсах повышения квалификации. На этих курсах философию преподавал он, Геннадий Борисович Смирнов.

Маша не очень любила и понимала этот предмет. Да и казалось бы – зачем он инженеру? Но, преподаватель Смирнов, нравился ей и веселостью, и щедростью души, и необыкновенной эрудицией. Был у нее тогда ухажер из коллег инженеров, но сердце подсказало, что именно этот молодой преподаватель есть ее суженный.  Все закрутилось.

Маша много инициатив взяла в свои руки (то удел многих женщин, благоустраивающих свою жизнь) и украсила жизнь философа - преподавателя своим значимым присутствием. А что такое жена философа и ученого? Та женщина, которая при полете его в мир чистых и больших идей может своевременно удержать за штаны, чтобы не улетел далеко в космос и помочь правильному приземлению. И Маша стала несравненным диспетчером полетов Геннадия Смирнова в мир философского космоса. Особо, когда тот писал и защищал диссертацию. И не одну. И не только.

Семью их, вскоре, украсило и другое – появление маленькой Иришки, доченьки.
Бойкая, бодрая и шустрая девчонка. Совсем не похожая по характеру на философа папу и инженера маму. Может потому, повзрослев, она нашла свой путь в успешном предпринимательстве?

Пока же была маленькой, папа с мамой купали ее вместе, гуляли с ней, занимались ее развитием. Только одна была беда, если Маша оставляла маленькую Ирочку на некоторое время с папой Геной, когда тому бывало нужно работать по своим учебным и научным делам.
 
Как тяжело было оторваться ему от занимательных споров рационалистов и эмпириков, от других неземных и земных тем больших умов философии.
 
Уходил в этот мир папа Гена глубоко. Не остановить. Вот он уже в нем.  А тут вдруг голос малышки Иришки: «Папа, хочу пи или кака».

Ну в чем вопрос, конечно.
 
«Да, доченька, сходи на горшок, там за дверью».
 
И вновь погружение, с надеждой, что дочка все поняла и сделала.
 
«Папа, я описалась» - печальный голосок доченьки, не дошедшей до заветного горшка за дверью. Иногда бывали и более тяжелые последствия.

 И тут Геннадию, волей – неволей, приходилось отрываться от увлекательного процесса чтения и «приземляться».
 
 Несколько курьезно смотрелся этот увлеченный концептуал с детским горшком в одной руке, обгаженными трусиками и колготками в другой, с рядом стоящей доченькой, ожидающей, когда ее помоют.
 
А когда папа Гена брал Иришку на встречи в кружок своих друзей философов?! Это не всем дано испытать.  Иришке повезло.

Маленькая девочка, Ирочка, бегает среди взрослых дядь, которые с увлечением рассуждают о таких высоких вещах, которых детский ум просто не в силах понять. Но, может, ей и не надо? У нее ведь детство.
 
И вот она подбегает к папе Гене и задает вопрос:

«Папа, хочу рисовать. Где бумага?»

«В каком смысле?» - ответ, в каком-то забвении, увлеченного папы.

«В белом» - простой и удивленный ответ Иришки.


А когда Ира пошла в школу и другие казусы возникали.

Подойдет она с вопросом к маме Маше. Та, в двух словах, скажет, как решать задачу, быстро наведет на мысль и решение. По инженерному просто. А иногда с задачей Ирочка подходила к папе Гене. И тут папа, увлекаясь, начинал рассказывать дочери о пяти или шести вариантах решения…Это было необыкновенно увлекательно… Для папы.  Дочка чаще обращалась к маме.

Но в старших классах наоборот. Ирина как-то прониклась тем, насколько обстоятельно папа мог объяснять смысловые вещи. У папы Гены было немало друзей в сфере образования. И он приглашал их в старших классах, в качестве репетиторов, помочь дочке для подготовки в ВУЗ. По физике и математике. Не то чтобы Ира не знала эти предметы, но, чтобы не зубрила, не учила шаблонно, а разбиралась бы по существу. Это –фундамент.

 Ира много раз в жизни благодарила папу за такую помощь. А папа, который всю жизнь изучал специфику человеческого познания, занимался наукой и образованием, как мог он пройти мимо того, чтобы не помочь в умственном возрастании дочери? И не ему ли она потом была обязана столь хорошо поставленному концептуальному деловому уму, позволяющему понимать стратегии бизнеса и принимать верные дальновидные решения?
 
Много разного было в семье Смирновых. Особо, в тяжелые годы перестройки, коснувшиеся нашей страны, и после нее. В те годы наука и образование потеряла свой статус, стала совсем иной. А увлеченные профессора, как и многие интеллигенты, на бандитском жаргоне, стали именоваться «ботаниками», с презрительно уменьшительным до «ботана».

Переживал Геннадий Смирнов все эти передряги. Очень. До седины волос и пошалившего сердца. И опустившийся статус науки и образования в стране, уменьшившейся  в размерах, и ставшим нищенским его доход. Но профессию все же не бросал, находил подработки разные. Мария же, супруга его, занялась с подругой челночеством, так как инженеры стали уже не нужны, а вот купцы и торговцы – весьма.
 
Пытался Геннадий Борисович помогать жене, но выглядело это примерно, как в кинокартине Рязанова «Гараж», когда профессор в упакованный им мешочек картошки клал свои визитки, чтобы покупатели знали к кому обратиться, если что некачественно упаковано. От торговли Геннадий Борисович не получал удовлетворения никакого. Иссушала она его.  Да и философия наживы была не его философией.

В те годы напряженными были и отношения в семье Смирновых. Но именно тогда Мария, жена его, смогла убедиться сколь сильны духом и убеждены настоящие интеллигенты и образованные люди. Когда супруг ее не повелся на тотальный бег за наживой, а занялся подготовкой и защитой докторской диссертации.
 
В трудные годы после- перестроечные, Геннадий Борисович Смирнов сошелся с людьми из Психологического института.  Они создавали вместе занимательные программы, лекции в рамках программ развития интеллекта. Тут его знания были востребованы. Да и методист он был сильный. И человек живой. С ним дружили многие. А кто поможет лучше в трудных обстоятельствах, как не друзья? Так что выживал, оставаясь в профессии.

Не быстро Ирина, дочь их, вышла замуж, в дело была вовлечена. Но вышла, и удачно. И вскоре после этого, стал Геннадий Борисович дедушкой. И если отцовство приходило к нему не быстро: доченька отвлекала подчас его от занятий любимым делом. И дилемма между горшком с какой, озорной дочкой и томиком Канта была не простой. А вот с внуком Вадиком все обстояло иначе. Дилемм не возникало.
 
Помнится, как взял Геннадий Борисович внука на руки в роддоме, когда выписывали Иру, так какой-то волной душевной теплой и неописуемой его накрыло. Такой раньше он не знал, когда был лишь отцом. Это была особая, иная, дедушкина волна.  Но удивительным было и иное - то, что внучок, совсем крошечный, добро и мило улыбнулся именно ему первым. Ни папе, ни маме, ни бабушке, а ему, своему дедушке философу. Случайно ли?


Лекция профессора Смирнова подходила к завершению. Сегодня он рассказывал о школе пост-позитивизма в философии 20 века. Пол Фейерабенд, Имре Лакатош, Карл Поппер. Непросто разобраться в мыслительном достоянии столь высоких умов.  Но Геннадий Борисович создал на лекции живую картину и этих людей, и их мыслей. Просто, незамысловато и понятно.

И вот завершающие слова профессора Смирнова:

«Желаю Вам успехов в сдаче экзамена. Такие вот непростые были баталии мысли и Венском Кружке, и в постпозитивистком направлении. Но нам сейчас проще – мы то все уже знаем».

«Спасибо, Геннадий Борисович» - благодарный поклон Олега.

«Очень здорово. Спасибо Вам» - слова Оли

«Очень интересно рассказали. Спасибо» - это уже Оля и Наташа.

Костя и Петя просто подняли вверх большие пальцы. Катя и Лена, другие ребята, присоединились к ним. Таня «светлая» улыбнулась, Таня «темная» молча кивнула.

Профессор Смирнов скромно молвил «Спасибо». Для него, как для профессионала, это была просто очередной раз качественно сделанная работа. Стоила ли благодарности?

Но тут, на миг, он будто задумался, ушел куда-то. А потом выдал неожиданную, короткую речь, единым откровением:

«Знаете, все это здорово. Вся философия. Она так велика и многогранна, жива, как огромный океан. Но что скажу. Сейчас вот поеду в гости к внуку. Погуляем мы с ним, пообщаемся. И знаете, это – выше всех философий. Или, вернее заметить  - лучшая философия».

Это откровение профессора было неожиданным для аудитории аспирантов. Но они прониклись им сразу и очень благодатно восприняли.

Возникло что-то похожее на общегрупповое «Вау», мощнейший всплеск положительных эмоций.

На ноте сей и завершилась лекция, имевшая целью подготовку группы к экзамену на кандидатский минимум по философии. В следующей четверг аспиранты успешно сдали его.


Двумя же часами позже, в ту пятницу, в парке, встретились две любящие души.

- Вадюшечка!

- Дедуля!

Мальчишка на руки к дедушке, гладит волосы, целует, улыбается и радуется. Дедушка обнимает внука, целует, прижимает к себе. 

 Мама Ира, передавая внука дедушке:

- Оставляю Вас вдвоем, мужчины. Погуляйте и возвращайтесь домой. Вадюша, угостим сегодня дедушку любимым борщом с пампушками?!»

- Да, дедуля – ответил внук Вадим – Твой любимый. Мама делала по рецепту бабули.

- Обязательно. Мама о-очень вкусно готовит и она – самая лучшая мама. Погуляем и придем, попробуем -  ответил улыбнувшись дедушка.


Долго гуляла эта пара – любящих дедушки и внука. Умудренного и эрудированного философа и юного, пытливого почемучки. Им было удивительно интересно друг с другом: в мире вопросов и ответов, в наблюдении красоты окружающего мира, в восторге от весеннего теплого дня и от того, что они вместе. А время летело так, что и не заметишь.


Может и прав был профессор Смирнов, заметив, что это и есть самая лучшая философия?