Искусство в Терезиенштадте часть 1

Койфман Валерий
Бронислав Линке «Молитва мертвого».

«Последнее пристанище надежды.Искусство в Терезиенштадте» (часть 1).

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 
В 2005 году по всему миру проводились торжественные мероприятия, посвященные 60-летию освобождения фашистских лагерей смерти.
В Чехии к этой дате выпустили юбилейную марку, на которой изображен карандашный рисунок с лунным ландшафтом и земным шаром.
Eго в 1942 г. нарисовал в лагере-гетто Терезиенштадт 14-летний еврейский мальчик Петер Гинц. Юный художник погиб, однако рисунок  сохранился.

 Астронавт Илан Рамон (1954 г.), полковник израильских ВВС,  который, как известно, погиб 1 февраля 2003 при распаде шаттла «Колумбия», обратился перед полетом в Музей Яд ва-Шем с просьбой предоставить ему произведение искусства, пережившее Холокост. Мать космонавта, Тоня Вольферман, была узницей Освенцима и чудом осталась в живых, а его дед и многие родственники погибли в фашистских лагерях смерти.
Сотрудники Яд ва-Шем остановили свой выбор на рисунке Питера Гинца «Лунный ландшафт».

Лунный пейзаж на рисунке Питера Гинца – это мечта юного узника оказаться подальше от Земли, где существовала угроза его жизни, и посмотреть на свою планету с безопасного расстояния.

В истории Холокоста адрес «Терезин (Терезиенштадт)» занимает особое место. Небольшой чистенький городок под Прагой, который в XVIII веке строился как военная крепость, гитлеровцы превратили в образцово-показательный транзитный лагерь-гетто.
Отсюда для почти 200 тысяч европейских евреев начинался последний путь к печам Освенцима, Майданека и других мест, где «окончательно решался еврейский вопрос».

Исторически крепость предназначалась для защиты габсбургской империи от нападений с запада. Уже в XIX веке эта крепость стала тюрьмой для политических заключенных.

 В ноябре 1941 года в город прибыли первые заключенные - чешские евреи во главе с председателем пражской еврейской общины Якобом Эдельштейном. В лагере под контролем гестапо было созданы Еврейское самоуправление (Совет старейшин), работали больницы, почтамт, суд, библиотеки, банк, театр и кабаре, велась лекционная деятельность, проводились богослужения.

От других гетто Терезин отличался назначением. Чтобы успокоить мировую общественность, этот транзитный лагерь, по замыслу Гитлера и компании, наделялся всеми внешними атрибутами «вольного еврейского города», где обреченным на смерть людям якобы предоставили возможность комфортно жить, работать, учиться,  развиваться, молиться своему Богу.
По распоряжению Эйхмана из Германии и оккупированной Европы сюда перед уничтожением свозили еврейскую научную и творческую элиту.

 К середине 1942 Терезин был очищен от местного населения, и гетто было «открыто».
В концлагере снимали лживые фильмы о счастливой жизни евреев при гитлеровском режиме.
Тем не менее - этот лагерь, как и все прочие фашистские лагеря, был последним пристанищем обречённых на уничтожение людей.

От мира тщательно скрывалась правда о тысячах умиравших здесь от тяжкого физического труда, голода и болезней и жесточайших запретов, за несоблюдение которых - расстрел.
Передвижение евреев по городу было строго регламентировано: запрещалось входить в парк, пересекать центральную площадь и т.д.

 Заключенные, это были только евреи, находились в лагере от нескольких дней до двух с половиной лет перед депортацией в лагеря истребления, чаще всего - в Освенцим.
Охрану несли патрули эсэсовцев, чешские жандармы, а позднее также еврейская «полиция». Через Терезин прошло 152 000 евреев из Протектората Чехии и Моравии, Австрии, Германии, Голландии и Дании. 33 500 человек умерли в самом Терезине от голода и болезней, 80 000 было депортировано.

В Терезине знали много способов умерщвления людей. Узников закапывали живьем, убивали лопатами, сбрасывали с обрыва, топили в крепостных рвах. Еще было так: эсэсовцы с дубинками выстраивались в две шеренги лицом друг к другу, заставляли людей бегать взад-вперед и били. Это называлось «улочкой».
Жизнь в Терезине стоила дешевле окурка. В показаниях бывших узников лагеря часто встречается: «…был забит надсмотрщиком на месте за то, что подобрал окурок», «Эсэсовец увидел у Йозефа окурок и застрелил его…».

В Терезине была насильственно сведена воедино интеллектуальная элита пяти стран (Германии, Австрии, Дании, Голландии и Чехии).
Достаточно упомянуть философа В. Франкла; главного раввина Германии Л. Бека; главу венского еврейства Д. Фридмана; первую в истории женщину-раввина Р. Йонас (в этом гетто-тюрьме она работала как «врачевательница душ», вместе с психиатром Виктором Франклем); главного раввина Дании Макса Фридигера; председателя Верховного суда Австрии Генриха Кланга (в 1942 – 44 годах в Терезиенштадте, после 1945 года президент сената Верховного Суда Австрии и почетный профессор Университета); генерал - фельдмаршала Австрии Ганса Хуго фон Фридлендера, профессора-семитолога из Голландии Йехуду Палахе; режиссера Карла Мейнхарда и многих других.

 В 1943 г. Гиммлер допустил приезд комиссии Международного Красного Креста в Терезин.
К приезду комиссии, в которую входило двое датчан и один швейцарец, подготовились заблаговременно. За месяц до ее приезда из Терезина в Освенцим были отправлены три эшелона с 7500 старых и больных заключенных.
Упомянутые наблюдатели провели в гетто всего 6 часов.  Делегацию провели по маршруту, где «потемкинская деревня» заставляла верить в реальность «вольного еврейского города».
Заключенным были распределены роли, которые должны были быть выучены назубок. Во время одной из показательных сценок эсесовец Карл Раам раздавал детям, когда наблюдатели поравнялись с ними, банки рыбных консервов, на что дети реагировали подготовленной фразой: «Как же так, дядюшка Раам, опять сардинки?». В 1947 г. Раам был казнен за преступления против человечности.

Комиссия Международного Красного Креста написала отчет о замечательной жизни евреев в Третьем Рейхе и, что Терезин не является пересылочной станцией для нацистских эшелонов смерти, a евреи находятся здесь на постоянном месте жительства и живут нормальной жизнью.
«До сих пор историки не способны ответить, являлось ли это заключение доказательством недалекого ума членов комиссии или же свидетельством их страха и низкопоклонства», - писал терезинский историк Эрик Полак.

Вскоре после отъезда комиссии и съемок пропагандистского фильма «Город, подаренный фюрером евреям» 20 000 евреев были депортированы в Освенцим.
В 1944 году от наплыва узников, которых немцы гнали от наступающей Советской Армии поглубже в тыл, в терезинском лагере стало тесно. Пришлось расширяться. Узники засыпали один из крепостных рвов и построили новые бараки для себя. В одиночках содержались по 12-15 человек. Люди были буквально вдавлены в камеры, и умершие ночью продолжали стоять среди живых до утра.

В последние годы Терезин посещает множество туристов. Вспоминаются слова поэта Евтушенко: «И ходят вежливо по ним, по старым ранам, иностранцы…».
Разумеется, не архитектура влечет их в серый гарнизонный город, но загадка – каким образом люди, заключенные в промозглые казармы, в ужасных условиях не впали в отчаяние от голода и холода, от страха перед депортацией в лагеря уничтожения?
Как сумели они найти в себе силы, чтобы:
Поставить 621 спектакль.
Сочинить сотни музыкальных произведений.
Создать тысячи рисунков и картин.
Издать несколько детских иллюстрированных журналов и взрослый – юмористический.
Написать дневники - хронику событий и размышлений, сотни стихов, пьес.
Прочесть свыше 2500 лекций.

Голод, холод, болезни, унижения и вечный страх транспортов в Освенцим. Как жить, как противостоять всему этому беззащитным людям? Когда, уже не стоит вопрос, как жить, а стоит вопрос, как умереть достойно. В Терезиенштадте заключенным удалось эту задачу решить. Разнообразные культурные мероприятия включали концерты, оперные и театральные постановки, театр теней и театр сатиры. В гетто работала большая библиотека.
Эсэсовское начальство помогало построить в Терезине «потемкинскую деревню» для обмана мирового общественного мнения. Люди, получившие повестку на транспорт в Освенцим, шли лечить зубы; устраивались свадьбы, праздники; молились прямо в кабаре; писали картины, сочиняли пьесы, но были и воры, и сплетники; сионисты яростно спорили с ассимилянтами о будущем еврейском государстве…

Крупнейшие исследователи истории Терезиенштадта российские, а ныне израильские искусствотерапевты (есть такая специальность) Елена и Сергей Макаровы исследовали “лекционную тему” жизни Терезина, воспользовавшись сохранившимися документами.
Хотя по нацистским законам евреям в Терезине было запрещено учиться, оказалось, что в лагере существовал настоящий университет — с множеством факультетов.
Он интенсивно работал свыше трех лет, люди учились и учили других, а потом их увозили “на транспортах”, а потом прибывали новые…, пока жизнь идет — надо жить, и жить изо всех сил!
Бывший заключенный Арношт Рейзер вспоминал: «Лекции были живыми, будили мысль. Мы понимали, что все здесь временно, одна - две лекции — и лектор или слушатели пойдут на транспорт. Лекции были событием, а не рутиной».

Вот немного статистики у Макаровых. Она едва ли не сильнее основных архивных текстов: слово “жизнь” встречается в названиях лекций 107 раз, в то время как слово “смерть” — всего только 7, да и то, когда шла речь о деятелях прошлого, умерших своей смертью;
Это притом, что из 520 лекторов 347 умерло, из них 37 — в Терезине и 310 — в лагерях уничтожения или на пути в них.
Самому старому лектору было 85 лет, а самой юной — 17, она читала доклады по психологии;
266 из 520 лекторов имели докторскую степень, 14 - были раввинами.

В гетто, где безостановочно вертелся конвейер смерти, люди все же тянулись на представления оперной и драматической студий, кукольного театра и кабаре!
Уже в декабре 41-го у взрослых были первые музыкальные встречи, имелся джаз.
Выходил журнал «Шалом на пятницу», – где люди смеялись сами над собой.

Например, там публиковалось автобусное расписание Прага – Терезин. Чтобы ехать обратно, рекомендовалось обязательно заранее зарезервировать за собой место в комнате, где ты жил.
А еще публиковались диеты: как похудеть – с невероятными иллюстрациями, которые рисовал гениальный Павел Фантл, его тоже убили.

Феномен этих людей в том, что они смогли, находясь в той страшной реальности, изображать ее или уходить от нее, как художница Фридл Брандайс, которая не нарисовала в лагере ни одного мертвого человека. Остались и известны сейчас всему миру ее удивительные цветы, которые она писала темперой на маленьких кусочках картона. Истинная преданность искусству у порога жизни аккумулировала огромные творческие силы, неподвластные страху.

Магическое имя Карел Швенк – поэт, конферансье, режиссер и блистательный артист, чье имя еще недавно гремело в Европе, организовал в Терезине театр-кабаре.
Зима 1943. На сцене театра «Шалом» Карел Швенк с актерами готовят представление.
В блещущих искрометным весельем номерах – ирония и сарказм, дорогие сердцу интонации горестного еврейского юмора.  Возможно, считали создатели, это все увидят представители Международного Красного Креста и поймут правду о том, что творят здесь нацисты!

Актеры кабаре не успели сыграть подготовленный спектакль. Поезд унес их во мрак Освенцима. Швенк -  Чаплин из Терезиенштадта, символ надежды, погиб в апреле 1945-го. Ему было 27 лет.
Пьесы Карла Швенка так и не нашлись, видимо, он взял их с собой в Освенцим…  Многие люди уносили с собой дневники, рисунки, ноты… Иногда, уже на платформе, они спохватывались, вынимали свертки из рюкзака и отдавали на хранение тем, кто оставался в лагере до следующего транспорта.

Так случилось с композитором Виктором Ульманном, оставившим на платформе связку нот и критических статей. Они сохранились. Теперь их читают и исполняют во всем мире.
Виктор Ульманн. Родился в принявшей католичество немецкоязычной еврейской семье кадрового военного. Изучал право в Венском университете, брал уроки музыки. В 1919 поступил в Новый немецкий театр в Праге, где служил в должности капельмейстера, потом был дирижёром, увлекся антропософией (открыл антропософскую книжную лавку «Новалис» в Штуттгарте). Он верил в реинкарнацию.
Согласно антропософии, предметы физического мира представляют собой лишь более уплотнённые образования духа и души.

В 1942  вместе женой и сыном от первого брака Ульманн был депортирован в лагерь Терезин, где в течение двух лет сочинял и выступал с концертами в музыкальном театре. Самое значительное из созданных в Терезине произведений - опера Ульмана "Император Атлантиды". 16 октября 1944 его вместе с женой перевезли в Освенцим, где через два дня умертвили в газовой камере.  В целом ему принадлежит свыше 40 сочинений.
С 1990-х годов сочинения Ульмана (оперы «Падение Антихриста», «Песнь о любви и смерти», «Император Атлантиды») исполняются в Австрии, ФРГ, Чехии, Великобритании и США.

Курт Геррон родился в 1897 году в семье немецких евреев. Он изучал медицину в Берлинском университете. В 1920 году он решает стать актером. В театре он блистал в спектаклях Брехта «Dreigroschen Oper». В 1930 он стал режиссером в Берлинском театре, где поставил «Der Rote Faden» с Марлен Дитрих. Он также играл в очень успешных кинофильмах «Die Drei von der Tankstelle» и «Der Blaue Engel».
В 1933 Курт Геррон уезжает в Голландию, где он получил работу режиссера. В сентябре 1943 был арестован эсесовцами и депортирован в 1944 в Theresienstadt.
Здесь он руководил кабаре для заключенных «Карусель». Надежды Геррона спасти жизнь себе и своей семье, участвуя в создании нацистского пропагандистского фильма «Der F;hrer schenkt den Juden eine Stadt», не оправдались. После завершения съемок он и его жена были высланы в Auschwitz, где были убиты, как и все другие лагерники-участники создания фильма, в газовых камерах 28 октября 1944.

Продолжение следует.