Судьба гения

Жизнь Фонда Всм
НИКОЛАЙ ЕЛИСЕЕВ - http://www.proza.ru/avtor/nikola1950ru - ТРЕТЬЕ МЕСТО В ДВЕНАДЦАТОМ КОНКУРСЕ ЖУРНАЛА "ЖИЗНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВСМ"

                Легенда-быль      


        Ромка Иванов был гением. Музыкальным. Но выяснилось это не сразу.
Поначалу он ничем не выделялся из нескольких десятков детдомовских мальчишек. Родителей своих не знал, из родных помнил только какую-то бабушку, у которой жил года три, примерно, с трех до шести лет. Потом почти два года бродяжничал. Почему так случилось, он объяснить не мог: то ли бабка его где-то оставила, то ли сам потерялся.

        А в детский дом он попал из больницы, куда его, обмороженного, сильно  простуженного и находившегося в полубессознательном состоянии, доставили рабочие, ремонтирующие поврежденную морозами теплотрассу. Ромке повезло, что его вовремя обнаружили: через несколько часов он бы или замерз, или погиб от высокой температуры.

        Когда ему после лечения стало получше, участковый милиционер попытался выяснить, кто он и где жил. Но мальчик назвал только свое имя – Рома и добавил, что так его звали мальчишки на улице. Настоящее это имя или нет, определить было трудно. А о своей жизни до бродяжничества ребенок вообще не помнил почти ничего: ни – кто его родители, ни – где жил. Смутно вспомнил только какую-то бабушку, но где она жила и как ее звали, забыл.

        Спустя месяц, когда Ромка полностью вылечился и немного окреп, опять пришел участковый милиционер, но уже в компании с детским психологом. Но и в этот раз все расспросы оказались напрасными: видимо, перенесенные лишения  и болезнь напрочь заблокировали Ромке память о раннем детстве. Так что он пробыл в больнице еще с месяц.
        Потом ему оформили свидетельство о рождении, поставив дату, соответствующую дню его появления в больнице, и год, примерно соотносящийся с возрастом. Записали также полное имя и фамилию: Роман Иванович Иванов. С такой метрикой его отправили в детский дом.

        Здесь Ромке еще раз повезло: воспитателем оказалась одна из таких женщин, которые не боялись отдавать чужим детям свое внимание и душевное тепло. Она помогла новому воспитаннику быстро освоиться в коллективе детдомовских ребятишек. А с сентября Ромка с радостью стал ходить в школу: его цепкий ум быстро схватывал все новое. Вот только о своей жизни лет до шести он почти ничего не помнил.  Да и со здоровьем не все было ладно. Врачи в больнице признали его вполне здоровым. Но, играя с ребятами, Ромка быстро уставал.
        Так прошел год его новой жизни.

        Когда же началась учеба во втором классе, Ромка записался в музыкальную школу. Вот в ней-то и выяснилось после первых же занятий, что он – гений: у него оказались идеальными музыкальный слух и музыкальная память. Наверное, именно поэтому он удивительно быстро стал осваивать игру на различных музыкальных инструментах. Пока другие ученики неделями разучивали и пиликали гаммы, Ромке достаточно было нескольких дней, чтобы из выбранного им инструмента звучала музыка. Но духовые инструменты ему пришлось отставить, так как слабые легкие не позволяли играть на них как положено.
        Талантливый ученик – музыкант быстро опередил других учеников, поэтому педагоги музыкальной школы стали заниматься с ним индивидуально, удивляясь и радуясь его успехам.

        Вскоре Ромка стал выступать на концертах. Слушатели всегда оставались довольны его игрой - настолько хорошо он передавал содержание и душу исполняемых им музыкальных произведений.
        Мальчишке было интересно играть на разных инструментах. Но особый трепет у него вызывала скрипка. Игре на ней он уделял особое внимание, пытаясь понять все её тайны и возможности. Педагог по скрипке Ирина Сергеевна охотно занималась с Ромкой сверх программы: такой талант ей  встретился впервые. Она уже не раз предлагала мальчику выступить на концерте со скрипкой, но тот считал, что это делать ему еще рано. Пока же он с удовольствием и интересом учился нюансам игры на ней.

        В начале марта, в канун юбилея музыкальной школы и Дня 8 марта, руководство этой школы решило организовать в Доме культуры концерт, на котором Роман впервые должен был выступить с игрой на скрипке. Для этого ему дали хороший, дорогой инструмент, бережно хранимый для подобных случаев.

        Концерт проходил обыденно. Поочередно выступали лучшие ученики, радуя родителей, педагогов и слушателей игрой на различных музыкальных инструментах. Люди в зале, как обычно, чуть шумели во время всех выступлений. Но так было только до той поры, пока не началось выступление  Ромки, который вышел на сцену  последним.

        После первых же звуков его скрипки зал стал стихать, а еще через несколько секунд в нем воцарилась абсолютная тишина, которую стала заполнять настоящая музыка, льющаяся со сцены. Её завораживающие звуки и пассажи никого не оставляли равнодушными: казалось, они проникали прямо в сердца, заставляя слушателей сопереживать и ничего не чувствовать, кроме этой волшебной музыки,  поднимающей души людей над обыденностью повседневной жизни.
        Ромка играл, не видя людей в зале. Он уже принадлежал не им, а музыке, которую извлекал из маленького, но будто волшебного инструмента. И себя в этот  момент он ощущал частью музыки, которая в это время властвовала над ним и другими слушателями. И эту музыку, будоражащую людские сердца и души, хотелось слушать еще и еще…

        Но вот она закончилась, и в зале осталась только тишина. Ромка опустил руку со смычком, но сам все еще находился в той музыке, которая медленно возвращалась из людских душ и пряталась обратно в его скрипку. Он смотрел в зал, люди в котором молча смотрели на него, словно боясь спугнуть те впечатления,  которые оставили им музыка и душа настоящего музыканта.

        Сначала раздались несколько робких хлопков, потом слушатели встали и молча стали аплодировать. Повторить “на бис” никто не просил: все понимали, что сыграть так потрясающе два раза подряд почти невозможно.
        Ромка, очнувшись, поклонился залу и пошел за кулисы. Люди в зале, поаплодировав от души, стали расходиться. Они не видели, как Ромка, подойдя к стене за занавесью, постоял несколько секунд и, потеряв сознание, упал на пол. Педагог Ирина Сергеевна, восхищенная Ромкиной игрой, пошла на сцену, чтобы поздравить его с успехом, но застала лежащим без чувств, в окружении других артистов-музыкантов.

         Выходящие из Дома культуры люди не обратили внимания на машину скорой помощи, проехавшую мимо и остановившуюся с другой стороны здания у пожарного выхода со сцены. Не видели они и то, как Ромку занесли в эту машину и повезли в больницу.
        В приемном покое больницы его быстро привели в чувство. Но на ноги он встал  с трудом, а идти почти не мог – сил на это просто не было. Врачам пришлось его госпитализировать.

        На следующий день Ромке назначили разные анализы и – до получения результатов – прописали поддерживающие уколы с витаминами. Через день еще провели  некоторые анализы, потом – еще и еще. Только дней через  десять врачи определили, что у Ромки – редкое, но быстро прогрессирующее заболевание крови, почти не поддающееся лечению. Конечно, они будут лечить мальчика и сделают все возможное для его выздоровления. Но надежда на благополучный результат была очень призрачная.

        Ромка тем временем угасал с каждым днем и почти перестал есть. Никакие лекарства, похоже, уже не действовали на его болезнь. Еще через неделю похудевший музыкант уже с трудом мог разговаривать. Ирина Сергеевна, дежурившая в его палате попеременно с женщиной - воспитателем из детдома, решила для моральной поддержки принести мальчику скрипку, на которой он играл в Доме культуры.

        Днем она принесла скрипку, вынула её из футляра и положила Ромке на грудь, а его левую руку - на скрипку. В правую руку вложила смычок,  потом села в кресло, стоящее у столика с лекарствами. На лице больного постепенно появилась улыбка.  Мальчишка смотрел на небо за окном и представлял себя играющим на скрипке.

      Опять он – на сцене, а перед ним - большой зал, наполненный любителями музыки. Ромка стоит некоторое время, настраиваясь на игру, потом поднимает смычок, и пространство вокруг снова начинает наполняться чарующей музыкой, очищающей сердца и души благодарных слушателей от всего темного и негативного. Опять люди в зале наслаждаются божественными звуками, которые хочется слушать и слушать.
        Тем временем звуки музыки все ширятся и расходятся, полностью захватывая пространство зала. Вдруг, в какой-то момент Ромка почувствовал необыкновенную легкость, после чего музыка подхватила его и понесла куда-то далеко-далеко, где царствовал только свет, и не было ничего, кроме этого всеобъемлющего света…

        В это время задремавшую Ирину Сергеевну разбудил какой-то неясный звук. Она встала и подошла к мальчику. Он не дышал, и его сердце уже не билось. Но на лице осталась улыбка. Ирина Сергеевна поняла, что Ромка умер счастливым, а его душа улетела далеко-далеко - в мир, где пребывают другие, такие же счастливые души…