Сытость Охота на слова

Александр Ерошкин
Читал классическое стихотворение Гавриила Романовича Державина «Вельможа» (1794), где он говорит о власти,  о том, что задача вельможи не в роскоши утопать, а отечеству служить,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.

Очень актуально для нашего времени. Власть должна служить народу, который её содержит. Читал стихи и  споткнулся на слове ПРЕСЫЩЕНИЕ.

Там воды в просеках текут
И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
Там розы средь зимы цветут
И в рощах нимфы воспевают
На то ль, чтобы на всё взирал
Ты оком мрачным, равнодушным,
Средь радостей казался скучным
И в пресыщении зевал?

То есть богато оформленные покои, в каких живёт вельможа, его не радуют, не вдохновляют заниматься делами государства,  ему не интересно, к труду он просто не привык. Вот тут и появляется слово ПРЕСЫЩЕНИЕ, от которого зевает вельможа.

А что это значит? Приставка ПРЕ, она указывает здесь на высокую степень действия.  ЕНИ – суффикс. А корень? СЫЩ, в нём явно чувствуется чередование. Смотрим, от какого глагола образовано это существительное. ПреСЫЩать – несовершенный вид. А глагол совершенного вида – (что сделать?) преСЫТить. Значит, чередуются корни СЫЩ – СЫТ.
 
Смотрим у Даля.
ПРЕСЫЩАТЬ - пресытить кого, насытить с излишком; пересытить; напитать в избытке. Полбеная каша приторна, скоро пресыщает. Я пресыщен театрами. Родники питают и пресыщают почву. -ся , страд. и возвр. по смыслу. Он пресыщен, пресытился жизнью, она ему надокучила. Человек скоро пресыщается суетными утехами. Кислоты пресыщаются щелочами, принимают известное количество их и образуют соли. Пресыщение, действие по глаг. Средь радостей казался скучным, а в пресыщении зевал! Державин. От пресыщения мела серной кислотой образуется гипс.

Вот и здесь строчка из Державина прозвучала. Она относится к вельможам, которые имеют всё, даже во много раз больше необходимого, но работать для общества не хотят. Значит, наше законодательство надо насыщать такими требованиями, отказаться от выполнения которых чиновник любого уровня не сможет. Лошадь, допустим, брыкается, но у возницы всегда достаточно средств, чтобы запрячь её в телегу и заставить возить грузы.

Смотрим у Даля глагол с тем же корнем.
НАСЫЩАТЬ - насытить кого, кормить досыта; кормить, питать;
| угождать кому чем-либо вдоволь, до пресыщенья. Жадного не насытишь. Он насыщает нищую братию. Мы насытили любознательность его.
| в химии: соединять две разнородные жидкости, при взаимном их сродстве, до пресышенья, до того, чтобы уже одна не принимала в себя более другой. Щелочь, насыщенная кислотою, образует соль. -ся , быть насыщаему;
| есть досыта;
|наслаждаться чем-либо вдоволь. Насыщенье ср. , окончат. насыть, насытка жен. , об. действие и сост. по глаг. на ть в на ся. До насытка не ешь. Ешь до насыти, не ешь до пересыти. Насытки, насыточки муж. , мн. остатки от стола, крохи, объедки. Насыточки курам. Насытный, сытный, к насыщенью относящ. Насытливое блюдо, сытное; насытчивый человек, немного требующий для насыщенья; неразборчивый на пищу. Насыщатель муж. насытитель муж. -ница жен. кто насыщает, насытил кого. Насытительный,  насытливый или сытный, насыщающий. Насытеть, посытеть, насытиться; откормиться, напастись и потучнеть. Насытелый, насытевший, сытый, наевшийся. Насыть об. , сев. ненасыть, неясыть; неутолимый голод или жажда; обжора, кто ест - не наестся, пьет - не напьется.
Словарь Даля составлен с  использованием множества однокоренных слов, это  даёт возможность лучше чувствовать и само слово, и связи слов. К тому же современный язык перенасыщен англицизмами, которые часто чувствуются инородным вкраплением, не воздействует на подсознание, а нередко и тормозят восприятие. А слова родного языка, даже если они давно не употребляются и уже забыты, всё равно  воспринимаются подсознанием и верно передают смысл.
В ближайшее время, то есть при жизни ещё нынешних поколений, русский язык будет востребован и станет, как и четыреста лет назад, общим языком, языком межнационального общения, каким он был до вавилонского столпотворения, отражённого в книге «Бытие» (глава 11).

О востребованности  русского языка в скором времени говорят почти все авторы  Концепции общественной безопасности. Они уверены, что эпоха толпо-элитарного общества с её стремлением к техническим решениям полностью исчерпала себя.  Общественная жизнь, основанная на лжи, на ростовщичестве, на получении дохода без созидания,  на доходах  от «купи-продай», от  операций на фондовом рынке, не может считаться справедливой, поскольку не позволяет человеку развиваться.

Получение прибыли как цель общества – путь в никуда. Яркий пример тому – Россия, оказавшаяся в парадоксальной ситуации.

  Виктор Алексеевич Ефимов, один из создателей КОБ, ещё в книге  «Экономическая азбука» отмечал, что Россия  имеет несопоставимо более богатый природно-ресурсный потенциал (газ, лес, нефть, золото и т.д.), самое образованное в мире население,  интеллектуальный, административный потенциал, а подавляющее большинство народа влачит нищенское существование.   Почему? А потому, что это не восток, не запад, а русский мир, обладающий такими качествами, который невозможно загнать ни в рамки востока, ни в рамки запада. На русском языке выработана КОБ (Концепция общественного развития), способная преобразовать жизнь на планете на принципах справедливости, добра, взаимовыручки. Действующая на планете модель человеческого общества не может обойтись без противостояния, без войн, без столкновений, без кровопролитных войн, без превращения Земли в огромную гигантскую свалку отходов.

Ефимов находит предельно  простые формы, чтобы показать, как действует  ростовщик, его механизм, в который попала Россия, отказавшаяся от своих прошлых наработок и перешла на модели Западного мира.

Зашёл как-то Иван к соседу-ростовщику одолжить 100 рублей на год. Тот отозвался на его просьбу с условием выплаты 100-процентного ростовщического дохода и передачи в залог топора. Отдал Иван топор, получил деньги, однако по размышлении решил, что единовременно отдать 200 рублей ему будет сложно, и, вернувшись с полпути, он вернул первую половину сразу. Идёт он домой и размышляет: «Денег нет, топора нет и ещё 100 рублей должен. Но самое интересное в том, что всё это строго по закону».

Именно по таким законам был разорён производящий комплекс России. Всё, что происходит в нынешнем году в международных отношениях, убедительно показывает, что создатели законов писали их для других, но не для себя, а чтобы другие жили по законам, существует военный блок НАТО, гигантская военная машина США с гуманитарными бомбардировками и ударами «умных ракет». Высылка дипломатов, рейдерский захват дипломатического имущества вопреки международному праву, захват ресурсов других стран, боевые действия против суверенных государств под надуманными предлогами, потоки лжи в адрес великой ядерной державы и бессмысленные санкции, санкции, санкции – всё это ведёт западную цивилизацию в тупик.

Ненасытность паразитирующих слоёв общества возникает и воспитывается на основании ссудного (кредитного) процента. Выгодно быть хозяином денег: никаких усилий не приложил, дал в долг сто рублей, а уже на следующий день получаешь сто с лихвой. А лихва Центробанка России на конец апреля 7,25 процента, в телерекламе – 12 или 15 процентов, а  скороспелые конторы в обмен на паспортные данные выдают быстрый кредит под 170 процентов. Кредитное рабство – позорнейшее явление двадцать первого века.

Исламские банки, к примеру,  не имеют права на процентные доходы. Коран запрещает: «Те, которые берут лихву, восстанут (в Судный день), как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: „Воистину, торговля подобна лихоимству“. Но торговлю Аллах дозволил и лихву запретил. Если к кому-либо (из ростовщиков) придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи». (Коран, сура 2:275).

Иначе говоря, Коран  разрешает обмен лишь равновеликими суммами. Это  напрямую противостоит Библии.

Кстати, В.А. Ефимов пишет: «А.С.Пушкин, имевший доступ к информации о глобальных схемах надгосударственного управления, в образной форме глубоко символично выразил своё отношение к будущему ссудного процента и ростовщичества.

Бесенок под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто
И лопал на огне печеный ростовщик. …
Сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете.
(А.С. Пушкин, «И дале мы пошли», 1832).

Нет сомнений, что наступила пора практического воплощения пророческих образно-символичных предсказаний А.С.Пушкина. Иначе Земля не выдержит того, что сотворили с нею люди с помощью кредитного процента и продолжают творить.

И снова обратимся к словарю Даля.
СЫТЫЙ - поевший вволю, утоливший голод свой, наевшийся, кого не позывает на еду, кто не хочет есть, противоп. алкающий, голодный.
Сыт голоду не верить.
Сыт голода не разумеет.
Сытый голодного не разумеет.
По сытому брюху, хоть обухом.
Не ешь досыта, а ешь вполсыта.
Не тем скусом, а сыты будем, говорит небогатый.
Голодный сытому не товарищ.
Как стал сыт, тогда и узнал стыд, жадно.
Как сыт стал, так и стыд взял.
Наелся сыт так и стал знать стыд.
Что за стыд: быль бы сыт.
Сытого не кормят.
Сыта не сыта, а всегда весела!
Сытую скотину на мясо бьют.
Ешь до сыта, а делай до поту.
Слегка, да до сыта.
Сытое брюхо к ученью туго.
 Богаты не будем, а сыты будем.
Сытый голодного, а богатый бедного не знает.
Не видав пирога, не говори, что сыт.
Сыт и тем, чего не дали.
Сыта коровка, коли макухи не ест.
Сам- то наелся, да глаза не сыты.
Сам сыт, глаза голодны.
При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.
В пословицах и поговорках  по сути человеку даны советы на каждый день. Просто необходимо почаще к ним обращаться.

Интересные наблюдения высказал недавно известный кинорежиссёр  и  сценарист, общественный и политический деятель, президент киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский:

 «Жизнь ; это боль, да. У дерева же все болит. Но все-таки жизнь ; это больше желание. Жизнь ; это дефицит. Изобилие ; это смерть.
Как только вы видите потухший взгляд и отсутствие всяких желаний, то все, жизнь закончена. Надо пестовать свои желания, пока они у тебя есть, и все будет. И творчество, и все остальное. Голодание продлевает жизнь. Сытость ближе к смерти.
Дефицит рождает удивительное ощущение удовольствия. Когда я голодаю или держу диету, возникает совершенно иное отношение к еде и куску хлеба. Дефицит очень важен во всем. В свободе, и то дефицит нужен, даже необходим.
Как только человек имеет всю свободу на свете, он становится животным.
Нельзя не думать о смерти, более того, с возрастом ее присутствие необходимо. Чем дальше живешь, тем интересней понимание того, что в тебе конечно. Конечна твоя проявленная и непроявленная сущность. Мы же не знаем, насколько мы умираем. Я думаю, что там, за чертой, что-то есть, что остается навсегда.  Права человека ; это химера и ложные движения европейской цивилизации. Это огромная диктатура лжи. Права человека нигде не соблюдаются.
Все великие цивилизации строятся на обязанностях, нельзя права человека ставить над его обязанностями.
 Когда человек получает все права, он, грубо говоря, теряет человеческий облик.
Что такое обязанности? Это культура! На мой взгляд, либеральная европейская мысль ведет к пропасти только потому, что она фетишизировала права. Это путь в ад. Я в этом смысле мракобес и ватник.
Глобализация уничтожает суверенитет государств… И зрители наши, к несчастью моему, все чаще становятся киноамериканцами. Едят поп-корн во время сеанса.
Почему сейчас такое громкое кино? Потому что все жуют. Голливуд снимает кино для жующих. Я снимаю кино для читающих.
Закон рынка, когда спрос определяет предложение, ведет к уничтожению культуры. Потому что спрос всегда ниже, чем должен быть. Массовость губительна. Человеку свойственна индивидуальность».

Цитаты получились громоздкими. А теперь добавлю от себя. Был случай. Я работал учителем в школе, учил русскому языку и литературе. Надо отметить, что мы тогда действительно учили, а не услуги оказывали. В пятом классе был у меня ученик, писал со множеством ошибок, читать не любил, сидел тихо. Он был рад даже тройке с семью минусами, лишь бы не двойку, за которую его заставят объясняться и оставаться после уроков, чего он не любил. А что ему нравилось? Рисовать. На уроках рисования он был первый ученик. Когда мне об этом сказала учительница рисования, я решил через это его увлечение заставить читать.

Мы изучали басни Крылова. Я приготовил пару листочков из альбома, простой карандаш и набор цветных фломастеров, которые только-только стали появляться в нашем городе. Задача была простой: нарисовать картинку к басне Крылова «Демьянова уха». И текст я взял не из детских книжек, а из вполне взрослого сборника. Подписью у рисунку сделать строчку из басни. К концу урока он сдал два рисунка. На одном – накрытый стол, тарелки с ухой, ложки на салфетках, солонка, перечница, салфетки под кости, в центре большая кастрюля с ухой, с поварёшкой, с парком. Подписано: «Вот друга я люблю!»
На втором рисунке – человек, немолодой, ест тарелки. В руке у человека надкусанная тарелка. Подпись: «Соседушка, я сыт по горло. Я три тарелки съел». И ни одной ошибки. А ведь мы басню не изучали. Значит, прочитал, понял и нарисовал… Сам дошёл до всего. Свою индивидуальность проявил.

Это к слову, а если серьёзно, то мир превращён в результате политики Запада в насыщенный ложью  раствор,  больше  ложь не растворяется. Мир должен меняться.

Расул Гамзатов как-то написал:
Не будет пусть никто из нас голодным,
И пусть никто не будет слишком сыт:
Один от голода бывает злобным,
Другой нам зло от сытости творит.