Экзамены

Светлана Мягкова 2
Задали внучке сочинение, с незатейливым таким названием:  “Экзамены». Звонит.

- Баааа, че написать-то, я тут набросала. Почитаю?

Ну и что вы думаете?  Великий «друг интернет» помог. Фразы получились гладкие, напыщенные, а уж заумные, хоть сразу кандидатскую защищай.

- Содрала?

– Нет.

– Не ври, содрала.

– Я все своими словами переделала. Че, совсем плохо?  А юмор присутствует?

- Да нет, дорогая, давай начинать все сначала. Я сейчас напишу, а ты потом подумаешь.
И знаете, меня очень увлекла эта тема. Вспомнила, как мы, много лет назад,  готовили и сдавали экзамены.


***
Процесс подготовки был непередаваем. В учебниках информации было достаточно, но  по некоторым предметам хотелось, что называется «выпендриться». И начинался забег на марафонские дистанции по всем местным и городским библиотекам. С авоськами полными справочной литературы и обязательно умным видом,  всё это приносилось домой и вываливалось на письменный стол.

Начинался процесс «изучения»  - для этого в ход шли чистые листочки из использованных тетрадок. Нарезались полоски бумаги сантиметра этак два шириной и длинной до бесконечности. (У меня самая длинная шпора была два с половиной метра – это был 10 класс, выпускной экзамен и тема, что-то: «О героическом прошлом и настоящем советской молодёжи».)  Затем полоски тщательно склеивались между собой, сушились и заполнялись  ранее составленным текстов из конспектов. Процесс трудоемкий, главное полезный. Во-первых,  литература была перелистана, в некоторых местах прочитана и даже законспектирована,  в основном своими словами, но обязательно с выводами и небольшими «словами автора».  Во-вторых, дважды переписанный и трижды прочитанный текст, волей не волей,  оставлял какой-то след в мозгах.

Затем,  наступал предпоследний этап подготовки – надо было скрутить полоску в гармошку так, чтобы она в самый ответственный момент не раскрутилась и не легла под ноги преподавателю. Все это великолепие нумеровалось,  закреплялось скрепками и ожидало погружения в карманы фартука. Да-да, самого обыкновенного фартука или передничка, который шился под цвет юбки и одевался под юбку или форму. В нем обязательно должно было быть тридцать карманов, по количеству билетов и три больших кармана под «бомбы». 

«Бомбы»  в школе практиковали редко, а вот после школы они шли в ход, практически, на всех экзаменах. Экзамены сдавались на «ура». Легким движением руки юбка задиралась под самое «не хочу» и уступала свое место фартуку. Иногда случались накладки, когда кто-то из преподавателей менял номера билетов,  и ты лихорадочно соображал, где же найти билет номер восемь, который почему-то стал двадцать третьим. Но это было редко.


Мальчишки были более изобретательными: ответы вырезались на карандашах и ручках тонким узором формул, шпоры вставлялись в пустые корпуса часов и при помощи разных приспособлений крутились и вертелись внутри корпуса. Иногда мой фартук со шпорами шел в ход. Ребята с группы его забирали, куда уж они его прятали – осталось загадкой по сегодняшний день, а после экзамена обязательно возвращали в целости и сохранности. Экзамены сдавали все и всегда.


Но были и «экзаменационные индивидуумы». У меня был друг, который ненавидел сдавать, а главное учить самые элементарные вещи. Обычно он тянул до последнего дня. Вечером, накануне экзамена раздавался звонок.

- Мишенка, ты все выучила?

– Нуууу, так. Практически.

– Фартук готов?

– Ага.

– Тащи. Только шпоры не забудь и справочники.

Процесс «обучения» проходил в основном на детской площадке. Рыжик стелил что-нибудь на землю, сверху укладывался передник со шпорами, справочники и учебник по предмету, который надо было сдавать. Он становился на всю эту пирамиду на голову, ногами цеплялся за перекладину детских лесенок и стоял минут пятнадцать. Не дай бог, в этот момент было с ним заговорить.  Он считал, что если будет произнесено,  хоть слово, экзамен он завалит. Потом возвращался в нормальное положение, говорил «спасибо», забирал учебник с неизменными словами: «Ночку на нем посплю. Для закрепления.»  И… Экзамены он в основном сдавал на трояки, но он их сдавал всегда,  и считал этот метод очень действенным.


***
Внучка после прочтения моего опуса сказала, что мы были очень счастливыми и экзамены у нас проходили классно, не то, что у них: под камерами, с подсчетом времени и количеством выходов в туалет, с ответами в виде букв под вопросом, с расслабухой: «Напишу любую букву (цифру), а вдруг угадаю?»