Интеллигенция, это где?

Геннадий Константинов
Интеллигенция – забавное слово, которое больше сотни лет обозначает нечто, однозначно не  определяющееся. Так кто такая эта самая интеллигенция?
В. И. Даль в 1881 г. писал, что это «разумная, образованная, умственно  развитая
 часть жителей»

При всем моем глубочайшем уважении к Владимиру Ивановичу определение у него получилось размытое даже по тем далеким временам, а что касается сегодняшнего дня, то под него подходит подавляющее большинство населения нашей страны (не скажу за всю планету, не знаю)

Пытаясь разобраться в существе этого вопроса известный русский филолог Иван Мокиевич Желтов в 1890 г. писал: «У нас были ”люди ученые“, затем ”люди образованные“, наконец, хотя и ”не ученые“ и ”не образованные“, но все-таки ”умные“. Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией»

Сегодняшняя  википедия утверждает, что «в социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.»

Если не принимать всерьез «высокую степень социально-психологической рефлексии», что это за зверь нам, наверняка, не сможет пояснить и сам автор статьи, то каждый сегодняшний человек стопроцентный интеллигент. Любой человек, не зависимо от занимаемой им социальной ячейки обладает критическим способом мышления, способен систематизировать опыт и знания.

Но при всем при том и во все времена одна группа людей числит себя в интеллигенции, а другая группа с ядовитым сарказмом произносит слово «интеллигент».

 Могу предположить, что интеллигентом быть почетно, если к этому стремится порядочная часть жителей и в то же время не каждый, кто стремится, достоин им быть.

Для второй, язвительной части населения интеллигентом может быть только тот, кто обладает некими обязательными для этого качествами. Тут на первый план выходят не знания, не умения, а некая моральная сущность.  Народная мудрость определяет интеллигента короткой фразой – «Это такой интеллигентный человек». Фраза произносится с неизменным уважением и, наверняка относится не к костюму, образованию и умению держать вилку над котлетой, но к чему-то не приходящему, безусловно, ценному в духовном плане.

 Какое качество в человеке неизменно уважают люди самых разных сословий, времен и национальностей? Это одно, поистине святое качество – не судить, т. е. не осуждать дела и поступки других людей. Человек с искреннем уважением относящийся к любому другому, способный понять заботы и трудности другого и если не возможно помочь, то, как минимум, не осуждать, во все времена пользовался глубоким и заслуженным уважением и именно такого человека чаще всего называют иноземным словом интеллигент.

 К огромному сожалению, интеллигенция, как явление,  штука скорее фантастико-теоретическая и в материальном мире хождения не имеет, интеллигент это не просто индивидуальность, но и огромная редкость.