Профилактика Советской медицины

Виталий Овчинников
Советская медицина в своей основе была профилактической. Сейчас об этом не говорят. Но было время, когда   об этом ее специфическом и чисто советском  направлении твердил весь мир. Но я здесь не буду разглагольствовать  или  «балаболить» о теоретической сути профилактической медицины в Советском Союзе, я расскажу, как это было на Советских заводах в нашем, очень промышленном, кстати,  Подмосковном  городе.

Завод  наш относился к МИНТЯЖМАШУ, изготавливал металлургическое оборудование,  которое на треть выпуска  шло на экспорт и  насчитывал  около двадцати тысяч работающих. Завод имел свой ДК, свой стадион, свою поликлинику и свой стационар, построенные своими собственными  силами, а также  свой профилакторий, тоже построенный своими силами.

Кроме того, каждый цех имел свой медицинский пункт, возглавляемый врачом или фельдшером  общей терапии и несколькими медсёстрами, которые осуществляли медицинское наблюдение за некоторыми хроническими больными, находящимися на обязательном профилактическом лечение и осуществляли различные физиотерапевтические процедуры, назначаемые лечащим врачом. Ну, и естественно, оказывали первую медпомощь при различных травмах глаз, рук и других частей тела, получаемых рабочими  при  их  работе. Кроме того, они измеряли температуру и  оформляли направление к врачу при их жалобах на плохое самочувствие.

Профилакторий завода располагался в парковой зоне города на берегу искусственного озера, имел великолепную медицинскую аппаратуру и отдельные палаты на двоих  для находящихся  в нем работников завода. Здание профилактория  было четырехэтажное и строилось по заказному индивидуальному проекту. В общем, красивое было здание.  А между заводоуправлением и профилакторием было организовано регулярное автобусное сообщение заводским автобусом.

Первый этаж занимал  обширный «хозблок» со столовой,  актовым и физкультурным залами, на втором этаже находились лечебные кабинеты, а третий и четвертый этажи были отданы под палаты для пациентов. Третий этаж для мужчин, четвертый этаж для женщин. Палаты были все на двоих.  Женские и мужские этажи друг с другом не сообщались и закрывались на ночь дежурными по профилакторию в десять вечера после санитарного обхода всех палат.

 Кормили в профилактории великолепно, кухня была отменная и даже индивидуальные заказы на блюда тоже принимались. Естественно, что распитие спиртных напитков, пьянки и  разного рода  гуляния в  профилактории строжайше запрещалось и  виновных отчисляли из профилактория без промедления приказом по заводу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зато по субботам и воскресениям в актовом зале профилактория выступали городские артисты, которых приглашал в профилакторий профком завода. Но иногда приглашали и московских, благо, что Москва была под боком, в часе езды на автомобиле по Горьковскому шоссе или же на электричке.  Все праздники и все дни рождения пациентов  в профилактории праздновались и каждому новорожденному давались подарки.
 
Ну, а по выходным дням   вечерами  в актовом зале устраивались танцы под магнитофон или еще под чего-нибудь в виде собственной   гармошки или аккордеона, на которых играли  пациенты.  Поэтому знакомиться и общаться друг с другом можно было во всю, как совесть позволяла.  И курортные романы в профилактории, как и в любом другом  санаторно-курортном  заведении страны  крутились во всю. И некоторые из них продолжались даже  не один год.

Так что в профилактории скучать пациентам не давали и попасть на лечение, а если поточнее, то на месячное проживание  в  профилактории, было не так просто – только лишь  по направлению  лечащего врача, согласованного  с профкомом завода. Первыми, конечно же шли рабочие вредных специальностей, сталевары, вагранщики, заливщики, формовщики, сварщики, химики и им подобные профессии. А все остальные «выстраивались»  в общую очередь. Но в течении двух трех лет в профилакторий мог попасть каждый работник завода.

Все было хорошо в профилактории, все было великолепно. И в профилакторий работники завода старались попасть. Ведь там помимо всего прочего можно было прекрасно провести время, ну  и заодно  душу и  тело свое  «порадовать», как следует.  При желании, конечно же.

Ведь настоящая жизнь профилактория, как и любого другого советского санатория, начиналась после  официального  вечернего обхода, который проходил в десять вечера по всем палатам профилактория  комиссией под руководством дежурного врача или фельдшера.  После  этого наружная дверь в профилакторий закрывалась и во двор выпускались  собаки, живущие у сторожей. То есть, по ночам в профилакторий попасть было невозможно. И выйти тоже.  И тогда практически во всех   палатах профилактория начиналась уже своя жизнь,  вечерне-ночная его жизнь. Чаще всего веселая и разгульная.  И конечно же  интимная.

Ведь палаты закрывались изнутри на ключ, а нужные  пары, при желании, можно было образовать еще при оформлении путевок. Да и потом  легко можно было найти себе подходящего партнера  на  время вечернего своего активного провождения – атмосфера способствовала.  Ведь  общий курс санаторно-профилактического лечения в заводском профилактории был обязательно  круглосуточный и спать все «пациенты»  должны были в своих номерах.  Домой после ужина уходить запрещалось. И если разрешалось, то лишь по письменному заявлению пациента. Ну, а спиртным для веселия   запастись  сам  бог велел еще в течении рабочего дня.
 
Так что жизнь в профилактории шла активно веселая, сексуально интимные услуги для желавших  находились и исполнялись   легко. И секс в палатах лился рекой. До тех пор, пока не случилось «чрезвычайное происшествие» с печальным исходом. Один начальник отдела лет пятидесяти  привел к себе в номер на ночь женщину, с которой познакомился в профилактории. А чтобы она не испортила ему ночь своим отказом или своими капризами и не сбежала вдруг,  он, закрыв изнутри дверь,  на всякий случай припрятал ключ от своей  палаты.
 
Но все у них оказалось  хорошо, секс у  них получился, причем, секса у них  было много, а он все старался и старался  повторить,  чтобы порадовать свою партнершу. До того  «исстарался», что ему ночью стало плохо с сердцем. Как потом выяснилось, он себе в коньяк еще  возбудителя накапал, чтобы  «осечки»  в сексе  у него  не случилось.  Но случился явный  перебор в сексе и сердце его не выдержало. Партнерша  кинулась было  из палаты, но дверь  закрыта. Она начала искать ключ, но не нашла. А ему все хуже и хуже. Тогда она нажала кнопку экстренного вызова дежурного врача. Вынуждена была нажать.

Врач  прибежала, но было уже поздно –  начальник отдела  умер от инфаркта. Переусердствовал в сексе. Скандал был нешуточный.  Начальник все-таки и еще член парткома завода. Жена даже   не хотела его хоронить, но к ней домой пришел сам парторг завода и уговорил ее утихомирится  и  не поднимать шума. И жена согласилась. Вынуждена была согласиться. Куда ей было деваться, если она сама была работником завода и тоже не рядовым.

Похоронили его за счет завода, торжественно и даже пышно. Естественно, что никаких разговоров о действительных причинах его  смерти не произносилось. А жена даже получила повышение по работе. И все потихонечку ушло в забытье. Хотя ухмылок и коварных шепотков о происшедшем  в профилактории было много. И довольно долго.

Но после этого случая в профилактории сняли все замки в палатах пациентов и в дверях между третьим и четвертым этажами. Так сказать, от греха подальше. Ну, а в остальном в профилактории ничего больше не изменилось. И жизнь продолжала все  также активно «функционаровать» в его палатах по ночам и по вечерам.

Я был в этом профилактории несколько раз.  А на юбилей завода  руководство выдало путевки заводским работникам вместе  их   детьми. И я был там со своей  десятилетней дочерью. Ей там очень понравилось. И она до сих пор с удовольствием о нем вспоминает.

PS  Хороший был профилакторий. Очень хороший. Самый лучший в городе и один из лучших в Подмосковье. Но после развала Союза, в девяностых годах, когда заводы в городе стали закрываться, а  профкомы на заводах разогнали, новое руководство завода продало кому-то здание профилактория. Как и пионерлагерь заводской.  А ведь тоже был великолепный.

PPS Я не стал здесь говорить об обязательных ежегодных профилактических медосмотрах рабочих вредных профессий - все равно либералы не поверят.
*** 


.