Тайна картины и её аура. Как объяснить? Окончание

Валентина Марцафей
  Начало  смотреть: http://www.proza.ru/2018/04/22/1208
 
 Но главная закавыка оказалась неожиданной.
 Мы с дочкой с нетерпением ожидали  заключения экспертов.
Они держались очень уверенно.
 - Посмотрите внимательно на эту сосенку в центре!  Её
прежде не было!  Она дорисована позднее, и другим
художником. А что там, под ней – неизвестно. Узнать
 можно будет только при реставрации.  Но с таким дефектом
 картина теряет в цене..  Отреставрированная, она стоила
 бы очень дорого. Но на реставрацию нужны немалые средства.
 Пока взять её мы не сможем.
   
   Мы, далёкие от искусства люди,  в диагноз рижанок не поверили.
И как ни приглядывались, никакого  дефекта в картине  заметить
 не могли. Решили, что предлог для отказа надуманный.
     И дали  объявление о продаже в местную газету. И покупатель сразу нашёлся.  Договорились о встрече.
   
   Но накануне решили сфотографировать картинну Сделали несколько снимков, а вечером повторили  их уже  при электрическом свете. На память.
   Теперь  можно  было и расстаться  нам с картиной…
   
     На следующий день приехал  солидный мужчина. Мы честно предупредили его о скрытом, якобы, дефекте, из-за которого у нас её  не взяли в музей. Он ответил, что всё равно будет её реставрировать, заплатил 300 «зелёных» и  увёз картину.
      Всё было кончено. Сразу стало пусто в квартире,  мы вытирали слёзы, но и полученные деньги нам казались тогда большой суммой..Главное –необходимой!

     Через какое-то время я проявила плёнку и вечером села
печатать  снимки.   Они нас потрясли! Рижане оказались правы!
При  искусственном освещении картина предстала в своём
первоначальном  обличье.  Вернее, в том виде, когда второй,
неизвестный, художник взялся   исправлять дефекты,
причинённые  временем.
     Как странно!  «Глаз»  фотоаппарата не «увидел» верхний
 слой красок! Да по центру была ещё и прореха, которую
искусно заштукатурили!
   Меня охватила такая жалость, будто на моих глазах раздели догола  и высекли на площади дорогого мне человека!
 Мне было физически больно  смотреть на нищенское одеяние, в котором оказался величавый кумир моего детства и юности…
жизни  картины по тем фактам, которые мне известны.
Там, где не хватало фактов - помогало воображение..

   Прошло немного времени, боль ушла, и я всё чаще думала о
картине с грустью, как о человеке с нелёгкой судьбой, живущем  в постоянном страхе, что откроются тайны его  прошлого, которые
 он так тщательно скрывал.  И постепенно, по тем фактам, что мне были известны, а где  их  не хватало, то с помощью воображения выстроилась версия  её  невесёлой жизни.,
 
      Что-то  же с картиной  случилось в молодости, какая-то катастрофа, когда она получила удар и незаживающую рану
 прямо в центре, а, может, и в сердце своём?
        Ведь из-за  этой прорехи, или « раны», и посыпавшейся
вокруг неё краски,  и выставили, судя по всему,  её, ущербную,
 из музея,  и заперли в чулане запасника на годы.
   Туманом покрылось всё вокруг и само будущее картины..
Туман, казалось, поселился в картине навсегда, он поглотил
 чахлые сосенки,  и помогал  постепенно плесени  ползти по  величавым утёсам. 
      
    Что стало бы с ней, если бы неизвестный  молодой  художник
не обнаружил бы её в этом  тёмном подвале? Он вынес её на свет,
и, разглядев в ней её первоначальную красоту, решил  подарить ей
 вторую жизнь.
    
   В процессе длительной работы и лечения , картина преобразилась, помолодела, но не один музей, зная её трагедийное прошлое, уже не брал  её в свою экспозицию.  Она потеряла  цену.   И зло, которое накапливалось в ней  в течение долгих  лет  после ранения  и пребывания в захламленном  чулане, всё  никак не могло покинуть её обновлённую душу.

    Она жила теперь в семье художника,  где никто не напоминал
 ей о  былой  ущербности, а художник любил её, как своё собственное чадо. Она отвечала ему взаимностью.  В её присутствии  он вдохновенно работал, и с годами стал известным мастером.
    Он  много путешествовал, а посетив однажды молодой город
на берегу Чёрного моря, решил поселиться  в нём навсегда.
 вместе со многими своими соотечественниками.  Мы не знаем,
 кем  он  был:  итальянцем,  греком или французом, но кем бы
он ни был, его соотечественников было в молодой Одессе много:
город славен был своим гостеприимством. 

    Потекли спокойные, плодотворные годы, семья художника процветала, но сам художник старился,  и вскоре  ушёл из жизни. Сын  его продолжал дело отца. В небольшом полуподвале  своего дома над самой гаванью он обустроил мастерскую  и, не имея таланта отца,  занимался изготовлением  разновеликих рамок по заказу  богатых одесских купцов. (Вспомним, что в этом самом полуподвале и жил потом два года мой дед. Об этом ниже.)
   
    Когда жестокие революционные вихри 1917 года достигли Одессы и город наполнился беженцами со всей России, которые штурмом брали корабли, уходящие в Турцию и далее на Запад,
сын художника с семьёй тоже в страхе и спешке  покинул город,
забыв даже запереть  свой  полуподвал с  уже никому не нужными рамками, холстами и подрамниками.
        Власть в городе периодически сменялась, костры  на улицах жгли то «белые»  то  «красные». И в чьих кострах  сгорело всё, что могло гореть из подвальчика мастерской и сам подвальчик – неизвестно. Но начальник Одесской таможни, занявший на втором этаже  одну из комнат в квартире сбежавшего  мастера  рамок, разрешил моему деду расчистить  полуподвал и занять под жильё.. А через два года, в 1930году, посодействовал уже моему отцу получить ордер на две освободившиеся комнаты в той же квартире. Четвёртую комнату заняла артистка Русского театра им. Иванова Елена Астрова с матерью.( Это всё известные факты)
     С этого времени, с этой  коммунальной квартиры мы и помним
 картину.  Мне представляется, что её обнаружил начальник таможни в одной из комнат, когда занимал квартиру, а
потом, когда его, человека одинокого, перевели  на работу в другой город, оставил  нашей семье в подарок, а может, и продал – неизвестно.  Может быть, он даже знал, что картина с дефектом  и потому ею не дорожил.
 
    И вот, пережив второе предательство, когда её любимые хозяева снова её бросили  на произвол (или оставили, надеясь вернуться?), картина  начинает привыкать к новой семье, но…стоп! Стоп!
   
    Божн мой,   что мне сейчас пришло в голову: не на моей ли бабушке она успела сорвать свою обиду?
    Факт, о котором мне не вспоминалось, именно этот факт, как недостающий пазл и не давал мне закончить рассказ:  всё время меня  преследовала мысль, что я что-то упускаю, забываю, не могу вспомнить!   Давно написанный, рассказ лежал без окончания, чего-то ждал! Ну, не шёл, и всё тут! Хотите - верьте , хотите – нет!,
   
    Но вот я вспомнила, как рассказывал мне брат, а ему в ту пору было уже 10 лет,- что картина поначалу висела в комнате бабушки и деда. Но бабушке было страшно под ней спать, ей казалось, что картина упадёт ей на голову. И она долго просила деда перевесить картину в нашу комнату, что он и сделал. А брат уже в нашей комнате чуть не убил бабушку под этой картиной.
 Этот случай был известен всем друзьям и родственникам.
    Дело в том, что дед хранил в старом комоде ,замотанный в тряпки,  револьвер ещё с гражданской войны. А от детей что-то можно спрятать в квартире?!  Брат нашёл его и стал, играючись,, целиться в бабушку,  которая сидела на диване под картиной . 
Целился, целился, а потом нажал курок. Пуля прошла в сантиметре от головы бабушки. Никто не знал, что он заряжен.! Дед редко бывал дома, плавал  на пассажирских судах до Батуми и обратно. Дед выговор, конечно, получил, и револьвер из дома унёс.

Но вот я  и вспомнила всё, что случалось с бабушкой , котора боялась и не любила картину.. В 1939 г. бабушка скоропостижно скончалась в больнице, отказали почки.. Ей было всего 47 лет. А дед через месяц женился снова, и ушёл  к новой  жене, оставив картину нам
Вспомнила ,и теперь заканчиваю рассказ о  судьбе картины.
Судьбе, так похожей на  нелёгкую  человеческую судьбу

     Последнее испытание пришлось пережить нашей  бедолаге –картине в годы  ВОВ, когда её закрыли матрацем и три года 
прыгали на ней и топтали  её – ведь на ней рос  ребёнок.
Таким способом её удалось спасти от румын и немцев..

    Ну, вот  и судите, какой  может быть аура у такой  несчастной картины? Могла ли она излучать только радость, нести только положительные эмоции?  .
   
    Она, картина, жила с нами после войны больше 40 лет и мы никогда не задумывались, имеет ли она какое-то влияние на нас..
А она, мне кажется, его оказывала. Причём, сорвавшись на
 бабушке ,она в послевоенное время именно к женщинам относилась благосклонно. Сожалела , видно, о своем гневе, и старалась искупить свою вину. А в своих неприятностях мы в большей степени виноваты сами. Я писала  о них в самом начале рассказа. Не лучшие  были тогда годы

   Но факт остаётся фактом: после того, как продали картину и
даже   сменили квартиру,  мы распрощались и с неприятностями.
 А картину я не виню, она сама была жертвой, и  я ей сочувствую и прощаю  её.  Она была прекрасна! И её золотисто-коричневое, тёплое сияние до сих пор греет меня в воспоминаниях
   Сейчас она, я уверена, где-то  переживает  третью молодость, и после реставрации, приносит  людям. лишь  радость