Информация

Александр Козак
"Кто владеет информацией, тот владеет миром" У. Черчиль

Марина Попович: ''О чём кричат нам инопланетяне?''https://youtu.be/u1Bt8sApklM

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ - сообщение заведомо ошибочных, искаженных, ложных сведений с целью ввести информируемое лицо в заблуждение.

ИНФОРМАЦИЯ:

Первоначально «информация»
 — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.);
- с середины XX века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом;
- обмен сигналами в животном и растительном мире;
- передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация);
- одно из основных понятий кибернетики

Главные критерии практического использования информации - истинность, своевременность, объективность, полнота, полезность, практичность.

Ин - форма - ци - я:

Иная форма - Ци(кит. жизненная, универсальная энергии мира, управляющая сознанием индивида) - Я(сознание индивида).

ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИЯ"

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает -  сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, однако невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия.

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация»связано с различными системами понятий. Информация в биологии: Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов.
Философский подход: Информация – это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход: Информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи

Можно выделить следующие подходы к определению информации:

* традиционный (обыденный) - используется в информатике: Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

* вероятностный  - используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Для человека: Информация – это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств

Знания делят на две группы:

1. Декларативные – от слова декларация (утверждения, сообщения) начинаются со слов «Я знаю, что …»;

2. Процедурные – определяют действия для достижения какой-либо цели, начинаются со слов «Я знаю, как …»

Классификация информации:

По способам восприятия - Визуальная, Аудиальная, Тактильная, Обонятельная, вкусовая;
По формам представления – Текстовая, Числовая, Графическая, Музыкальная, Комбинированная и тд.
По общественному значению: Массовая - обыденная, общественно-политическая, эстетическая;
Специальная - научная, техническая, управленческая, производственная;
Личная – наши знания, умения, интуиция;

 
Основные свойства информации:

Объективность – не зависит от чего-либо мнения;
Достоверность – отражает истинное положение дел;
Полнота – достаточна для понимания и принятия решения;
Актуальность – важна и существенна для настоящего времени;
Ценность (полезность, значимость)- обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения;
Понятность (ясность)– выражена на языке, доступном получателю;


Кроме этого информация обладает еще следующими свойствами:

1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)

2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:

- копирование – размножение информации
- передача от источника к потребителю
- перевод с одного языка на другой
- перенос на другой носитель
- старение (физическое – носителя, моральное – ценностное)

3) Практические свойства - информационный объем и плотность


Информация хранится, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в различной форме:
1) Знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, спец. символов; графическую; табличную и тд.;
2) В виде жестов или сигналов;
3) В устной словесной форме (разговор)

Представление информации осуществляется с помощью языков, как знаковых систем, которые строятся на основе определенного алфавита и имеют правила для выполнения операций над знаками.

Язык – определенная знаковая система представления информации. Существуют:

Естественные языки – разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);

Формальные языки – специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д.

В основе любого языка лежит алфавит – набор символов/знаков. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита.

Носители информации – среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. (Это электрические, световые, тепловые, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и тд.)

Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т.е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления.

Для обеспечения информационного процесса необходим источник информации, канал связи и потребитель информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Передаваемая информация добивается от источника до приемника с помощью сигнала (кода). Изменение сигнала позволяет получить информацию.


"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его."

Слово - начало мысли и начало смысла, поступка, привычки, характера и судьбы.

Каковы твои слова, дела и мысли - такова и твоя жизнь.
Формируя доминирующие мысли - формируешь доминирующее - сознание, мышление, мировосприятие, мироощущение, бытие, сознание и быт масс.

"Я мыслю! - значит Я, существую!" Р. Декарт

«Cogito ergo sum», «Я мыслю, значит существую» — не единственная формулировка данной идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» — «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую».

Cogito ergo sum (с лат.;—;«Мыслю, следовательно существую», церк.-слав. Мы;шлю, сл;;дственн; є;;смь) — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Аргумент не следует понимать как умозаключение:

- («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»);
- напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта (res cogitans — «вещи мыслящей»):
- всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо cogito не ограничивается мышлением) обнаруживает — при рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт.

Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания):
- я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержанием.

Варианты формулировки;

Cogito ergo sum является латинским переводом утверждения Декарта Je pense, donc je suis («Я мыслю, значит я есмь»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637), написанном по-французски.

Фраза «Cogito ergo sum» не используется в наиболее значимой работе Декарта «Размышления о первой философии" (1641), хотя часто эту формулировку ошибочно приводят в качестве аргумента, ссылаясь на данный труд. Декарт опасался, что эта формулировка, которую он использовал в более ранней работе, допускала толкование, отличное от того контекста, в котором он использовал её в своих умозаключениях.

 Стремясь уйти от формулировки, создающей видимость логического вывода, тогда как подразумевается самоочевидность, непосредственное усмотрение утверждаемой истины, Декарт избавляется от первой части фразы и оставляет только «Я есмь» («Я существую»): «всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (Размышление II).

В привычной форме Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») аргумент появляется в более поздней работе «Начала философии» (1644), написанной на латыни: «Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima...».

«Cogito ergo sum», «Я мыслю, значит существую» — не единственная формулировка данной идеи Декарта.

Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum»
 — «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую».

Ибо факт мышления или существования можно поставить под сомнение, но факт существования появившегося сомнения неоспорим.

Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления.

Следовательно фразу можно переформулировать как «Я сомневаюсь, значит существую».

А также, слово «существовать» имеет множество определений и чтобы избежать неправильного трактования, следует переводить слово «sum» на русский язык как «есмь».

То есть в итоге правильнее всего выражение Декарта будет звучать как «Я сомневаюсь, значит Я есмь».

Средства Массовой информации(СМИ):

Кто владеет СМИ Мира, тот владеет - Массовым Сознанием Человечества.
СМИ - власть первая, концептуальная. Кто владеет СМИ - владеет Миром! А.В. Козак

СМИ:
- Оружие массового поражения - сознания масс.
- Инструмент управления, подавления и самоуничтожения индивидов, племён и народов, а также всего человечества, кроме "золотого миллиарда".
- Инструмент материализации - заданной картины мира - "сильными мира сего"..

Средства массовой информации(СМИ; в отличие от средств массовой коммуникации, СМК)
 — совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств;
- до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

В правовых документах Российской Федерации под средством массовой информации понимаются;
- периодическое печатное издание,
- сетевое издание,
- телеканал,
- радиоканал,
- телепрограмма,
- радиопрограмма,
- видеопрограмма,
- кинохроникальная программа,
- иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)

История понятия:

Объективность, в том числе нейтральность, понимания этого термина требует учёта следующего:

Термин «средство массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах как перевод французского термина moyens d'information de masse. Во французском языке этот термин практически ушёл из употребления во второй половине 1960-х годов.

Таким образом, в Советском Союзе под видом новшества, внедрявшегося, главным образом, посредством Отдела пропаганды ЦК КПСС, доверившегося дезинформировавшей его докладной записке факультета журналистики МГУ, стали внедрять термин, который в стране происхождения стал - анахронизмом.

Дело в том, что термин «СМИ» означает однонаправленность воздействия прессы, радио и телевидения («сверху — вниз»), то есть он фактически санкционирует:
-  авторитарность их воздействия как вещь само собой разумеющуюся (выявление чего и привело к его практическому удалению из французского языка,
- и не соответствует развитию электронных средств коммуникации, основным вектором которого является мгновенная обратная связь всех со всеми.

Термин «массмедиа» является повторением английского «mass media», как это получается по-русски. В английском языке этот термин является вошедшим в обиход сокращением media of mass communication, то есть средств массовой коммуникации (СМК).

Термин «средства массовой коммуникации» был введён в русский язык советскими исследователями в 1960-х годах как перевод английского «media of mass communication». Слово «коммуникация» означает в этом случае «связь и общение».

Подмена понятия «средства массовой коммуникации» термином «медиа» и его производными не только затемняет понимание данного предмета, но и, по существу, представляет собой попытку:
- во-первых, разрыва преемственности в отечественных исследованиях проблематики массовой коммуникации,
- а во-вторых - разрыва связей с теми исследователями, которые и сегодня пользуются правильным переводом английского media на русский язык.

Справедливым будет произвести разделение терминов "средства массовой информации", "средства массовой пропаганды" и "средства массовой коммуникации" и дать им право на существование как раздельных понятий.

Если французы отказались от термина СМИ, то это не означает, что в России надо его запретить. В терминологии надо использовать всё многообразие для лучшего понимания сути и предоставления возможности правильного их применения.

В современных условиях, с их возрастающими требованиями к точному пониманию роли электронных средств коммуникации, в связи с их бурным и всесторонним ростом, термин «массмедиа» (как и «медиа») препятствует такому пониманию, представляя собой, по существу, воплощение фактического запрета на перевод английского термина «mass media» на русский язык.

Для СМИ, учредителями которых являются органы государственной или муниципальной власти, по-видимому, более точным является термин «средства массовой пропаганды», который (имея в виду сниженное понимание пропаганды, то есть пропаганды как промывания мозгов) указывает на их основную функцию.

Типология:

«СМИ» (СМК) можно разделить на типы по ряду признаков.

Регион распространения
Совокупность «средств массовой информации» классифицируется по данному признаку вертикально, согласно тому, каково административно-территориальное устройство конкретного государства, причём основным показателем является территория, обслуживаемая конкретным СМК, а не место его выхода в свет. Соответственно, выделяется ряд подклассов:

- транснациональные СМК (то есть такие, которые регулярно обслуживают информационные потребности людей в международном масштабе, на территории нескольких государств);

- национальные СМК (те, которые работают одновременно на всей территории страны или большей её части);

- региональные СМК (такие, в зону обслуживания, которых входит или отдельная административная единица государства, или исторически сложившаяся часть страны, для которой характерны те или иные особенности — например, Урал или Дальний Восток применительно к Российской Федерации);
- местные СМК (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные).

Для печатных и (в меньшей степени) аудиовизуальных «СМИ» (СМК) характерна тенденция, в соответствии с которой аудитория предпочитает региональные средства массовой информации всем прочим. Главным образом это связано с тем, что местная редакция имеет возможность более полно учитывать запросы населения и устанавливать более демократичную ценовую политику.

Учредитель:

Российское законодательство, к примеру, позволяет становиться учредителями средств массовой информации как физическим, так и юридическим лицам, с довольно малым диапазоном ограничений. Порядок учреждения «СМИ» (СМК) в РФ — регистрационный; в отличие от более строгого разрешительного, при таком порядке правительственные органы подтверждают заявку на создание СМК и ставят его на учёт. Аудиовизуальным «СМИ» (СМК), использующим определённые диапазоны радиочастотного спектра, необходима также лицензия на вещание.

Аудитория:

Основная статья: Аудитория СМИ

СМК подразделяются на общие и специализированные — в последнем случае они сфокусированы на конкретной тематике и, соответственно, ориентированы не на всю аудиторию в целом, а на её часть.

Четкость определения целевой аудитории в целях предпринимательской деятельности бизнеса обеспечивает средствам массовой коммуникации определённую устойчивость, однако снижает масштабы спроса на их продукцию.

Необходимо отметить, что, согласно социологическим исследованиям, журналисты не всегда имеют адекватное представление об аудитории, для которой предназначаются их публикации, в результате чего материалы усредняются и обезличиваются, а СМК становятся всё более похожи.

Легальность:

С позиции того, каковы отношения между средством массовой коммуникации и действующим законодательством, выделяют:
-  легальные СМК (то есть те, которые разрешены законом, прошли регистрацию и имеют допуск к издательской или вещательной деятельности),
- квази-легальные (такие, которые не запрещены законом, но одновременно и не разрешены им)
- и нелегальные (соответственно, те, которые запрещены законом).

Причиной для перевода средства массовой информации в разряд нелегальных (путём аннулирования регистрационных свидетельств, лицензий на вещание и т. д.) может служить, к примеру, злоупотребление свободой массовой информации в той или иной форме. Следует также заметить, что в некоторых случаях СМК не нуждаются в регистрации — например, если это периодическое издание тиражом менее одной тысячи экземпляров.

Качественность:

Первостепенное внимание к качеству работы средств массовой коммуникации более характерно для западной теории СМК (в странах Запада и многих других понятие СМИ не употребляется), однако проблема качества также имеет большое значение и для теоретиков в РФ.

Иногда в этой связи говорят об отличии прессы мнений от прессы новостей. Данные характеристики определяются рядом факторов — спецификой стиля и оформления, проблематики и аудитории, тиражирования и распространения. «Качественные» СМК характеризуются в этой связи проверкой излагаемых фактов на надёжность, аналитичностью высказываемых мнений, стремлением к взвешенности и спокойствию в оценках и тоне публикаций. Массовые СМК ориентированы преимущественно на развлекательную функцию сообщений, предпочитая материалы сенсационного характера и уделяя много внимания изобразительно-выразительным средствам. Под показателем «качества» подразумевается не степень профессионального мастерства сама по себе: в случае массовой прессы стандарты также могут быть довольно высокими, хотя и не такими, как в качественных СМК. Для российской журналистики, как зачастую и для журналистики в других странах, характерен смешанный тип воздействия, когда в рамках одного издания присутствует специфика, свойственная как качественным, так и популярным СМК.

Издательские характеристики:

Ключевым в данном случае является:
 
- комплекс данных о периодичности,
- распространённости,
- тираже СМК, его формате и объёме;
- соответствующие показатели влияют, к примеру, на требования к оперативности информации.
По отношению к периодичности можно различать издания ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные и т. д.

Система СМК:

Все конкретные разновидности средств массовой информации, которые были перечислены выше, в своей совокупности образуют единую систему СМК. Структурно эта система распадается на три базовые группы:

Печатная пресса (газеты, журналы…)
Аудиовизуальные СМК (радио, телевидение…)
Информационные службы (новостные агентства, пресс-службы…)
Выделяется также вопрос о роли и статусе Интернета.

Существуют различные мнения на этот счёт: иногда журналистика в киберпространстве характеризуется как соответствующая признакам СМК, иногда — как несоответствующая. Исследователи обращают внимание на ряд факторов, в том числе на отсутствие законодательного отнесения Интернета к «средствам массовой информации», а также консервативность сетевых версий СМК: характер взаимодействия читателя со средством массовой коммуникации как таковой не меняется — просто совершенствуется способ доступа к нему.

В результате Интернет обычно рассматривается в российских исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМК со своей уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной среды, которую в плане её воспроизводства должен использовать каждый, в том числе редакции средств массовой коммуникации.

Интернет-СМК:

См. также: Интернет-журналистика, Интернет-издание, Новостной сайт (сайт новостей) и Электронный журнал

С появлением и распространением Интернета он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились интернет-СМК.

Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМК.

Почти все СМК имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Быстро развивается интернет-радио и интернет-телевидение.

В октябре 2017 года, по данным опроса ВЦИОМ, 16% опрошенных совершеннолетних россиян ежедневно читают газеты и журналы в интернете (онлайн издания, электронные версии печатных газет), еще 20% читают несколько раз в неделю. Доля опрошенных, предпочитающих электронные версии статей, выросла до 47%.

Обычно, основные доходы интернет-СМК поступают от рекламы, хотя СМК могут быть спонсируемы как вещательный орган той или иной организации. Вопрос о правовом отличии интернет-СМК от СМК является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во многих странах (см., например: дело Терентьева).

Благодаря развитию интернет-СМК, количество людей, предпочитающих бумажную прессу, с каждым годом сокращается. Опросы общественного мнения в 2009 г. показали, что только 19 % жителей США в возрасте от 18 до 35 лет просматривают бумажную прессу. Средний возраст читателей бумажных газет в США 55 лет. Общий тираж выпускаемых в США ежедневных газет с 1989 по 2009 годы сократился с 62 млн до 49 млн экземпляров.

Влияние на общество:

Считается, что средства массовой информации формируют медиакультуру, оказывая поведенческое и интеллектуальное влияние на культуру отдельно взятых людей.

Манипуляция массовым сознанием:

Теория «Agenda-setting»

СМИ в разных странах:

Россия:
Основная статья: Средства массовой информации России:

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации») трактует «СМИ» (СМК) как периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы[неизвестный термин], кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией законодатель понимает «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Согласно российским источникам, СМК имеют следующие признаки:

- массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.


Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации», «СМИ» (СМК) — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

К «СМИ» (СМК) в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки.

Телевидение представляют:

- 23 общероссийских телеканала,
- около 117 спутниковых и кабельных телеканалов,
- 15 телеканалов, вещающих за пределы России,
- около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл.

 Общее количество телеканалов примерно 330.

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано:
- 27 425 газет и еженедельников;
- также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях.

Всего к началу 2009 года зарегистрировано 51 725 печатных СМК.

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а общенациональных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что, соответственно, составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения.

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек.

Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и теле-гиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Российские печатные СМИ отличаются тем, что они независимы не столько юридически, сколько в социальном плане (от читателей):
- издания практически полностью не реагируют на письма читателей,
- не поддерживают «обратной связи» с ними,
- не изучают оценку читателями своей деятельности,
- не стремятся удовлетворить читательские информационные потребности,
- предлагая лишь своё видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов.

Казахстан

Основная статья: Средства массовой информации Казахстана

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМК, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %. В 2012 году действует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМК, из них около 100 телевизионных каналов и радиостанций, 7893 интернет-сайтов.

В 1992 году выходило 735 новых газет и журналов, в том числе на казахском языке 260, на русском — 395, уйгурском — 4, узбекском — 5, немецком — 2, корейском — 21. В 2007 году, по данным Министерства культуры и информации, в Казахстане 7281 изданий СМК. Из них негосударственных — 78 %, государственных — 22 %. Электронных СМК — 212. Печатные СМК составляют 50 % от их общего числа. Из них общественно-политических — 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных — по 2 % каждого. Электронные СМК — 212 телеканалов. Аудитория телеканала «Хабар» — 95,70 %, «Казахстан» — 96,25 %, «Ел арна» — 75,50 %, «Первый канал-Евразия» — 78,60 %, Казахское радио — 86,99 %.

Спутниковый канал CaspioNet осуществляет вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки. Появилось кабельное и эфирно-кабельное ТВ. Это 80 операторов, «Алма-ТВ» (вещает в 13 городах страны), «Казинформтелеком»; «Секател»; «Казцентр-ТВ» (по 5 городов); «КВК» (4 города).

В инфокоммуникационном пространстве функционируют 2392 иностранных СМК: 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. До 1000 каналов систем спутникового телевидения; 80 представителей зарубежных средств массовой информации. Из зарубежных СМК: на русском языке — 90 %, на английском — 5 %, на других языках мира — 5 %.

Беларусь

Основная статья: Средства массовой информации Белоруссии

Согласно законодательству Республики Беларусь, средство массовой информации — это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет[12].

В РБ, по данным Министерства информации, на 1 июня 2010 года издаются 1301 печатных периодических изданий, в том числе 655 газет, 600 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Почти 70 % всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издаётся на белорусском, русском, немецком, английском, украинском, польском и других европейских языках.

Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белоруссия», выходит 5 раз в неделю. Тираж 400,6 тыс. экз. (декабрь 2013 г.) Общий разовый тираж газеты «Вечерний Минск» составил 107 тыс. экз., «Звязда» — 22,4 тыс. экз. (декабрь 2013 г.), газеты «Рэспубліка» — 49,4 тыс. экз., «Белорусской нивы» — 25 тыс. экз., «Народнай газеты» — 30 тыс. экз., «7 дней» — 37,1 тыс. экз., «Знамя юности» — 25,7 тыс.экз.

Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединённых газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,3, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.

В Беларуси существует также 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.

Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний и информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.

США

Основная статья: Средства массовой коммуникации США

СМК США отличаются высокой степенью монополизации. К концу двадцатого века в стране почти полностью доминировали 11 источников распространения новостей:
- три телевизионные сети (АВС, CBS, NBC),
- три популярных журнала («Тайм», «Ньюсуик», «Ю. С. Ньюс энд уорлд рипорт»),
- три газеты («Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост» «Уолл-стрит-джорнел»),
- два информационных агентств («Ассошиэйтед Пресс» и «Юнайтед Пресс Интернейшнл»).

Во время Первой мировой войны Конгресс США принял Закон о шпионской деятельности (1917) и Закон о подстрекательстве к бунту (1918). Эти законы объявляли незаконной публикацию каких-либо материалов, критикующих политику правительства США или поддерживающих его противников. Сейчас так контролируется освещение военных операций за рубежом.

В последнее десятилетие газеты читают лишь 35 % опрошенных. В США (как и в ряде других стран) можно встретить газеты объёмом почти в 100 страниц (для сравнения: российские газеты невелики по объёму, в них максимум 32 страницы).

В 2008 году Интернет стал в США более важным источником повседневной информации, чем ежедневные газеты: около 40 % опрошенных сообщили, что для ознакомления с новостями они используют интернет-источники, такие как электронные версии обычных газет или специализированные сайты новостей. Общий тираж выпускаемых в США газет с 1989 по 2009 годы сократился с 62 млн до 49 млн экземпляров в день. Это, а также начавшийся осенью 2008 г. мировой финансовый кризис, вынудило многие газеты ускоренно перейти на он-лайновую версию.

Телевидение остаётся самым популярным источником новостей: около 70 % опрошенных сообщили, что следят за новостями посредством телевидения.

Информационное агентство ЮСИА (USIA) с 1953 года действует как независимая организация в рамках исполнительной власти для проведения публичной дипломатии в поддержку внешней политики США.

Система государственного зарубежного вещания США объединяет пять информационных агентств, подотчётных Совету. Два из них, The Voice of America и The Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), имеют статус федеральных программ, а Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia действуют как частные некоммерческие организации. Штат этих служб более 3,3 тыс. человек.

См. также:

Массовая культура
Четвёртая власть
Свобода массовой информации
Журналистика
Жёлтая пресса
Качественная пресса
Кинематограф (Кинообразование)
Медиалингвистика
Медиастилистика
Медийное агентство