Мое личное освобождение. Глава 1, 2

Денис Евгеньев
   Уважаемые читатели, хотел бы предложить Вашему вниманию первую главу будущей повести "Мое личное освобождение". Мне очень важно Ваше мнение и комментарии, чтобы понять, есть ли смысл продолжать работу дальше. До этого момента писал только стихи и несколько рассказов. Благодарю Вас.


                Пролог

       Я вышел из алтаря и закрыл за собой дверь на маленький ключик.  Перекрестился и поцеловал край облачения  архидиакона Стефана, изображённого на алтарной двери. Редкие в это время года паломники уже ушли в трапезную, а немногочисленная братия монастыря разошлась после вечерней службы по своим келиям.
       Храм Преображения Господня был пуст, осталось только выключить свет и выйти во двор нашего небольшого Н-ского монастыря. Весь монастырь состоял всего из нескольких строений и храма посередине двора. Я спустился по ступенькам крыльца и остановился. Теплый сентябрьский вечер.
      "Что же вы, присаживайтесь батюшка, так не хочется уходить, благодать-то какая на улице, давайте уже посидим что-ли немного". - послышалось рядом. Я обернулся и увидел, сидящего на лавочке монаха, отца Иоанна. На вид ему было около восьмидесяти, точного возраста все равно никто не знал. Одет монах был в старый подрясник, скуфью и теплый жилет. Отец Иоанн был  абсолютно седой, но с длинными волосами и редкой  бородой.  Через все морщинистое его лицо, наискосок проходил тонкий шрам.  Я был одним из первых насельников, приехавших десять лет назад восстанавливать почти полностью разрушенный монастырь здесь, среди лесов Читинской области. Иван Андреев, а так звали монаха в то время, жил в деревне неподалеку от монастыря и именно он был первым, кто пришел нам помогать.  Чуть позже, я был рукоположен в иеромонаха, только на тот момент мне было всего 25 лет и никакого опыта духовного окормления людей у меня конечно же не было. Люди из окрестных деревень шли ко мне со своими проблемами и вопросами, ответы на которые я, зачастую, был не в силах найти. Видя, как тяжело мне приходиться, к тому моменту уже не просто Иван, а монах Иоанн, частенько разговаривал со мной, всячески пытался меня поддержать. Как то раз, когда мне показалось, что уныние меня полностью поглотит и у меня окончательно опустятся руки, отец Иоанн подсел ко мне в храме и протянул мне несколько тетрадей.
       "Что в них?" - спросил я. Старый монах улыбнулся - "Возможно, в них есть некоторые ответы на твои вопросы, в любом случае, я хотел бы чтобы они остались у тебя..."
Так ко мне попали воспоминания  и дневниковые записи Ивана Андреева, раба Божьего и брата моего во Христе Иисусе...

               
                Глава 1
            
       Мое рождение сопровождалось страшными событиями, вполне возможно, что об этом промежутке времени, растенувшемся на десятки лет, были написаны слова - "Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. " Шел двадцатый год двадцатого века. Мое родное белорусское село находилось в близи леса и небольшой речушки, впоследствии почти совсем пересохшей. Река была слишком мелкой для  взрослых, но я и другие дети ее очень любили. Лес же, не дал умереть с голоду многим моим односельчанам в период гражданской войны, разрухи и голода. Село было не большое - семнадцать дворов и красавица деревянная церквушка, освященная в честь Преображения Господня, растянулись вдоль соснового леса. Крестить меня мои родители - отец Федор Васильевич и мать Просковья Андреевна принесли именно в этот храм. Вместе с ними пришли старший брат Василий и сестра Катя.
       Отец, вместе с моим дедом, не дожившим до моего рождения, построили когда-то для нас просторный дом с маленькой баней во дворе, сараем для скотины и небольшим амбаром. Первые свои шаги я сделал в этом доме. Игрушки, доставшиеся мне от старших брата и сестры, были разбросаны по дощатому полу, положенному руками моего отца. Сидя рядом у моей кроватки, стоящей в углу возле окна, моя мать читала мне перед сном первые, услышанные мной жития святых, вместо сказки на ночь. Во дворе между двух деревьев были натянуты качели, упав с которых, я получил один из первых опытов почти самостоятельной жизни.
       Наш  дом граничил с церковью, ее вид из нашего окна всегда завораживал меня. Я смотрел на луковичные купола и блестящие на солнце кресты. Как только я начал ходить самостоятельно, я тянул маму в храм. Но поскольку мама постоянно была занята по хозяйству, я открывал калитку, и пройдя несколько шагов, оказывался во дворе церкви. Я садился на деревянные ступеньки храма и часами мог просто сидеть, находясь в неком детском созерцании мира вокруг. Я смотрел, как вдалеке бегали и кричали соседские дети, как мать выносила из дома ведро с водой и выливала его за ограду, как сельский пастух подгонял стадо коров по дороге. Мне не хотелось в такие моменты бегать, играть с друзьями, я просто сидел в тишине. Когда приходил настоятель храма, отец Сергий, он знал, кого увидит возле дверей церкви. Я складывал свои маленькие рученки под благословение, целовал руку настоятеля и мы вместе входили в храм. Зажигались свечи, отец Сергий открывал алтарь и начинал готовится к вечерней службе. Я получил благословение настоятеля на присутствие в алтаре и всяческую помощь отцу Сергию. Мне даже сшили маленький стихарь, чтобы я был полноправным участником богослужения. Выходить со свечой, подавать кадило - ничего не было важнее для меня в этот момент. После службы я всегда подходил к большому образу Казанской иконы Божией Матери, находящемуся в нашем храме, прижимался лбом к иконе и просил Пресвятую Богородицу стать для меня матерью, я очень хотел быть ее сыном, понимая, что моя родная мать со мной будет не всегда.
       Непостижимым для меня образом наш храм не закрыли из-за начавшихся гонений на церковь и отец Сергий продолжал служить. Для меня, в свои сорок два года, он выглядел настоящим старцем. Небольшого роста, с длинными темными волосами и коротко остриженной бородой. С чётками вокруг запястья и большим наперсным священническом крестом, который мне позволялось целовать при встрече с батюшкой. В отличие от моего отца, достаточно шумного и веселого человека, настоятель был молчалив и немногословен. Спокоен почти всегда. Даже тогда, когда одна из его дочерей, игравшая с подружками в тот момент возле дороги, попала под понесшую внезапно лошадь. Окровавленную девочку, ещё дышащую еле слышно, принесли на руках в церковь сельские мужики. Отец Сергий подошёл к лежащей на скамье дочери, провел рукой в воздухе вокруг ее головы, как бы по невидимому нимбу, и сказал чуть слышно  - "Это не мое, не мое,  нельзя к ней относится как к чему-то своему, Господи, прими свое чадо обратно..."
      Батюшка призывал всех односельчан к Богу, приглашал в храм - дом Божий. Однако, осмеливались посещать службы только старики, кому уже нечего было бояться в этом мире, и моя семья. Практически все остальные жители села по разным причинам отошли от церкви - кто-то изначально, ещё до прихода к власти большевиков, не был крепок в вере и гонения на церковь таким людям пришлись по душе. Другие, и их, конечно было большинство, были запуганы новым режимом и просто боялись. Мои родители не были ни одними, ни другими. Новые порядки, как будто совсем не повлияли на уклад нашей жизни. Причастная Чаша была в центре жизни моей семьи. Может потому, что мои родители были потомственными крестьянам и ничего в их нелегкой жизни не происходило без призыва имени Божия. Отец работал - творил молитву Иисусову, мать доила корову - с молитвой, готовила - крестила пищу. С первой лжицой причастия и я впитал в себя веру отцов. Разве могло быть по другому? Но, все же было...
      Объединив наше и ещё два соседних села, действовала "ячейка воинствующих безбожников". Это были, в основном, молодые юноши и девушки лет до двадцати пяти. Об их существовании я узнал теплым майским воскресным утром, когда по своему обыкновению сидел на крыльце нашей церкви. Их процессию я увидел и услышал ещё издалека. Было их человек пятнадцать и каждый нес стопки чего-то, чего я не понял сразу, в руках. Они пели какую-то песню, содержание которой я не запомнил. На крики и шум вышел из дома мой отец и подошёл к калитке. Процессия подошла к воротам храма и только теперь я смог разглядеть, что именно они несли - иконы и книги. Молодые люди подошли к крыльцу церкви и стали сваливать в одну кучу то, что принесли. Я сидел и смотрел, от страха не мог сдвинуться с места. "Где же отец Сергий, батюшка уже должен  был прийти, сейчас-то он им все расскажет - про Бога нашего, про то, как его сыну было больно на кресте, они  просто ещё не знают..." - думал я, готовый уже расплакаться от обиды.
       На землю падали иконы в красивых, потемневших от времени ризах и простые дощечки с наклеенной бумагой. Сверху на них бросали жития святых и большие книги с изображением креста - Евангелия. Когда последний вошедший в церковную ограду бросил на землю то, что принес, одна из девушек, с красной косынкой на голове, громко сказала - "Так, товарищи, теперь ждём, сейчас должен подойти товарищ Чумак, наш уполномоченный, и будем начинать наше выездное заседание ячейки воинствующих безбожников." Остальные молча подошли и встали возле крыльца.
       Николай Чумак был участковым уполномоченным ОГПУ в нашем и ещё двух соседних сёлах. Родился он двадцать семь лет назад в трёх домах от нашей избы. Лет пять назад он перестал появляться в доме своих родителей и вернулся обратно уже в новой должности. Я оторвал взгляд от икон и увидел приближающегося к нам, верхом на лошади, человека в черном пиджаке и кожаной фуражке. Спрыгнув с лошади, он привязал ее к ограде и неспеша подошёл к молодым людям, окидывая взглядом церковный двор и то, что лежало посреди него.
       "О, молодцы, уже все поддддгото-оовили," - почему-то запинаясь сказал уполномоченный и его слегка качнуло в сторону - Николай с утра был пьян.
       "Товарищ Чумак, извините, мы бензина не нашли, зато у нас много коры и бумаги для розжига," - сказала все та же девушка в красной косынке. Николай только махнул рукой, и активистка продолжала - "Товарищи, разрешите начать наше выездное заседание ячейки воинствующих безбожников, сегодня мы торжественно уничтожим символы невежества и мракобесия, способствовавшие порабощению царским режимом трудового народа. Эти символы были добровольно сданы нашими с вами соседями, которые проявили сознательность и ..."
       "Это что вы тут затеяли, а? Лена, твоя мать-то знает чем ты занимаешься?" - вопрос моего отца, так и стоящего возле нашей калитки, оборвал речь девушки в красной косынке.
       "Дядя Федя, вы не мешайте, пожалуйста, вы бы лучше свои иконы принесли, вы ведь так и не сдали ничего, когда к вам наши ребята заходили," - было видно, что краснокосыночница сконфужена и боится, что ее авторитет среди местных безбожников может пострадать, после того, как мой отец пытался пристыдить ее прилюдно.
       "Я сейчас тебе сдам, так сдам, только кое-что другое, по заднице-то," - отец открыл калитку и сделал вид, что снимает свой брючный ремень.
       "Та-аак, это кто у нас вы-выступить решил, кулачок местный что-ли?" - Николай Чумак обернулся в сторону моего отца.
       "Николай, не начинай, набрался с утра уже, не видишь у детей в голове нет ничего, пороть некому," - сказал мой отец, сделав несколько шагов.
       "А ну встал," - Чумак подошёл ко мне и, рывком за шиворот моей рубашки, поставил меня на ноги. "Пошел быстро в дом, и ты тоже," - чуть не упав, но устояв на ногах, уполномоченный ткнул пальцем в моего отца и показал на наш дом. "А вы тут продолжайте пока, я сейчас вернусь," - обратился он к стоящим во дворе людям.
       "Николай, не дури, ты же по..." - начал отец, но осекся, когда Чумак, распахнув полу пиджака так, чтобы было видно только моему отцу, показал торчащую из-за ремня рукоятку пистолета.
            
      Глава 2

       Я подбежал к отцу и взял его за руку. Он провел рукой по моим волосам и слегка подтолкнул меня по направлению к нашему дому, - Давай, беги сынок к маме, я сейчас приду.
       Отец открыл калитку, пропустил меня вперёд и зашёл в наш двор. Николай прошел следом и, зайдя в дом, плотно закрыл за собой дверь. Моя мама и сестра Катя сидели за столом у окна - резали лук и огурцы. Отец вошёл в комнату и подошёл ближе к столу: - У нас гости, заходи, Коля, присаживайся, как родители? Живы, здоровы?
       Чумак сделал пару шагов по комнате, отодвинул от стены стул и сел на него. - Я тебе не Коля, а тов-вв-арищ уполномоченный, - он достал револьвер и положил на колени, - сейчас будем разбираться что к чему.
        - В чем вы собираетесь разбираться, я что-то не пойму,- моя мать отложила ножь в сторону, я же, тем временем, стоял возле двери.
        - Сейчас мы у вв-вас реквизицию, так сказать, будем устраивать, - Николай повел красными, замутненными от выпитого алкоголя глазами по комнате и остановился взглядом на нашем "красном углу" с несколькими иконами в дорогих старинных окладах, доставшихся моему отцу по наследству. - Вот это пп-подойдет, как раз к нашему мероприятию, - сказал он, вставая со стула и делая несколько не твердых шагов по направлению к иконостасу.
         -А ну, не смей, - тихо и спокойно произнес отец, вставая между уполномоченным и иконами, - не дам на поругание!
         Чумак остановился. Отступил несколько шагов назад.
- Знаю я пп-п-ро тебя все, как зерно прятал, - его лицо стало не естественно красным, - как бегал от нашего брата. Пришло время ответить!
Уполномоченный поднял руку с револьвером, направив дуло на моего отца. С грохотом откидывая стул в сторону, мать вскакивает и хватается руками за плечо Николая.
- Не смей, что ты делаешь, - она пытается оттолкнуть пьяного уполномоченного. Тот разворачивается и с размаху бьёт рукояткой револьвера в висок моей мамы. Она беззвучно оседает на пол. Николай поднимает руку с пистолетом и делает два выстрела в грудь моему отцу. Его откидывает назад и отец падает на пол. Я вижу, как красные пятна медленно расплываются на рубашке. Чумак опускает револьвер и делает шаг по направлению к входной двери. Внезапно, как будто вспомнив о чем-то, он опять оборачивается. Находит глазами мою сестру, так и сидящую за столом. Выбегая из дома, я слышал ещё один выстрел. Миновав нашу ограду, я свернул в сторону леса...
       Я понял, что не могу больше бежать, из-за того, что меня душили слезы. Остановился, упал на колени. Мир вокруг меня закачался и наступила темнота... Когда я пришел в себя, то осознал, что ещё не умер. На четвереньках подполз к ближайшему дереву и сел, облакотившись спиной о ствол. В голове у меня не было ни одной мысли. Пустота. Я готовился умирать. "Отче наш, иже еси..." - по памяти, я стал читать все молитвы, какие знал. Просил Господа простить мне мои грехи. Ведь, с минуты на минуту, я должен был умереть. Я был уверен в этом. Прочитав молитвы, я закрыл глаза и стал ждать. Но, от чего-то, Господь все медлил и не забирал меня к себе...
       Мой старший брат Василий избежал расправы пьяного уполномоченного ОГПУ, так как в это время находился в гостях у нашего дяди. Родной брат отца жил на другом конце нашего села. Он то и приютил нас с Васькой.
          
       Прошло шесть лет. Я пишу эти строчки, продолжая все эти годы, жить в доме моего дяди, Степана Васильевича. Много лет он был школьным учителем. Его жена умерла три года назад, оставив ему шестилетнюю дочь Ольгу. Уполномоченного Николая Чумака, по доносу его соседа и собутыльника, расстреляли в тридцать седьмом году. За убийство моей семьи он так и не ответил. Но, это не важно. Не знаю, простил ли я его или нет, но пытаюсь молится за него. Хоть, иногда, и не очень искренне. Иногда, мне становится страшно от того, что я просил Пресвятую Богородицу стать мне единственной матерью, а ведь так оно и вышло...