Словесные шахматы как акция

Александр Бубнов
Малевич, Гумилёв, Суворов... Что объединяет этих таких разных людей?!..

В литературе (и искусстве в целом) есть такое понятие и форма представления - АКЦИЯ. Предлагаю концептуальный и многолетний проект тематических акций на основе словесных шахмат.

Немного истории и теории. Игра в словесные шахматы (СШ) была изобретена мной в 2015 году. Весной 2016 года в Курске был проведён городской турнир (чемпионат) по СШ среди школьников…

СШ сочетают в себе принципы словесных игр с элементами шахмат, шашек и «уголков». В словесные шахматы играют, как правило, двое. Игроки, как и в классических шахматах, делают свои ходы поочерёдно, перемещая буквы-фишки, используя доску по типу шахматной, но на 49 полей (7х7). Цель игры – как можно быстрее переместить свои буквы в стан соперника, при этом по ходу игры составляя слова и набирая баллы. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов (подробнее о правилах см. инф. ниже по ссылкам в группах)… Это СПОРТИВНЫЙ вариант СШ.

Предлагаю ещё один – АКЦИОННЫЙ – вариант формы жизни СШ. От спортивного он отличается 1) тематичностью – в честь писателя, художника, музыканта, спортсмена и т.п., в честь города, события, фестиваля, презентации и т.п.; 2) более свободными правилами, с помощниками-ассистентами и подсказками, с элементами командной игры и открытым обсуждением, при этом совсем не обязательно быть опытным игроком, а правила можно изучать по ходу игры; 3) важностью и символичностью самого процесса, с акцентом на событие, на юбилей, на «героя», на комментарии… Ведь в акции спортивный результат отходит на второй план. А на первый план могут выйти контексты, в том числе литературные и философские - комментарии, диалоги, новые сочинения на тему и т.п. И, в конце концов, – «Получи удовольствие от самой игры, и ты точно не проиграешь!» (А.Б.).

15 апреля 2018 года в Курске ВО ВРЕМЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ первого номера журнала "Арт-Вече" (редактор Олег Качмарский) состоялась первая в истории игра-акция в СШ на одну из тем журнала "Арт-Вече" – "Николай Полевой" (писатель и журналист 19 века, имя которого связано с Курском). За буквы "НИКОЛАЙ" играл Ваш покорный слуга, за буквы "ПОЛЕВОЙ" играл Олег Качмарский.

Более подробную информацию о СШ и об играх-акциях смотрите в социальных сетях – в группах «Словесные Шахматы плюс» (в Фейсбуке) и «БУБИКИ и другие словесные игры» (ВКонтакте).

На базе одной из этих групп предлагаю провести следующую игру-акцию в интернете – в честь классика русской палиндромической поэзии Николая Ивановича Ладыгина, большого любителя шахмат (классических, разумеется). Начать предлагаю 24 апреля 2018 года – в день 115-летия со дня рождения Н.И.Ладыгина – сделать в этот день первые ходы. Акция может продлиться до сентября и завершиться в дни фестиваля в Тамбове, посвящённого Н.И.Ладыгину.

В качестве ОСНОВНЫХ участников акции могут быть 2 игрока, любящие творчество Николая Ладыгина и любящие играть в словесные игры (очень желателен один из игроков, проживающий в Тамбове – городе Николая Ладыгина). Один из игроков будет играть за буквы «НИКОЛАЙ», а другой – за буквы «ЛАДЫГИН». Если в этой акции будет участвовать ОДИН человек, то вторым буду я. Если будут участвовать двое, то я буду ведущим и консультантом.

Окончательное решение об очередном ходе будет принимать участник акции, которому можно свободно помогать советами – открыто (в комментах группы) или конфиденциально (в личных сообщениях).

Изложенные выше (и ниже) основные принципы игры-акции «НИКОЛАЙ ЛАДЫГИН» могут в дальнейшем послужить основой для следующих акций (даже если не получится первая интернет-акция, посвящённая Ладыгину).

Желающих принять участие в акции (акциях) просьба обращаться к Вашему покорному слуге – к Александру Бубнову – автору идеи игр-акций и изобретателю словесных шахмат.

*

В словесные шахматы играют двое на доске 7х7 полей («клеточек») с помощью букв-фишек (далее Буквы), взятых из комплекта игры «Эрудит» («Scrabble»). Игроки сначала «вслепую» достают по 10 Букв из комплекта (мешочка), затем уже осознанно из этих 10 Букв отбирают по 5 Букв и располагают их на ближайшей к себе горизонтали доски, занимая все поля, кроме угловых (Рис.1). Оставшиеся Буквы в игре не участвуют и возвращаются в комплект.

ВНИМАНИЕ. Если это партия не турнирная, а проходит в рамках ИГРЫ-АКЦИИ, то буквы УЖЕ ЗАДАНЫ, например, "КАЗИМИР МАЛЕВИЧ", "НИКОЛАЙ ПОЛЕВОЙ", "НИКОЛАЙ ЛАДЫГИН", "НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ", "ЗИНАИДА ГИППИУС" - всюду по 7 букв, с которых и начинается игра-акция. Более того, можно придумывать акции-поединки между известными "именами" и/или "явлениями": допустим, "НЕВСКИЙ / СУВОРОВ", "АВВАКУМ / АЛЕКСЕЙ", "МАЛЕВИЧ / ЛЕВИТАН", "ДЯГИЛЕВ / ПАВЛОВА", "ПАВЛОВА / УЛАНОВА", "КОРОЛЁВ / ГАГАРИН", "КОСМИЗМ / ФЁДОРОВ", "БЕРДЯЕВ / СВОБОДА", "СВОБОДА / РАБСТВО", "АНДРЕЕВ / АНДРЕЕВ" (Леонид / Даниил), "ТОЛСТОЙ / ТОЛСТОЙ", "ГУМИЛЁВ / ГУМИЛЁВ" (Николай / Лев), или даже острее - "ГУМИЛЁВ / ВОЛОШИН" (имея в виду их дуэль, с проведением акции в день дуэли)! А возможно и так - "ГУМИЛЁВ / ГОРЕНКО"... И это только русские / российские имена... Конечно, самый простой вариант - "поединок" между ЛЮБЫМИ из 7-буквенных фамилий, понятий, слов и т.п. без разбора... Но всё-таки каждый раз нужны обоснования, концепт!.. Именно этим и отличается жанр АКЦИИ. (А 7 букв - не только символическая условность, но и обоснованное число букв для оптимальной игры в СШ, например, доска 7х7 позволяет одной букве за один ход сразу достичь финишной горизонтали; разумеется, в СШ можно играть и на обычной шахматной доске 8х8, но это, на мой взгляд, менее интересно, хотя, конечно, всегда бывают исключения в виде отдельных партий)

Итак, игроки в СШ поочерёдно перемещают свои Буквы с целью как можно быстрее занять ими противоположную (самую дальнюю) горизонталь доски, причём неважно, какое именно поле этой горизонтали займёт в итоге Буква (2 поля в итоге в конце игры остаются незанятыми, но при игре «по 7 Букв» занимаются все 7 полей).

Записи ходов делаются игроками последовательно в протоколе партии (образец протокола см. в соответствующих группах Фейсбука и/или ВКонтакте, см. выше названия групп). В протоколе записываются поля перемещения Букв (аналогично записи ходов пешек в шахматах), сами Буквы не записываются. Пример записи первых ходов (см. Рис.1 и 2): «е1-d2» (белые), «с7-d6» (чёрные). Начиная со второго хода записываются также и зачётные слова (о них см. ниже).

Буквы перемещаются (ходят) по вертикали, горизонтали и диагонали с помощью известных правил игры в «уголки», а именно: ход Буквы можно делать либо 1) с помощью ШАГА – на ближайшее свободное поле (включая диагональ, по правилам хода шахматного короля, Рис.1 и 2, отмечено СИНИМИ стрелками), либо 2) с помощью ПРЫЖКА – на ближайшее свободное поле ЗА любой Буквой, расположенной на соседнем поле, причём прыжок может быть составным (многократным) и включать в себя прыжки по горизонталям, вертикалям и диагоналям (Рис.2, отмечено КРАСНЫМИ стрелками – для буквы «К», 2-м ходом «белых» эта Буква может прыгнуть на выбор на любое из следующих полей – «е3», «с5», «е5» или «с7» – т.е. сразу на финишную горизонталь).

Начиная со 2-го хода, игроки за каждый ход, помимо перемещения Буквы, составляют из расположенных на доске Букв одно зачётное слово – нарицательное существительное в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно-ласкательных и т.п. суффиксов (в варианте ИГРЫ-АКЦИИ правила зачётных слов могут быть не столь строгими). За правильно составленное слово игрок получает столько баллов, сколько букв в слове, плюс 1 бонусный балл в том случае, если линия слова проходит через только что перемещённую свою Букву (правило бонусного балла за слово, см. Рис.3, слово «СЕРП», линия слова отмечена ЗЕЛЁНОЙ линией).

Зачётное слово можно составить как ДО, так и ПОСЛЕ перемещения Буквы. Если ДО перемещения, то просто не получите бонусный балл. Понятно, что бонусный балл можно НЕ получить и после перемещения, если составленное слово НЕ проходит через только что перемещённую Букву.

В середине доски на полях с4, d4, e4 неподвижно от начала до конца партии располагаются универсальные Буквы (на Рис.1, 2 и далее они обозначены «ЗВЁЗДОЧКАМИ»), которые могут быть ЛЮБЫМИ в составе конкретного слова, в зависимости от желания игрока. При составлении ОДНОГО слова можно использовать только ОДНУ универсальную букву («звёздочку»), см. Рис.3, слово «СЕРП».

(в ИГРЕ-АКЦИИ или в товарищеской партии можно договориться о более свободных правилах по отношению к центральным буквам, а именно: количество универсальных Букв в зачётном слове не должно превышать половину длины слова, т.е. если использовать все 3 универсальные Буквы, то зачётное слово должно быть как минимум из 6 букв).

Зачётное слово должно входить в достаточно большой орфографический словарь (или в электронный словарь в виде официальной программы, приложения), либо быть в поисковой системе портала gramota (точка) ru (при обеспечении стабильного доступа к порталу для судей). (в ИГРЕ-АКЦИИ или в товарищеской партии достаточно принятия зачётного слова по договорённости обоими игроками, без обращения к словарям).

Линия слова на доске определяется НЕПРЕРЫВНОЙ серией («линией») воображаемых ходов условного шахматного короля последовательно от первой к последней букве слова, без повторения полей и без прыжков. На Рис.3 – 10-й ход «чёрных», после хода Буквой «Е» по диагонали на одну клеточку «е6 – d5» (СИНЯЯ стрелка), «чёрные» составили слово «СЕРП» (показано ЗЕЛЁНЫМ цветом). Поскольку в составе слова участвует только что перемещённая Буква (в данном слечае – «Е»), к количеству букв в слове (4 в слове «СЕРП») прибавляется один бонусный балл, в итоге хода «чёрные» получают 5 баллов, см. также запись этой партии ниже.

В протоколе партии, помимо записи хода Буквы, пишется только само слово, линия слова по полям не записывается.

Нельзя составлять слова ТОЛЬКО из своих Букв или ТОЛЬКО из Букв соперника.
От составления очередного слова можно отказаться (но понятно, что это обернётся потерей баллов).

Как только один из игроков занял своими Буквами противоположную горизонталь доски, при равном количестве ходов у обоих соперников, составление зачётных слов прекращается (см. Рис.4). Ходы делает только тот игрок, Буквы которого не успели занять противоположную горизонталь, причём за каждый такой дополнительный ход «отстающего» игрока его сопернику начисляется 1 балл (на Рис.4 стрелками показаны 3 завершающих хода «чёрных», сделанных ими после 15-го хода, за каждый из этих ходов «белым» прибавилось по ОДНОМУ баллу, см. техническую запись партии ниже).

В словесных шахматах побеждает игрок, набравший в итоге большее количество баллов. В случае равенства итоговых баллов победу одерживает игрок, Буквы которого «финишировали» раньше соперника. В случае равенства и этого показателя объявляется ничья.

Пример партии в словесные шахматы (техническая запись, финальная партия чемпионата Курска по словесным шахматам среди школьников 10-13 лет)
10 мая 2016 года. Михаил («белые») // Иван («чёрные»).
Начальное положение букв, слева направо (глазами игрока):
(b1…f1) О, К, И, В, С // (f7…b7) Е, М, Р, А, П. // См. Рис.1.
1 // e1-d2 (текущая сумма – 0 баллов) // c7-d6 (0). // См. Рис.2
2 // c1-e5 (0) // e7-c5. РАМА+4+1=5 (5). //
3 // e5-c7. РАК+3+1*=4 (4) // d7-d5. КАРА+4+1*=5 (10). //
4 // d1-b5. МИГ+3+1=4 (8) // f7-e6. МОРЕ+4+1=5 (15). //
5 // МРАК+4 (12). b1-c1 // b7-c6. ПАРК+4+1=5 (20). //
6 // МАК+3 (15). c1-e7 // ПАРА+4 (24). d5-d1. //
7 // МИР+3 (18). f1-e1 // МИФ+3 (27). с5-с1. //
8 // е1-с5. ПИСК+4+1=5 (23) // c6-d5. ПАС+3+1=4 (31). //
9 // с5-с6. САК+3+1=4 (27,+1*, после обращения к судье) // РИСК+4 (35). d5-d3. //
10 // РИС+3 (31). d2-e3 // e6-d5. СЕРП+4+1=5 (40). // см. Рис.3.
11 // е3-е5. СЕВ+3+1=4 (35) // ВЕС+3 (43). d6-f4. //
12 // ВЕРА+4 (39). b5-d7 // f4-e3. ПАР+3+1=4 (47,+1*). //
13 // ВЕК+3 (42). e5-f6 // СЕРА+4 (52). d5-f3. //
14 // f6-f7 // f3-e2. //
15 // c6-b7 [буквы достигли цели] // РЕПА+4 (56). е3-е1. // см. Рис.4.
16 // +1* (43) // e2-f1 (56). //
17 // +1* (44) // d3-c2 (56). //
18 // +1* (45) // c2-b1 (56) [буквы достигли цели].

Итоговый счёт 45:56. Победили чёрные. //

*бонусные баллы.