Дикая природа - 4

Анна Боднарук
                ДИКАЯ  ПРИРОДА

     В раннем детстве меня, как и многих детей моего возраста, тянуло к воде, с той только разницей, что я не лезла в воду, а с берега смотрела на загадочный мир воды. Лужа, ручей, река или озеро, хоть рознятся меду собой, но, даже с годами интерес к ним не теряется. На своём веку я разные ручьи видела. Интереснее всех, конечно же – лесные речушки. Там через каждые десять шагов – новая картина открывается. Вот ради этих картин я и путешествую вдоль ручья или речушки. Правда, я не такая храбрая, решаюсь на это только если рядом ещё кто-то идёт.
     Гулять по лесу поздней осенью мало охотников найдётся. Безлистые почерневшие деревья, низко насупившееся небо, опавшая листва давно не радует глаз, даже листва папоротника и та свернулась от морозов-утренников. Только у крапивы вдоль ручья уцелели верхние листья. И всё же эти жалкие остатки греют душу, как тот нищий и грязный старик-попрошайка, только за то тебе мил, что говорит именно на том диалекте, который ты слышал с детских лет. Хочется его чем-то одарить, нет, не его самого, а ту тёплую память, которую он носит в себе… Вот и я, смотрю на обожжённые морозом по краю крапивные листья и понимаю – они оттуда, из ушедшего лета. Мне хочется укрыть, сохранить их, но время безжалостное, оно достанет всё живое и тут, у ручья и в тёплой квартире. Я только вздохнула и стала смотреть на сам ручей. В нём тоже много странностей. Взять хотя бы то, что он выглядит, как красная дорожка. Среди камней и лесного подзолистого грунта сам ручей течёт по рыжему жёлобу. Словно ржавчиной покрыто даже то место, куда долетают брызги, хотя сама вода очень чистая. Торопливые струйка обтекают сломанные почерневшие ветки, ссорятся с ними или ласково уговаривают  их пуститься в путь за компанию, на плечах ручья. Всё по-житейски просто и обыденно. Вот только холодный ветер напоминает, что пора мне возвращаться в человеческое жилище, а тут будет так, как было сотню лет назад.
     Есть места, над которыми мода и политика не властны, у них свой закон и право. Человек тут только гость, молчаливый и учтивый, а иначе сюда и идти не стоит.

                ***
     Зимний морозный день бросил на снег бледно-синие тени от придорожных берёз. А за берёзами – сосновый лес, а за ним, золотым зайчиком выглядывает из-за стволов вековых сосен прощальное ласковое солнце. И кажется нам, сидящим в тёплом салоне машины, что там, за лесом – солнечное лето, такое июльское, жаркое, на золотом пляже… Так и манит побежать по лесному нетронутому снегу, чтоб поймать эту сказочную золотоперую жар-птицу…
     - Поехали, поехали! А то я в снегу увязну и вряд ли её поймаю…
     - А мы её со всех сторон окружим и… шапкой накроем… - шутят внуки.
     Поехали. Солнышко следом между деревьями крадётся. Потом – иссякло.

                ***
     Лето. Сочные травы, а меж ними – синие очи небольших озёр. А по этой синеве тихой поступью крадутся ватные сладкие сахарные головы облаков. Я и запереживала. А вдруг островерхие ели, что своими вершинами нацелились в самую глубь озера, оцарапают непорочную белизну… Даже слюнку проглотила, вот она какая сладкая сахарная вата. Так бы и смотрела на неё, да комары решили, что я слаще… Надо уходить.

                ***
      Первые осенние снегопады – они особенные, какие-то радостные, неожиданные, наполненные надеждой на то, что вся грядущая зима будет такой же невинной и беспечной.
     Вот он, припустил снег, снежинки большие, доверчивые и влажные. От того и люди, ещё по старой памяти достают из сумок и сумочек летние зонтики с цветными рисунками по широкому полю и, сутулясь, оскальзываясь, идут по первому снегу по ещё неутоптанным дорожкам. Как же отличаются прохожие предзимья от тех, кто спешит пройти по улицам в январский мороз. Эти прохожие ещё не спешат под крышу, к теплу, они наслаждаются переменой цвета, запахом снега, хорошим настроением…

                ***
     …Иные люди по нескольку раз за день повторяют слова «красиво, красота». Особо не задумываясь, что именно вкладывают они в это понятие, а ведь у каждого человека она своя. И совсем не обязательно с яркими красками, простором и ценниками с множеством нулей. Тут важно, какая музыка звучит в душе твоей, на что настроен человек, какую мечту, какую цель видит впереди. А что касается случайно увиденным картинам матушки Природы, то тут и вовсе отдельная статья миропонимания. Не важно, пешком ты идёшь или на дорогой машине едешь, сколько стояли твои туфли при покупке и что ты сегодня ела на завтрак, всего на несколько секунд задержался взгляд на чём-то новом, необычном и на душе котёнком свернулась радость.
     Ночью снег выпал, засыпал скамейки белыми пушистыми перинками, обозначив выемки между досок на самой скамейке и на округлых спинках. И вот, на белый, непорочный снег легли последние опавшие листья. Словно именно на этой скамейке назначили встречу Лето с Зимой. Обе свежие, радостные, глядят не наглядятся друг на дружку. А со стороны посмотришь и не сразу нужные слова подберёшь. Одно слово – Красота!

                ***
     У моей знакомой шум и кавардак в доме. Это её муж и зять собираются завтра куда-то далеко на рыбалку ехать. С балкона, с антресолей достают нужные для ночёвки и для рыбалки вещи и всё это добро складывают посреди комнаты. Но они там не залёживаются. Внучата – двойняшки, полуторагодовалые крепыши, Паша и Даша, тут же растаскивают весь этот скарб по всему дому. Бабушка на кухне сковородками гремит, ей за малышами смотреть некогда. Вот и мечется зять, то одного, то другого ловит, пытается отнять коробочку с крючками… да где там, такой протестный рёв подняли малыши, хоть уши затыкай.
     Старый рыбак достал из кладовки большие рыбацкие резиновые сапоги и позвал к себе внуков. Сказал, что они тоже будут рыбу ловить. Те обрадовались, заприплясывали на месте. А он, долго не думая, хвать Пашку под мышки и опустил в один сапог, Дашку – в другой. Обул рыбаков по самую грудь. Вручил им в руки какие-то очень дорогие удочки и всё – тишина в доме. Бегать по дому они уже не могут, стоят, рассматривают удочки. Мужики же быстренько всё в рюкзаки упаковали. А там уже бабушка всех за стол позвала…

                ***
     По молодости, а тем более теперь, когда усталость утяжеляет шаг, я никогда далеко в лес не ходила. На то были свои причины. Первая из них – в трёх соснах заблужусь. Не лесной я человек. Среди бескрайних полей прошло моё детство, к вольному ветру, к простору душа привыкла, к далёкому горизонту, к высокому небу, к ясным ночным звёздам, и луна медным тазом из-за кудрявых верб поднимается. А сибирский девственный лес, конечно же свою красу имеет, но куда ни глянь, взгляд на что-то натыкается. Хочешь больше увидеть – вверх на пригорок надо карабкаться. Хорошо ещё, что хоть корни из земли выступают. Где, как по лестнице по ним ступаю, а бывает и так, что на четвереньках поднимаеюсь, руками за корни хватаюсь. Да и то тяжело, дыхания не хватает. Зато, в каком месте ни сяду, везде удобно, да и душе радостно, всегда найдётся на что посмотреть. И уж такие таинственные сказки лес в себе таит, такими загадками манит, а больше того – время ворует. Кажется, вот только что в лес вошла, а солнце уже вниз покатилось.
     Нет-нет, не лесной я человек. Чтоб привыкнуть к этому пейзажу жизнь мне немного времени выделила. Работа, дети малые, да ещё сад – так к месту привязывают, что и оспаривать нет смысла никакого.
     Ещё в первый год, как мы приехали сюда, всё соседи по коммунальной квартире, особенно меня, с сибирской природой знакомили. Ох и полазила я по крутым взгоркам, всё думала, что там за горой мир краше. А оказывалось всё то же: ёлки да берёзы, камни да застывшие щупальца древесных спрутов. И даль затянутая белесой пеленой, а сквозь неё только кое-где проглядывают, как скелеты в загробной стране, островерхие старые ели. Ноги болят, поясница ломит, а что увидела? Стоило ли тех трудов вверх карабкаться? Куда больше увижу, когда на выступивший корень сяду, водички попью и начну рассматривать бледный лишайник на стволе дерева или на камни, лесную траву, скромненькую, неброскую, зато со своим лицом и твёрдым намерением выжить даже в этих суровых условиях. А всего больше меня удивляли бабочки. Раньше мне думалось, что бабочек в лесу вовсе быть не должно, их природное место обитания – это сады и луга, да ещё клеверное поле. А они, вот они, находят и в лесу себе цветочки, на тёплом стволе сосны греются, крылышками покачивают. Скорей они удивляются тому, что человек непонятно зачем сюда пришёл. А я смотрю на яркокрылую летунью и мне кажется, что я, в этом непривычном месте свою знакомую встретила, поговорить с нею хочется…
     А часы всё торопят время, я же оглянусь и мне кажется, что ничто в этом спокойном месте не торопится, и надвигающаяся ночь их тоже не пугает. Он белочка по ветке пробежала, она у себя дома, а мне до своего дома ещё топать и топать… Пойду, пожалуй. А вот и тропинка, радость какая! По ней люди-человеки ходили, свой след оставили. По тропинке и идти легче, и на душе покойнее…

                ***