О российских чиновниках

Васлий Кузьменко
Об уникальности Российского государства и русского народа говорили многие европейские политики, одним из них был Первый канцлер Германской империи  Отто фон Бисмарк: «Это неразрушимое Государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ». Уникальность российского народа состояло и состоит в том, что перед лицом внешней опасности, он, забыв все свои обиды мирного времени, становится монолитом, сокрушить который не сможет никто! Это неоднократно подтверждено историей Российского государства и событиями сегодняшнего дня. Любые попытки остановить Россию в историческом векторе её развития военным путём обречены на провал. Даже использование внутри России пятой колонны - либералов всех мастей, не принесёт нужного эффекта, если благополучие жизни её граждан будет неизменно улучшаться, как в материальном плане, так и в душевном спокойствии. Самым разрушающим моментом национального самосознания россиян в настоящее время является коррупция и чиновничий беспредел.

Принято считать, что история российского чиновничества начинается 24 января 1722 года, то есть с даты подписания знаменитого Табеля о рангах. Таким образом, чиновники России обязаны своим существованием Петру Великому. Происхождение самого слова тоже не сложно понять. Любое лицо, действующее от имени государства, получающее от него содержание, получало чин. Покопавшись в словарях, можно найти вполне однозначное определение. Чиновники – это государственные служащие. То есть чиновник - это не просто человек, обладающий властью. Он – лицо, действующее от имени государства. Получается, что чиновники – это служащие, в компетенцию которых входит реализация целей и задач страны. Важные люди! Есть и иное толкование, не такое официальное, но более распространённое. Согласно ему, чиновники – это те, кто равнодушно относится к своей работе, формалисты, бюрократы и взяточники. Такой смысл обусловлен уже не функциональным содержанием должности, а восприятием народом конкретного слоя населения, относящегося к данной категории. Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно и всячески ругали. Российское чиновничество было неоднократно высмеяно многими классиками русской литературы: А.П. Чехов «Хамелеон»; М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»; Н.В. Гоголь «Нос», «Шинель».
 
Ф.М.Достоевский в своё время писал: «...Это нечто высокомерное и гордое, как Юпитер. Особенно это наблюдается в самой мелкой букашке, вот из тех, которые сидят и дают публике справки, принимают от вас деньги и выдают билеты и проч. Посмотрите на него, вот он занят делом, "при деле": публика толпится, составился хвост, каждый жаждет получить свою справку, ответ, квитанцию, взять билет. И вот он на вас не обращает никакого внимания. Вы добились наконец вашей очереди, вы стоите, вы говорите - он вас не слушает, он не глядит на вас, он обернул голову и разговаривает с сзади сидящим чиновником, он взял бумагу и с чем-то справляется, хотя вы совершенно готовы подозревать, что он это только так и что вовсе не надо ему справляться...».

Современные российские чиновники только внешне похожи на важных и ленивых котов. Они образованы, умны, прекрасно знают законы и все пути их обхода. Внутри же своих чиновничьих групп они ведут себя, подобно крысам, подчиняясь своим «крысиным королям», платя им назначенный коррупционный оброк или, как минимум корупционную ренту. Если оброк выражается в реальных деньгах, то рента может быть выражена в неофициальном запрете конкретному чиновнику совать свой нос не в свои дела, даже если это входит в его функциональные обязанности, иначе он будет просто уволен. Другими словами – не хочешь брать взятки, не бери, возьмёт другой, но тогда и не лезь в наши дела. Понятно, что тех, кто не берёт взятки гораздо больше, но все чиновники, все без исключения, в той или иной степени, платят коррупционную ренту. Возможно именно поэтому у нас горят ТЦ, наши городские дороги похожи на прифронтовые роккады и т.д. Впервые термин коррупция был зафиксирован в древнеримских Законах XII таблиц – где «corrumpere» используется в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью».

В федеральном законе № 273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» сказано: коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

В настоящее время в России уже сложилась система коррупции со своим рынком коррупционных услуг. Этот рынок связан прежде всего с разрешительной и контрольной деятельностью органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Противостоять этой системе ни один, даже более менее честный чиновник не в силах. Система либо уничтожит его, либо сделает своим. Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности любых органов власти, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы. На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом этих действий является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов, в результате чего возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует администрирования, нацеленного на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков. Этим занимаются «крысиные короли».

«Крысиные короли» понимают государство как питание. Питание им по вкусу, они, где только возможно проявляют инициативу. Аппетиты всё время растут, техника совершенствуется, «крысы» сбиваются в группировки, между которыми существует жёсткая конкуренция.Члены этих группировок не считают подельников за своих. Своих там в принципе не может быть. Это партнеры, помогающие друг другу пожирать собратьев. Как только партнер ослабевает, его тут же пожирают бывшие партнеры. Нет, даже не бывшие. Пожираемый и пожирающий продолжают оставаться партнерами. Таким образом культивироваться новая мораль, типа, не за что обижаться на меня, сам виноват, что расслабился, я только воспользовался. Ничего личного, просто бизнес ! Вот такая непростая, полная рисков жизнь у наших чиновников, хотя по сути она мало чем отличается от коррумпированных чиновников Западной Европы, ну и других «демократических стран».

Современные условия порождают новую логику. Партнерство сводится к пожиранию слабого, кем бы этот слабый ни был, хоть министр, хоть брат родной. Если ослабевший партнер, которым собрались полакомиться собратья, изрядно покусанный успевает убежать, он начинает обличать «крысиных королей», вынося сор из избы. Возможно так он надеется восстановиться на прежнем месте. Кому-то это удаётся, и его опять принимают «в обойму», словно ничего и не было. Ну, подумаешь, хотел сожрать меня, а я не дался. Теперь вместе сидим и думаем, как кого сожрать, и друг за другом смотрим, не ослабел ли партнер, не приступить ли к питанию. Сдерживающим фактором в этом процессе является только сила партнера и его такая же готовность сожрать тебя. Все уголовные дела против чиновников-коррупционеров, это всего лишь результат борьбы «крысиных королей» между собой, а не какая-то системная борьба с коррупцией в масштабах государства.

В своё время Бисмарк говорил: «С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной, но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы». В настоящий время все ветви государственной власти в России в той или иной степени поражены коррупцией, но в отличие от исполнительной и судебной ветвей, законодательная власть менее всего может быть подвержена этому злу, лишь по той простой причине, что у сенаторов и депутатов нет таких больших полномочий получаемых от государства, как у чиновников. Основные и самые главные полномочия в соответствии с Конституцией законодательная власть получает от своих избирателей и субъектов РФ.
Когда-то в Древнем Риме для борьбы с мздоимством среди чиновников было создано специальное подразделение, но через некоторое время от этой идеи отказались. Дело в том, что среди тех, кто должен был бороться со взятками стало процветать ещё более ужасающее мздоимство. Поэтому единственным плодотворным вариантом борьбы с коррупцией и произволом чиновников является диктатура - диктатура закона!
 
Поскольку государство наделяет чиновников дополнительными правами, которые отличают его от всех остальных граждан России, то и ответственность за совершение должностных или уголовных преступлений должна быть у них гораздо более серьёзной. У любого чиновника, как впрочем и обычного гражданина, есть слабое место – это его собственность и благополучие его семьи. По всей видимости именно это и должно стать самым важным фактором борьбы с коррупцией. В России должны появиться законы о чиновниках-коррупционерах, которые предусматривали бы:

1.Обеспечительный арест всего личного имущества чиновника, а так же имущества и запрет выезда за границу всех членов его семьи в случае возбуждения в отношении него уголовного дела по факту получения взятки, либо другого проявления коррупции.

2.В случае установление судом факта получения взятки, вне зависимости от её размера, должна быть предусмотрена, наряду с уголовным наказанием, полная конфискация всего личного имущества чиновника и имущества всех членов его семьи.

3.Чиновник осуждённый за получение взятки или содействия в её получении не может быть принят на государственную службу пожизненно.

Чиновник должен понимать, что взяв даже одну взятку он может лишиться всего своего имущества, а его семья окажется на улице без средств к существованию, и никакой «крысиный король» ему уже не поможет. Конечно такое суровое наказание не излечит страну от коррупции, но может существенно уменьшить её на бытовом уровне.
 
Важный импульс к осмыслению коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например с чахоткой. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно. Поэтому в России, даже в целях обеспечения национальной безопасности, должны появиться законы запрещающие чиновникам всех уровней: иметь в собственности заграничную недвижимость,  счета в иностранных банках, обучать своих детей за границей. Постоянное проживание за границей членов семьи чиновника или получение ими второго гражданства должно стать поводом для отрешения его от должности и увольнения с государственной службы.
 
Каждый чиновник-руководитель должен отвечать за своих подчинённых своим нагретым местечком. Если, к примеру, обычный инспектор пожнадзора с окладом 40 тыс. руб. вдруг покупает автомобиль за 3 миллиона рублей, то его начальник должен быть в курсе на какие средства приобретён этот автомобиль, а если его это не интересует, значит в априоре они оба участники какой-то коррупционной схемы. Работа местных и региональных органов власти должна стать максимально открытой. Граждане должны знать куда уходят деньги налогоплатильщиков, насколько эффективно эти деньги расходуются. Другими словами должен быть разработан механизм гражданского контроля за органами государственно управления на местном и региональном уровне. Законодателями в этой области, на мой взгляд и должны стать наши законодатели, то есть сенаторы  и депутаты Государственной Думы. Ведь именно там рождаются все те законы, которые с такой лёгкостью сейчас обходит коррупция. Это чиновник действует от имени государства и за свои полномочия получает от этого государства денежное содержание. Чиновник – его руки, глаза и мозг. Государство ведь должно заботится о своем народе.  А как государство узнает о том, чего хочет народ? Для этого существует депутат, народный избранник. Он, в настоящее время, по сути, статист. Его задача – выяснить волю народа и донести ее до государства. Сам процесс происходит в виде издания законов. Сенаторы в законотворческом процессе представляют интересы своих субъектов РФ.

 В соответствии со ст. 27 ФЗ от 08.05.1994 № 3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» их зарплаты приравниваются к денежному содержанию федерального министра и эти зарплаты им платит государство. На мой взгляд здесь кроется основное противоречие нашей системы государственного управления. Дело в том, что сравнивая зарплаты наших депутатов и сенаторов, с их коллегами из Конгресса США и приводя их к ВВП на душу населения за 2017 год (США – 58952,03 долл. и Россия – 8664, 06 долл.) можно сделать вывод, что нынешние зарплаты наших федеральных министров экономически ничем не обоснованы и должны составлять не более 7-8 МРОТ в месяц.

 Есть такая мудрость, что систему невозможно изменить находясь внутри самой системы. Если на законодательном уровне провести некоторые изменения Конституции РФ и действующих законов и обязать политические партии и субъекты РФ содержать за свой счёт своих депутатов ГД и СФ, то мы получим законодательную власть, которая сможет оптимизировать систему государственного управления России. Возможно тогда из СФ исчезнут сенаторы, которые годами не бывают в своих регионах, количество депутатов будет привязано к населению России, по 2 депутата на каждый миллион россиян, этого будет вполне достачно для любых демократических процедур.  В Государственой Думе и Совете Федераций должны работать только профессионалы, имеющие юридическое или экономическое образование. Балласт в виде известных спортсменов, артистов, певцов может и должен проявлять себя только в Общественной палате.
 
Конечно не все партии финансово смогут содержать своих депутатов, значит некоторым партиям придётся объединиться отбросив свои сильно раздутые амбиции и мы можем полуть внятную двухпартийную систему из правящей и оппозиционной партии, причём победившая на выборах партия может получать право формировать кабинет министров РФ, который будет утверждать президент РФ, за исключением силового блока. Тогда правящая партия и будет нести полную ответственность за развитие экономики России, за борьбу с бедностью, за борьбу с коррупцией! Оппозиционная партия конечно же будет ей в этом помогать всеми силами и тогда появится хоть какой-то смысл в существовании этих партий! Государство могло бы частично компенсировать партиям и регионам расходы связанные с содержанием их представителей, но только в размере 7-8 МРОТ.

В заключении хотелось бы отметить - я не пренадлежу к каким-либо политическим партиям или движениям, я не занимаюсь политикой, и не собираюсь заниматься ею впредь. В своей обычной жизни я стараюсь, как можно меньше сталкиваться с нашими чиновниками. Меня, говоря словами героя одного из моих романов римского центуриона Марка Флавия, тошнит от этих жирных котов!
В Древнем Риме, эпохи республики, судья сидел в кресле, обтянутым кожей своего предшественника, казнённого за взятку, жестоко, но ей Богу, в этом что-то есть!

P.S. Господ либералов прошу не беспокоиться, это не ваша тема!