Грузия в сердце. Контрастный Тбилиси

Николай Львов 4
       Моё знакомство со столицей Грузии началось с музея под открытым небом. С погодой в этот день очень повезло...Солнце раздело почти до майки... Влилась в группу молодых туристов из Казахстана. Легко влилась, поскольку всего то месяц как прилетела из Алматы.

       Но, если честно, уже состоялось лёгкое, не обременённое бегством по улочкам Тбилиси, ознакомление с городом в день прибытия из столицы России. Чуть более двух часов в самолёте и вот после снежной метели оказываюсь под лучами вечернего Грузинского солнца.  Радушные объятия подруги, приветствие сванки и едем к городу. Не совсем понимая, что уже на его официальной территории, удивляюсь узким обветшалым улочкам, круто извивающимся на почти серпантинной дороге.

   -  Мы уже в Тбилиси?.. - недоумеваю.

      Получаю развёрнутый ответ о старой части города и как-то незаметно печалюсь, выглядывая в открытое окно авто.  Полный разрыв шаблона, как говорится теперь. После шикарных красочных рекламных проспектов с уникальными по красоте фотографиями современного Тбилиси не могу уложить в голове эти обшарпанные покосившиеся от времени домики и почти полностью разрушенные заборы.  Уныние нарастает...

      Меня привезли на одну из известных всем местным старожилам улицу Плеханова, что только усилила моё разочарование. Уснуть в первую ночь так и не смогла, благодаря и первым грустным впечатлениям, и холодным апартаментам, давно забывшим вместе с остальной Грузией о существовании центрального отопления.

      Теперь вот древние постройки, собранные со всех уголков горной страны дополнили первые впечатления, хоть и любовно-умело отреставрированные. Очень необычные для русского человека деревянные дома и маленькие усадьбы вновь невольно навели тоску на сердце, не готовое вбирать в себя замшелые запахи давно покинутых жилищ.  Сам музей, не буду лукавить, произвёл странно контрастное впечатление.  Древняя страна призывала из исторического прошлого настырно и требовательно к принятию тяжкого и довольно убогого уклада жизни горцев. Эти ощущения усиливали зеленые поляны и пышно цветущие фруктовые деревья среди идеальной ухоженности и красоты самой местности.

      Этнографический музей под открытым небом был основан 27 апреля 1966 года известным грузинским этнографом Георгием Читая и занимает площадь 52 га. Здесь более 8 тысяч экспонатов, привезенных со всей Грузии.  И дома, и всяческие хозяйственные постройки, за исключением нескольких сооружений (например, сванской башни), являются оригиналами. Картли, Самегрело, Аджария, Абхазия, Сванетия, Хевсуретия, Кахетия, Месхетия, Джавахетия, Гурия, Имеретия, Рача, Лечхуми и Осетия - все этнографические зоны словно на ладонях горных склонов.  Там же и базилика Сиони  V-VI веков впечатляет своей древностью.  История, запахи старых деревянных построек, солнце и весна...  Ноги требуют присесть на первую попавшуюся лавочку.  Желание твёрдое на этом самом этапе закончить с туристическими маршрутами вовсе.

       Контраст между ожиданиями и увиденным рождает мысли побыстрее покинуть Тбилиси и двинуться на юг страны.  Кажется стёрла ноги.  Вот ведь какая глупость с моей стороны прицепиться к молодёжи, бегущей резво по всем закоулкам и не устающей фоткаться на каждом повороте. Всё! Хватит с меня пеших экскурсий!

        Как же я ошибалась, приняв увиденное впопыхах за настоящий Тбилиси! Уже на следующий день, сменив обувь, готова была бродить по городу с утра до позднего вечера.  Да и контрасты в настроении объяснимы лишь контрастами этого удивительного города. Что поразило более всего? Именно эти бесконечно плутающие улочки, где с одной стороны - великолепные прекрасно отреставрированные замечательной архитектуры здания с уютными маленькими кафешка на мостовой, а с другой, параллельной - готовые вот-вот рухнуть столь же необычные строения, древние развалины храмов и покосившиеся заборы.

        Воистину  Тбилиси  - город сплошных контрастов! Мы бродим вдоль каких-то ветхих домов, удивляясь  разрухе и бедности жилищ, и вдруг... Именно ВДРУГ! За крутым поворотом улицы выходим на подлинно европейскую часть города с роскошными отелями, обновлёнными католическими и православными храмами и нескончаемыми бутиками.

   -  Знаешь, Даечка... мне давным-давно хотелось зайти в какой-нибудь шикарный свадебный салон и померить кучу свадебных нарядов... Глупо, правда? - мечтательно произношу, глядя на очередной бутик с подвенечными платьями.

   -  Так и пошли! - решительно взяв меня под руку, отвечает подруга и открывает заветную дверь.

      В салоне никого кроме нас и обрадованной появлением редких посетителей, солидной продавщицы.

   -  Мы хотим подобрать лучшее платье для моей приятельницы - уверенно произносит Дая, кивая в мою сторону.

      Как-то теряюсь и молча ухожу в сторону рядов с белоснежной роскошью.

    -  Когда день свадьбы? - спокойно улыбаясь, вопрошает эффектная дама и смотрит на меня.

    -  В августе! - тут же отвечает авантюрно настроенная подруга.

     Мы ходим вдоль манекенов и нарочито громко переговариваемся по поводу фасонов и цен на мечту. Но я только и думаю чем смогу ответить на такой выкидон моего дорого гида. Мы театрально капризничаем и покидаем салон, ссылаясь на какие-то глупости. Но через три метра новый салон. Более шикарный, что меня воодушевляет до неприличия.

     -  Здравствуйте! Я хочу сделать подруге подарок. У неё свадьба через месяц - теперь я беру инициативу в свои руки.

    -  Боюсь на мои габариты здесь вряд ли что-нибудь найдётся...- несмело отвечает Дая на мой вызов.

   -  Что вы, дамы!? Мы найдём - радуется вторая скучающая хранительница свадебного богатства.

       Веселье продолжается! Мы оказались на нужной улице сплошных свадебных салонов. Где-то в пятом магазине я настолько вошла в роль, что почти начала оформлять заказ. Но вовремя вспомнила, что ещё не нашла жениха для понравившегося мне наряда. Платье было бесподобным... В эти минуты я поняла, что влюбилась в Тбилиси.

   
        С чего ж началась моя самая потрясающая экскурсия по Грузинской столице?  Можете не верить, но с танца княгини  на площади, откуда и начался в давние времена сам город.  Да! Грузинская княгиня танцевала под аккомпанемент двух мужичков в национальных одеждах,  по просьбе прохожих туристов исполняющих народные песни. Они играли, пели, а она танцевала... Для вас когда-нибудь танцевал князь или княгиня?! Вот то-то и оно.  А танцевальная площадка на фоне знаменитых на весь мир серных бань, что в самом сердце Тбилиси, может ли даже по прошествии многих лет в моём сознании уплыть в небытие?

       Через минуту я уже читала на главном входе, напоминающем Самаркандские красочные древности, надпись на памятной доске о впечатлениях Александра Пушкина после его посещения бань: "отроду не встречал я ничего роскошнее Тифлисских бань..."

      По легенде сам город основанием обязан именно этим серным источникам («тбили» по-грузински - тёплый, одновременно и источники)
Абанотубани — уникальное место во всех смыслах.  Первые бани появились здесь ещё в 16 в.. Не успев налюбоваться роскошными видами и маленькими лавчонками со всякими антикварными штучками, проходим далее и неожиданно ( в Тбилиси всё неожиданно!) попадаем в уединённое убежище в расщелине скал с водопадом и хитроумными деревянными постройками над головой. Тишина внезапно поражает. Только что шумные туристы, музыканты, продавцы-зазывалы и тут тишина. Поразительно.

      Впечатлений от недельного пребывания в окрестностях Тбилиси так много, что стоит большого труда описать хотя бы главные. А какие, на самом деле, главные то? Теряюсь. Столько всего услышано и увидено, что и не уложить по полочкам, не отделить один день от другого. Эмоции и эмоции...

       Метехский храм Божьей Матери на Метехской скале  поразил воображение своей строгой величественностью и энергетикой.  Надо сказать, в любой храм Грузии входишь и мгновенно попадаешь в иную реальность, в громаду духовной жизни многих поколений, а в этом храме сердце пронзает аура 12 века и  торжество нескончаемого множества многоголосых песнопений, прославляющих из поколения в поколение Иисуса Христа...
       Много раз Метехский храм разрушали и восстанавливали, а до нас он дошёл сложенным из кирпича 17 в. постройки с некоторыми элементами, сохранившимися от первоначальной.

        По преданию, именно в этом храме молилась царица Тамара. И моя княгиня показывает мне старинную икону, с которой на меня бесстрастно взирает лицо моей подруги.

       -  Я же говорила, что здесь мой портрет... - тихо проговорила Даилда и улыбнулась, видя моё ошарашенное выражение.

         Построенный на высокой скале на берегу реки Куры, район Метехи принадлежит к старейшим местам поселения человека на территории Грузии. Метехский замок — старинная цитадель и резиденция грузинских царей, давшая название району.


        Церковь Рождества Девы Марии — самое древнее сооружение в Тбилиси, удивляющее строгими формами без пышного декора, но хранящая  душу народа гор многих ушедших поколений.  Она была построена в 6 в. после перенесения столицы Грузии в Тбилиси в стиле базилики.  Становится страшно от одной попытки осмыслить прошедшее время с тех первых литургий, возносимых к этим сводам.

        Крепость Нарикала или Неприступная, как говорят обычно экскурсоводы, - «душа и сердце Тбилиси», самый известный и древний памятник старины. Она возвышается на гребне горы Мтацминда и видна практически  отовсюду.  Особо впечатляет ночная подсветка, что делает этот истинный изумруд древней архитектуры парящим в небесах над столицей. Дух захватывает глядя на это чудо снизу, как бы банально это ни звучало.

       И вот теперь, после невольного погружения в историю, как-то не хочется говорить о современных достопримечательностях Тбилиси. Их не мало. Все с претензией на уникальность. Но для меня по неведомой причине они остались в памяти лишь как средство усиления контрастности уникального города. Мне думается, что обилие причудливых форм современной архитектуры на фоне строгих очертаний крепостных и храмовых построек, не более, чем фон, хрустальное полотно, на котором весомо и торжественно, грубыми мазками прорисована сама госпожа История прекрасной горной страны.