Истина - дело сомнительное

Кенга
            
        Глава из романа - эпистола

               "Осенние листья"

                2010 г.
   Читать предыдущую главу  http://www.proza.ru/2018/04/07/421
             

Давид - 17.04.10
«И как же Вам Катынь? Я смотрел об этом документальные фильмы - впечатляют гораздо сильнее...

 Галя -17.04.10
Я неисправимая «тетенька», которая хватает Вас за полы,  подобно Риччи, как только Вы расслабитесь. 
Так и хочется иногда отпустить, перестать подпрыгивать и радоваться малейшему вниманию, да вот не могу почему-то. Отвечу, хоть на вопрос, тем более что интересный. Но сначала выражу надежду, что Вы здоровы?  Это главное.
На меня сам фильм в целом не произвел такого сильного воздействия, о котором хочется говорить, но несколько отдельных кадров -  поразили. Например,  прощальный жест и взгляд  уходящего на расстрел офицера. Пронзил до глубины души. Я словно бы поняла душу настоящего поляка, гордого, воспитанного в традиции, доставшейся ему из глубины  веков. И один этот жест и взгляд  открыл суть всего  цвета  нации, который скосили тогда.
А, какие актрисы! Какие женщины! Жена профессора, собирающего мужа на его гибель,  и сетующая на износившийся сюртук, который следовало бы обновить…  Какое лицо. Еще жена генерала. Словом, Вайда сумел вопреки художественности фильма целиком, отдельными шедеврами создать образ нации и свершенной над ним трагической несправедливости.
И как повтор – этот самолет! И снова, словно продолжение той трагедии,  через такой большой промежуток времени.
Словно  цвет нации  снова захотел доказать, что они готовы погибнуть, чтобы только вновь привлечь внимание всего мира к свершившейся тогда в Катыне трагедии.  И как это вышло так концентрированно  - единство времени, места  и действия, как в классической драме. Расследование, открытие мемориала, фильм Вайды, разрешенный к показу,  попытка найти ответ и вновь трагедия без ответа. Ничего печальнее и безысходнее давно не испытывала.
Разве, вот,  отсутствие писем от Вас.
Всех благ!  Здоровья,  доброты  и снисходительности. Г.

Давид – 20.04.10
Так, где же Рахманинов и бабочки? Вам не следует жаловаться на то, что я реагирую нынче медленно (все же реагирую!) - разумнее смириться: таков нынче у меня стиль жизни. Выше головы не прыгнешь (разве что если привязать ее, голову, пониже пятки). И сегодня пишу не потому, что Вы мне "напомнили" о паузе - просто совпадение.
Польский самолет - это, конечно... И возникают невеселые мысли. (Собственно, они никогда и не исчезали.) А о фильме у меня то же впечатление: он средний (слишком близко!), но кадры есть потрясающие. Я видел на эту тему документальные и читал кое-что очевидцев  это впечатляет гораздо сильнее. Да если самому задуматься о самом факте - уже сильно "впечатляет". (Не знаю, известны ли Вам подробности.)
Как выяснилось - я не могу прилететь, пока не будет паспорт готов. Таков закон. Но он и в сентябре не будет, да и все равно - уже не мой сезон.
Здоровья и всех благ. DavidK

Галя - 20.04.10
Лучшие мои часы в жизни сейчас – терраса, даже если еще холодно,  - закутавшись в шубу,  держать в руке чашку с кофе, слушать музыку и читать-перечитывать  места, где Диккенс словно кружева, плетет описание чего угодно. Неважно чего,  даже словно не относящегося к фабуле, просто описание.  И именно такие места держат меня  в  бесконечном интересе к его прозе. Ведь сюжеты я знаю, а тонкости плетения каждый раз изучаю, удивляясь мастерству.   Вот бы так уметь.
Еще вчера подумала, что надо написать Вам письмо,  да вроде и не о чем.  А как без этого? Даже печально стало, ведь раньше писала буквально ни о чем, а слова так и  теснились, торопясь вырваться на волю.   И прочитав утром, письмо Крошки Доррит своему другу,  вдруг почувствовала себя ею, себя прежней, когда легко было излагать мысли. Спасибо Крошке Доррит, что  пробудила  желание  написать. А звучал сегодня Большой блестящий вальс Шопена в исполнении Рахманинова. Он тоже вернул меня в  совсем уж, давние годы.

             Я занимаюсь художественной гимнастикой, тренер приготовил для меня танец,  именно под этот вальс. Смешно,  но до сих пор, стоит  услышать первые звуки…  Мысленно приподнимаюсь на  носки,  руки вскидываются,  словно это созревающие  колосья, которые начинают колебаться, то ли от ветра, то ли  от звуков из стороны в сторону, а ноги, в незамысловатом рисунке, подхватывают  движение и откликаются, унося тело в ритме вальса  то влево, то вправо.  Потом  стремительный поворот, руки помогают движению,  и  начинается вальс одинокой  девушки.
 Вальс закончился. А дальше  не вспоминается. Нет, пожалуй, вижу явственно  круглый зал,  в котором танцует девушка,  один из залов дворца Разумовского, построенного  Казаковым на Гороховой улице. Высокие окна-двери, открывают вид  или выход в сад. Простенки зала  заняты  зеркалами  в причудливых рамах,  которые   отражают танцующую.  На  ней синий шерстяной  купальник с белой оторочкой у ворота и рукавов,  перетянутый на талии белым пояском. Сейчас хочется вообразить ее в наряде, подходящем для этого зала. Мысленно примеряю на нее туалет героини фильма 40 - годов  «Большой вальс». 
Ну,  а теперь, доброе утро мои друзья – Риччик и  попугай Ромочка,  Они не прочь, чтобы хозяйка позаботилась и о них. А Вам, мой друг, хорошего дня. Ваша Галя.

Давид - 23.04.10
Вот и добрались до Рахманинова. Почти без пометок. Что ж - вполне современно.
Диккенс, безусловно, хорош и вечен. Но меня сейчас почему-то бросило торопливо догонять пропущенное - белые пятна. А именно - американцы, которых раньше не было в поле зрения (да и в переводе). Немножко помогают понять эту загадочную страну, чуть-чуть.
Это ваше письмо - тоже новелла. Почему нет? Этюд, эскиз. Вы очень литературно (в хорошем смысле) рассказываете о жизни. Внешней и внутренней. Это  здорово, что просится на бумагу. А куда - в тетрадь или в письмо - нет разницы.
А я позавчера "выезжал" – ездили на спектакль Злотникова. Точнее сказать - просто повстречаться с ним, наконец. (Минут за сорок от нас.) Актриса читает его монологи, а он в промежутках беседует со зрителем. Ей, как говорится, есть куда расти... Но тексты его я люблю, а он так просто умница - ему только рот раскрыть, и сразу становится интересно. И главное,  возобновили контакт (после 15-летней паузы). Только последний год часто говорили по телефону. (Он - в Иерусалиме.)
Москва точно отменяется - их не объедешь. Много порушенных планов.
Всего доброго. Не болейте. И записывайте все, что просится наружу! . DavidK

Галя 26.04.10
Благодарю за бабочек и Рахманинова. Я и сама в местах, что Вы пометили, спотыкалась. Чувствовала, да теперь и поняла, насколько я Вам верю и соглашаюсь.
Понятно и мое огорчение, что у Вас сорвалась возможность быть в Москве. Что же это за порядки, мусолить такие пустяки, как паспорт. Даже у нас, последнее время, сроки сократились.
Спасибо за оценку последнего письма-этюда. Так и задумано. Иначе не получилось бы – не было темы для беседы. Все кажется таким неважным, когда пишешь редко. Словно растягивается время, оно теряет в пространстве разные мелочи, которые важны сиюминутно. Так было для меня раньше.  Теперь, получив от Вас редкую  весточку, держу ее, словно в заложниках, ощущая Ваше присутствие, хоть немного дольше.
Ох, и тонкая я штучка!  Выдумываю сказки о своей жизни.
Вчера было, таки, событие, о котором, можно рассказать. Наш Ширяев отметил
день рождения Колмогорова, хотя это и не круглая дата, а лишь 107 лет со дня…
Были сотрудники кафедры вероятностей, а также те, кто еще помнит Колмогорова 
во цвете. Таких уже немного, но я одна из тех. Были  Дорман с Куинджи. Когда они покинули застолье, то начался разговор для «близких». Очень интересный,  с точки зрения исторической истины по разным вопросам, еще не до конца раскрытым.  Что можно позволять печатать из архивов? Например, Анна Дмитриевна, жена Колмогорова, после его смерти передала Ширяеву переписку ее с Колмогоровым, сказав, что она сама бы предпочла ее уничтожить, но не поднимается рука и пусть Альберт решает сам. Вот он и думает. Был  за столом сын  Анны Дмитриевны от первого брака,  Олег. Ему 83, интересный человек,  глаза молодые,  преподает математику.  Кончилось застолье, гости разъехались и остались четверо – Хозяин, я,  Олег и один близкий им гость и мы сидели долго,  и я узнала много интересного, совершенно удивительного. Теперь это уже история. Узнала, со слов Олега,  о трагедии Колмогорова, связанной с его любовью к Анне Дмитриевне. Они учились в одном классе - в том числе и тот человек, ставший ее  первым мужем. (Это его Солженицын вывел в «Иване Денисовиче» в образе художника, который жил под лестницей). Когда Анна Дмитриевна вышла за него  замуж, то её отец сказал, что должен был стать ее мужем Андрей Колмогоров, лишь  он  подошел бы ей.  Но они расстались надолго. Судьба через полтора с лишним десятка лет,  снова свела  их.  Колмогоров сохранил любовь со школьной скамьи, и  был счастлив безмерно.  Они  поженились в 43 году, когда каждому было по 40 лет, а ее сыну, Олегу 16.  Олег  мог уже оценить отношения и рассказал, что мать его не могла составить счастья Колмогорову, ибо она была «Эмоционально неподвижной». И началась драма  Гения. Андрей Николаевич  пытался воспитывать Олега, словно сына, но это не получалось, он пытался любить жену, но она  «упертая», как сказал Олег, не  могла соответствовать чувствам мужа. И только под коней жизни Колмогорова, его жена  нашла свою нишу возле него, я это наблюдала в Комаровке. Он уже был болен, слаб, и тогда она могла о нем заботиться. Много о чем говорили. Долго.
Да, Ширяеву досталась удивительная доля – быть  хранителем и даже вершителем истории.
О Злотникове я вспомнила, заглянув в Интернет, его пьесы на слуху,  даже прочла его интервью,  из которого видно, какой интересный и остроумный человек.  Вы не упоминала о нем до этого.
Теперь про балет Эйфмана «Чайковский» с Вл. Малаховым в роли героя.  Музыка – понятно, выше похвал, и балет интересный, почти мужской, разве что две женские фигуры – одна фиолетовая дама мелькает по задворкам, другая бледная – слегка обволакивают героя. Да еще  легкий женский  флер в виде тех же  бледных фигур  для фона. Словом, балет мог бы быть для меня  подарком (я так люблю мужские танцы), но яркие мужские  упражнения, танцем назвать трудно.
 Забавный балет. Вы, наверняка, знаете о нем?  Обнимаю. Всех благ и здоровья.

Давид - 29.04.10
А вот и я. У меня сейчас так идет время, что мне показалось, будто Ваши письма лежат уже неделю - и вдруг увидел: всего три дня.  Вы, поняли неверно, что у нас паспорт мурыжат - нет, это в России. Я как гражданин этого великого государства могу туда приезжать и уезжать (что еще важнее) только по российскому паспорту. Вот его-то и делают с участием ФСБ на сегодняшний день уже больше 8 месяцев.  Ну, я уже от этого (с трудом) отошел - решил, что это к лучшему, а мы просто не знаем.
По поводу проблем публикаций Колмогорова - очень интересно. Только странно, что такие продвинутые люди затрудняются решить то, что давно уже меряется (не у всех, конечно) одним мерилом: нравственностью. Не знаю, как думаете Вы, но для меня лишь один компромисс приемлем: ничего не уничтожать - во имя истины, но - подобные публикации переносить на сто лет вперед, когда не будет ЖИВЫХ. И то иногда нужно думать и о наследниках. А истина - дело сомнительное... Без некоторых можно и прожить. - Но это я только Вам. (Меня этот вопрос не раз занимал... Абстрактно.)
Со Злотниковым у нас получилось так, что пообщавшись в первые годы и даже попытавшись сотрудничать - потом не общались несколько лет (10 или 12 даже) - я не навязчивый. Хотя не ссорились, а просто... А тут по какому-то случаю пришлось переговорить несколько раз - и он вдруг как-то "привязался" - в хорошем смысле. А я стал перечитывать его - в основном новые - пьесы и увидел, как он вырос. Особенно меня поразила его книга - это просто фонтан. И мы как-то быстро нагнали время и сблизились.
А я Вам посылаю пару миниатюр из Шанявского, это много времени не займет. (Если споткнетесь о что-нибудь - поделитесь. Свежий глаз всегда видит лучше.) Весна все равно придет, никуда не денется. И даже лето. Не болейте.

Давид - 06.05.10.
Да, история этого дома и этих семей (или семьи) наверняка интересная. Но вряд ли будет написана... Скорее всего кто-нибудь через полвека сочинит себе на утеху какое-нибудь чтиво. (Как сделал недавно с Таировым славный... после этого его хорошо известное мне имя стало вытесняться из памяти, по Фрейду - каждый раз большая пауза, чтобы вспомнить... Миша Левитин.)
Ваша радость по поводу "нелишне" меня "вобрат" порадовала - как же не радоваться коли женщина рада?
Но должен Вас "огорчить": проверять правописание по Далю - рискованно. Не лексика, чай - а правила меняются, ученые не спят, работают. Так что лучше по академическому Бархударову (4 тома, 1981 г. - м б уже есть и более позднее). С русским языком не соскучишься. И это прекрасно. Всего Вам доброго. DavidK

Галя - 08.05.10
С великим Праздником. О нем стоит  помнить и отмечать. Чем больше лет проходит, тем ярче вспоминаются дни войны, голода, холода и несчастий. Но так как мы были детьми, то вроде  и это детство в воспоминаниях радостно. Выжили, да еще и хорошими людьми получились.
У нас сплошные праздники, так что дел не делаем, доносов не пишем, живем себе, радуясь солнцу и цветам, которые в одночасье начали распускаться и отчаянно благоухать, например, черемуха.
Сегодня по скайпу переписывалась с сыночком. Андрей справлялся о Вас. Меня это очень тронуло.  Ибо он, и обо мне-то, не очень справляется, хотя сегодня спрашивал о делах, настроении, здоровье.
Моя собака начала есть, не накормишь. Так и ходит за мной. Дай поесть! Хоть здесь успокоилась. Нет, почему, я спокойна, как никогда.
Поискала дома Бархударова, но, к удивлению, не обнаружила. Но я верю в Ваш безукоризненный вкус и грамотность. Надо, надо верить умным мужчинам! И верю! И оттого мне хорошо.  А то, как без веры?

Давид - 14.05.10
Война - да. Самый интересный и богатый роман в жизни.
Черемухой - я вспомнил - называл один мой друг-режиссер (в прошлом) слова и жесты, которые он вынужден был делать и говорить девушкам в период ухаживания. И все норовил чтоб "без черемухи". А вообще отличный и талантливый был малый. (Надеюсь, что и есть - только в не моем мире, просто исчез давным-давно.)
Андрею привет и лучшие пожелания. Я о нем никак забыть не могу,  п ч у меня перед глазами постоянно мобильник его производства - лучший в мире (так я всем и говорю). А дела у него в норме? (Судя по Вашему умолчанию - да. Надеюсь и желаю.)
Жаль, что Федя с Ксеней никак не пересекутся. 18 июня она летит в Москву недели на две, будет у Нины - вот пусть сам и проявит инициативу.
Насчет словарей и "грамотности" Вы уж слишком серьезно. DavidK

Галя – 18.05.10
На этой неделе у нас шел  американский фильм  1997 года, режиссер Ангешка Холланд, «Площадь Вашингтона» по роману Генри Джеймса. Так актриса, исполняющая роль, особенно в той части, где она еще  неискушенная в светских интригах, воспитанная  в основном отцом, так как осталась при родах без матери, очень смешная и трогательная, чем-то напомнила мне Ксеню, но не  характером, а исполнением. Почему-то я представила, что именно так могла бы сыграть ее  Ксеня, с ее способностью к  изображению характеров, с ее юмором.  Ей самые теплые пожелания.

 Андрей придумал привезти меня на свой день рождения  при помощи своего знакомого, который живет в моих краях, а то мы не виделись с моего дня рождения. Сама я  почувствовала, что не решусь на такую дорогу. Я уже в прошлом году не ездила.
Как его дела?  – он старается меня не огорчать, каждый раз отвечает, что все хорошо, а я так и верю. Завтра будет проходить комиссию, подтверждая свою инвалидность.
Беседовала долго с Ниной Килимник.  Она ходила на премьеру  в своем театре по  приглашению ОЯ, на «Обрыв» по Гончарову, поставленный специально на ее 70 -летие.  Про себя Нина с грустью сообщает, что вот доиграет свои спектакли, в которых участвует, и больше уже не будет. Покинет сцену. Говорит, что очень падает уровень  мастерства актеров. Уже и  на сцене МХТа  говорят через микрофончик, привешенный за ухом. У Нины хорошая старая школа, когда  дикция, манера произносить, как у старых актеров.  А сейчас скороговоркой.  Нет таких глаз,  как были прежде.
Я все кошу травку.  Получается, почти Версаль. Но трава растет быстрее, чем я успеваю ее выровнять.  Зато всегда при деле.  Всех благ. Галя.

Давид - 26.05.10
М б Вам легче будет понять мои паузы, если я признаюсь (чего очень не хотелось): я начал - вынужден - эпопею с зубами и вот уже с 30 апреля мучаюсь за грехи (должно быть), всякие осложнения, выбит из колеи... Когда это кончится - трудно сказать. Дай бог, через полгода. Кардинально! Ужасти. - Бог знал что делает, закрыв мне заранее Москву. - Но я не жалуюсь, так что забудьте.
Фильм попробую найти - заинтриговали. И интересно, что в кино сделали из Джеймса - очень тонкий писатель.
Ваш Андрей молодец, что решил Вас "подвезти". И что показала "завтрашняя комиссия"? Видно, густа нынче травка в Комаровке! VadimK

Галя – 27.05.10
Бедненький, любимый мой друг, Я уже не удивляюсь паузам, молю только бога, чтобы… Сама не знаю что, но только…Только теперь, почти не общаясь, я понимаю  какая я «правильная», терплю, не ною, не обижаюсь, принимаю как сущность и данность. И так я счастливая, во всем. Вы не поверите, скажите, что придумываю, ан нет. Я не любительница писать письма, но Вы – это не письма, это моя суть и  образ жизни теперь.
Вас редактировать я робею, Вы для меня такой авторитет,  вот и проглядела, если не шутите.

В день рождения Андрея я вызвала Вику, чтобы она посидела с Риччи.
 Удивилась на Павла, давно не видела. Мужает,  мы с ним, уединившись, хорошо поговорили. Боже, как не хватает теплого общения. Прикоснулась к близким. Степан был с девушкой.  Андрей совершенно невежливо (хотя за столом были только семья, и  из посторонних этот Саша), спросил, конечно, выпив, почему они не женятся. Им с Катей подайте внуков, хоть сейчас. Девушка покраснела и вышла со слезами в сад, Степан пошел за ней и там обнял ее и поцеловал. Что все это значит, не узнать у него ничего,  молчун о своих делах, это не Федя. Катя спросила меня, неужели я не хочу правнуков. Я задумалась, так и не поняв, хочу ли…. Если будут, наверное, захочу, а абстрактно,  не знаю.
Про здоровье еще не поговорили, праздник не хотелось портить. Андрей взял меня за руку, как девочку, повел в сад, показывал растительность, ягодки на кустах, словно я маленькая.  Потом сказал, как он меня любит. Давно не слышала от мужчин таких слов,  оказывается, их так не хватает.
А еще был хороший день, когда к Дорманам приехали гости и среди них был Алексей Гориболь. И он пришел со всей кампанией ко мне, сел за рояль, попросил погасить свет и в полумраке играл Чайковского,  последнюю вещь, прощальную. 
И Алексей останавливался, поясняя, как он слышит, что происходило  с Петром Ильичем, что он мог чувствовать. Такая была блестящая, но трагическая инсценировка события.  Последних дней жизни гения.  Он не верит в вариант холеры.
Я читаю Лоренса Стерна. Обалдела от восторга и, одновременно,  от тягомотины этого произведения. Очень своеобразный роман. Уж если там юмор, то столь тонкий и изысканный,  немыслимо  не вернуться вновь, чтобы прочувствовать и осознать. Самое интересное, что я его в этом десятилетии уже прочла, а теперь вновь с прежним удовольствием. Совершенно очевидно, что Пиквик Диккенса возник из одного из  героев этого романа, капитана Тоби Шенди. Что за прелестный образ. Я не понимаю, почему он не существует так  самостоятельно как, например, Дон Кихот. Просто Стерн не дописал этот роман, вернее, он закончил его, но тоже очень своеобразно, не окончив …
И, читая такую литературу, начинаешь себя слегка уважать, особенно, когда видишь, что приятельницы появляются с кипой газет в сумке, слушают «Эхо Москвы»,  говорят, что читать нечего, ничего не хочется.
 
Моя соседка Ольга косила газон и когда косилка забилась травой, то, чтобы почистить, мы обычно переворачиваем ее на бок, при этом косилка автоматически отключается при отпускании рычага на ручке. А она, видимо, убаюканная тем, что забитая косилка самовыключается,  не отпустила руку, и, как только  полезла вытаскивать траву, уж чем, не знаю, она сразу включилась освобожденная, и  Ольге отрубило кусочек пальца и еще ноготь на другом пальце левой руки.  Во время, когда с ней это случилось, я тоже косила, она прибежала ко мне, истекая кровью, и я вызывала скорую, ее увезли и ночью сделали операцию. После этого дня три я была как в остолбенении.  Сознание наших идиотических поступков, когда мы теряем разум, где все для нас предусмотрено, только мгновение подумай, не тычь  сразу….  А если бы чуть больше задело, да одна в саду.  Дело к ночи. Словом, подумать есть о чем и это на пользу.  И вот уже две недели Ольга лежит в клинике.
Лечите свои зубки, терпите. Мужчины плохо переносят подобные события. Над нами есть, какая то сила, что оберегает от худшего. Я вас очень люблю и дорожу всем, что нас связывает.
 Ксене привет и здоровья, всем.

 "Третий Рахманинова" (Рахманинов и бабочки)http://www.proza.ru/2010/04/04/1024

                Читать след главуhttp://www.proza.ru/2018/04/24/1577