Значение жеста в восточной культуре

Латиф Бабаев
      В восточной, особенно в персидской культуре большое значение имеет  неординарный поступок, жест, подчеркивающий оригинальным образом, часто неожиданным,  уважение к гостю, почтенному человеку. Особенно это относилось к преподносимому подарку. Даруемое часто было очень дорогим по разным причинам самому дарителю, а потому подчеркивало особое отношение и бескорыстную щедрость его. Например, у персов и азербайджанцев был такой древний обычай: если гость высказал невольное восхищение каким-либо предметом, находящимся в руках хозяина, тот должен был тут же подарить его. Все знавшие это, всегда сдерживали себя в этом до тех пор, пока нравящаяся вещь была в руках хозяина.

    На эту тему в персидской мифологии есть немало притч. Приведу одну из них. Однажды персидский шах прослышал о том, что у одного из его ханов есть лучший в Персии розарий. Шах прекрасно знал, что вырастить такой розарий очень непросто, требует большого труда и тонкого художественного вкуса у его создателей. Такой розарий является настоящим произведением Искусства. А потому повелитель решил лично посетить розарий хана.

    Перед приездом шаха к хозяину розария прискакали гонцы, сообщившие о приезде шаха с тем, чтобы он достойно подготовился к приезду его. Узнав об этом, хан тут же приказал вырубить все кусты роз, за исключением одного. Когда шах приехал и увидел представшую ему картину, он, конечно, разгневался необычайно и приказал казнить оскорбившего его своим диким поступком. Хан безропотно, молча встретил жестокий  приговор повелителя.

   К тому времени, когда хана подвели к месту казни и палач уже готов был привести в исполнение приказ шаха, тот уже поостыл и размышлял о причине необъяснимого поступка своего подчиненного.

    - Несчастный, для чего ты вырубил свой прекрасный розарий, когда узнал, что я намерен посетить его? – уже с  сожалением спросил он ожидавшего казни.

   - Мой повелитель, - смиренно обратился к нему хан, - я хотел, чтобы остальные розы не мешали насладиться Вам красотой и изяществом линий самой прекрасной из них.

    Поражённый таким удивительным поступком шах  тут же отменил казнь и приказал одарить хана всем, чего бы он не пожелал.
 
  Шах достойно оценил мудрый и изящный жест хана, понять который сразу невозможно. Ведь хан при этом лишился, пожалуй, самого дорогого для него лишь для того, чтобы достойнейший гость мог на короткий миг насладиться необычайной красотой прекраснейшей из цветов.