Будем лучше думать о людях и они на самом деле...

Лев Балашов
БУДЕМ ЛУЧШЕ ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ И ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ СТАНУТ ЛУЧШЕ

Мой тезис: Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше (См.: Л.Е.Балашов. Гуманистический манифест). Тезис не нов. Нечто подобное говорили и раньше, например, М. Горький. Вот смысл одного из его высказываний: "Говорите человеку о том хорошем, что в нем есть, и он станет лучше".

Подобную мысль высказывал немецкий философ Шеллинг: «Дайте человеку сознание того, каков он есть, и он быстро станет таким, каким он должен быть; внушите ему в теории уважение к самому себе, и оно быстро осуществится на практике.» (см.: А. Гулыга. Шеллинг. М., 1984. С. 24).

Известный педагогический принцип гласит: «Дайте собаке хорошее имя и она постарается оправдать его». Уместно также вспомнить поговорку: «Доброе слово и кошке приятно». Замечательный русский педагог А. С. Макаренко писал: «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан сделать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться».

------------------------------

Хорошим комментарием к тезису является глава “Создавайте людям хорошую репутацию” в книге Д. Карнеги “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Вот что в ней говорится: “...если вы хотите изменить человека в некотором отношении, действуйте так, словно данная черта характера уже является одной из его выдающихся особенностей. Шекспир сказал: “Делайте вид, что у вас есть добродетель, если ее у вас нет”. И было бы полезно считать и открыто утверждать, что другой человек фактически обладает тем качеством, какое вы хотели бы в нем видеть. Создайте ему хорошую репутацию, которую он стремился бы оправдать, и он предпримет огромные усилия, чтобы только не разочаровать вас.
В своей книге “Воспоминания: моя жизнь с Метерлинком” Жоржет Леблан описывает поразительное преображение скромной бельгийской Золушки.

“Служанка из близлежащего отеля приносила мне еду, — пишет она. — Ее прозвали “Мари-судомойка”, потому что она начала свою работу на кухне в качестве судомойки. Она была почти уродом: косоглазой, кривоногой, худой и всегда находилась в подавленном состоянии.
Однажды, когда она держала в своих красных руках тарелку с макаронами, я решительно заявила ей: “Мари, вы не знаете, какие сокровища скрыты внутри вас”.
Привыкшая сдерживать свои эмоции, Мари выждала несколько мгновений, не отваживаясь шелохнуться из боязни катастрофы. Затем она поставила тарелку на стол, вздохнула и простодушно промолвила: "Мадам, я никогда не поверила бы этому". Она не выразила сомнения, не задавала вопросов. Она просто вернулась на кухню и повторила там то, что я сказала, и сделала это с такой убежденностью, что никто не посмел ее высмеять. С того дня ей стали даже выказывать некоторое уважение. Однако наиболее удивительная перемена произошла в самой скромнице Мари. Уверовав в то, что она является носительницей невидимых сокровищ, Мари начала ухаживать за своим лицом и телом столь тщательно, что, казалось, ее увядшая молодость снова расцвела и деликатно скрыла от глаз ее невзрачную внешность.

Два месяца спустя, когда я уезжала, она объявила, что выходит замуж за племянника главного повара. "Я собираюсь стать дамой", — сообщила она и поблагодарила меня. Незначительная фраза изменила всю ее жизнь".
Жоржет Леблан создала Мари-посудомойке репутацию, которую та поставила себе целью оправдать и которая преобразила ее...
Почти каждый — богач, бедняк, нищий, вор — прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать ту репутацию честного человека, какой его удостаивают.
«Если вам приходится иметь дело с мошенником, — говорит начальник тюрьмы Синг-Синг Лоуэс (а кому, как не ему, знать предмет, о котором он говорит), — то существует только один возможный путь исправить его, а именно: обращаться с ним так, словно он является почтенным джентельменом. Считайте само собой разумеющимся, что он честный человек. Он будет настолько польщен таким обращением, что откликнется на него и будет гордиться тем, что ему кто-то верит» (…)
Итак, если вы хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды, соблюдайте правило седьмое:
Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать».

-----------------------------------
А вот еще одна притча в изложении Евгения Вайсбурда:

«Понять себя. Притча для женщин.

Эта притча специально для женщин. Прочитав ее, можно так много понять о себе.
Однажды два друга отправились в дальнее плавание. И вот они попали на один остров. Там они познакомились с двумя сестрами, дочерями вождя. Одна из них — старшая была очень красивая, а вот младшая так себе, ничего примечательного.
— Я нашел свою судьбу, и принял решение жениться, — сказал один из друзей. Я останусь жить на этом острове.
— Да ты принял правильное решение, старшая сестра такая красавица и умница, и ты наверняка будешь счастлив с ней.
— Нет, ты не понял, я женюсь на младшей сестре.
— Ты что, ведь она никакая, — возмутился его друг.
— Это мое решение, и я в нем уверен.

Делать нечего, и друг отправился дальше на поиски своего счастья. А жених пошел свататься к вождю. В этом племени была традиция – давать за каждую невесту коров. За самых лучших невест полагалось 10 коров.
И, вот жених подогнал к жилищу вождя 10 коров и сказал:
— Вождь, я хочу взять в жены твою дочь и отдать за нее 10 коров.
— Ты сделал очень правильный выбор, моя старшая дочь действительно достойна 10 коров, ведь она умница и красавица.
— Нет, ты не понял меня, я хочу жениться на младшей твоей дочери.
— Ты, наверное, шутишь, ведь она не красива,— удивился вождь
— Я уверен в своем решении и женюсь на ней.
— Ну, тогда я буду честен с тобой, можешь дать мне за нее 3 коровы, и я буду доволен. Ведь большего она не стоит.
— Я хочу дать тебе за нее именно 10 коров.
Так они и поженились

Прошли годы. И вот странник, возвращаясь из дальних путешествий, по пути решил навестить друга. Идя по дороге, он встретил необыкновенно красивую женщину. Он поинтересовался у нее, где можно найти ему его старого его знакомого. Красавица указала ему путь.
Зайдя в дом, он увидел своего друга в окружении своры ребятишек.
— Как ты живешь, — поинтересовался путешественник.
— Я очень счастлив.
И тут в дом вошла та самая красавица.
— Кто эта красивая женщина?
— Это моя жена.
— Ты что уже успел жениться во второй раз?
— Да нет, Это все та же женщина.

— Но как такое может быть, что ты сделал с ней, что она так поменялась.
— А ты сам у нее спроси.
Друг подошел к красавице и спросил.
— Ты извини, что я задаю тебе такой вопрос. Ну как ты стала такой красивой?
— Все очень просто, однажды я поняла, что стою десяти коров».