Мост

Павел Морозовв
Светлой памяти
Будановой Иды Федоровны
и ее боевых подруг посвящается…

       Стояла последняя военная весна, уже пал Берлин, по радио непрерывно звучали бравурные марши и победные сводки Совинформбюро.
       Батарея тридцати семи миллиметровых автоматических зенитных орудий несла боевое дежурство по охране чудом уцелевшего железнодорожного моста на реке Варта…
        Зимнее наступление советской армии в тех местах было настолько стремительным, что отступавшие немцы не успели его взорвать…
      
 Погода стояла теплая, вокруг пышно цвели яблоневые сады, благоухали яркими цветами кусты сирени. А по ночам, в окрестных перелесках и садах заливисто пели соловьи, мешая спать девчатам, служившим в одном огневом взводе вместе с двадцатидвухлетней  красавицей Идой.  Прошедшей долгий боевой путь от стен Москвы до небольшого польского города Серадз, находящегося в среднем течении живописнейшей и сильно извилистой реки Варта.
    
  Настроение у старшего сержанта Иды Будановой и ее боевых подруг было приподнятое, все находились в предвкушении близкой победы и конца мучительной и долгой войны, принесшей столько горя народу великой страны и народам лежащей в развалинах Европы…
    
  Родители Иды погибли во время эвакуации из Воронежа очень быстро захваченного немцами в июле 1942 года. А сама она перед войной поступила в Московский индустриальный техникум, откуда летом 1941 года  ушла добровольцем на фронт. У Иды была младшая сестренка, о судьбе которой достоверно было ничего не известно…
      Вот уже больше недели немецкая авиация не показывала признаков жизни и черноглазой красавице Иде и ее подругам стало казаться что война для них уже кончилась.
      
Дни стояли солнечные, раскрашенные яркой зеленью молодых трав и благоуханием цветущих садов. В воздухе стоял несмолкающий низкий гул от летающих по своим делам множества пчел. В свободное от службы время, Ида с подругами собирались на живописном берегу Варты и мечтали о том, какая счастливая будет жизнь у них после войны. Никто не думал о трудностях послевоенного быта в разрушенной войной стране. Все думали только об одном, что после такой долгой и кровавой войны, жизнь будет совсем другой…
   
    И вот наступило 3 мая 1945 года, утром стоял небольшой туман, на железнодорожном мосту, находившемся в полукилометре от позиций их зенитной батареи, копошились какие-то люди, очевидно железнодорожные рабочие. Затем прошел в сторону фронта грузовой поезд с военной техникой.  И тут, откуда-то с запада, послышался знакомый звук авиационных моторов, и наблюдатели сообщили о приближении вражеских бомбардировщиков. Вскоре показались и сами  самолеты, это были двухмоторные He 111. Их было четыре машины, шли они на небольшой высоте без истребительного прикрытия, перед заходом на цель они разделились и стали заходить с разных направлений.
    
  Первой открыла огонь зенитная батарея, стоявшая на другом берегу Варты возле самого моста. Вражеские самолеты все разом взревели моторами и резко прибавили скорость, активно маневрировать с тяжелым бомбовым грузом они не могли. Высота их полета была метров четыреста, и было очевидно, что они смогут сделать только один заход. Тут раздался сильный взрыв, это в один из бомбардировщиков попало сразу несколько снарядов, взрыв сопровождался яркой оранжевой вспышкой, и самолет в мгновение ока разнесло на куски. Тут потянулся густой черный шлейф дыма за другим бомбардировщиком и он, не долетев несколько сотен метров до моста, сбросил свой смертоносный груз где-то в поле и начал разворачиваться на обратный курс.  Два уцелевших самолета последовали его примеру, они тоже сбросили бомбы и разлетелись в разные стороны.
      
Зенитчицы не стали добивать горевший самолет, все равно с такими повреждениями он далеко не улетит. Но самолет, заложив вираж, неожиданно развернулся, вышел на глиссаду ведущую прямо к мосту и пошел на таран.  Было видно, как уцелевший двигатель работает на предельных оборотах, остекление кабины пилота было повреждено, в корпусе были видны пробоины от попаданий зенитных снарядов. Самолет, немного накренившись на один бок и слегка рыская по курсу прямиком устремился к мосту. Осталось 600 метров, зенитчицы вместе с Идой открыли по нему прицельный шквальный огонь, осталось уже 400 метров, а он как заговоренный все летел и летел, казалось еще чуть-чуть и он врежется в металлические арки моста. Но тут раздался взрыв, и плоскость с еще работающим двигателем оторвалась и упала в реку.  Самолет же, завалился в сторону уцелевшей плоскости и рухнул на противоположный берег реки, не долетев до моста каких-то полсотни метров…
    
  Зенитчицы были ошеломлены, такое за всю войну они увидели в первый раз.  Так для Иды и ее подруг, закончилась война. Демобилизовалась она из армии в июне 1945 года.
       Она прожила долгую насыщенную жизнь, вышла замуж, родила двух дочерей, заочно окончила педагогический институт. Очень тяжело переживала распад Советского Союза и так и не приняла реалии новой жизни, где все для нее стало чужим…
       Умерла Ида Федоровна в 2014 году, практически последней из всех своих однополчан...

12 апреля 2018 г.