1. Лауреаты премии Ленинского комсомола

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ:  Сообщение из новогоднего номера газеты "За науку в Сибири" "Поздравляем, Гордимся". НА ФОТО: слева - Альберт Галеев, справа - Константин Жевлаков (1939-1972).

Именно из газеты я узнал о том, что двое молодых учёных, кандидаты наук Альберт Галеев и Константин Жевлаков получили премии Ленинского комсомола.

Галеева я знал, т.к. в 1959-1960 гг. он был моим студентом, – я преподавал ряд математических дисциплин в их группе физиков НГУ.

О Жевлакове я много слышал от А.И. Ширшова. На кафедре Высшей алгебры вёл за Ширшовым практические занятия по Высшей алгебре до весны 1966 года, встречал его много раз в НГУ и дома у Ширшова пару раз.

Вот что было написано в заметке:

"Бюро ЦК ВЛКСМ, рассмотрев вопрос о присуждении премий Ленинского комсомола, постановляет: присудить премии Ленинского комсомола 1967 года за работы в области науки и техники с вручением диплома и медали лауреата:

ГАЛЕЕВУ Альберту Абубакировичу, кандидату физико-математических наук, старшему научному сотруднику Института ядерной физики СО АН СССР, – за теоретические исследования равновесия, устойчивости и удержания плазмы в магнитных ловушках.

Жевлакову Константину Александровичу, кандидату физико-математических наук, старшему научному сотруднику Института математики СО АН СССР, – за цикл работ по теории колец.

Всего решением бюро ЦК ВЛКСМ премии Ленинского комсомола 1967 года присуждены восемнадцати молодым учёным и инженерам".

Кроме сообщения, газета поместила поздравление Советского райкома ВЛКСМ:

«Поздравляем первых лауреатов премии Ленинского комсомола. Гордимся. Желаем дальнейших успехов в науке и общественной деятельности».

Несколько подробнее о лауреатах.

Альберт Абубакирович Галеев

член-корреспондент АН СССР Р.З. Сагдеев написал тогда о своём ученике, физике Альберте Галееве:

…Этот человек работает на будущее. Его сугубо научные построения – реальность завтрашнего дня. Это «магнитные ловушки», в которых люди смогут удержать миллионоградусную плазму и, заставив её работать, получат в буквальном смысле океаны энергии.

Галеев является сегодня известным физиком-теоретиком. В международной школе физиков среди его слушателей немало ведущих зарубежных профессоров, специалистов в области физики плазмы. Естественно, что я горжусь своим учеником.
В 1987 году А.А. Галеев стал член-корреспондентом АН СССР, а в 1992 – академиком РАН. Лауреат Ленинской премии (1984), С 1988 г. — директор Института космических исследований АН СССР. Сейчас почётный директор этого института.
Награждён премией фон Кармана Международной академии астронавтики и премией Александра фон Гумбольдта, а также медалью имени Ханнеса Альфвена (2008) Европейского союза наук о Земле.

Константин Александрович Жевлаков

Член-корреспондент АН СССР Новиков написал тогда о Константине Жевлакове:

«Как математик, я получил немалое удовольствие, ознакомившись с «Теорией колец» К. Жевлакова. И хочу искренне поздравить его учителя члена-корреспондента АН СССР А.И. Ширшова.

Я помню первые работы в этом направлении, принадлежащие А. Ширшову, академику А. Мальцеву и профессору Скорнякову. Они появились в пятидесятых годах. Жевлакову удалось блестяще развить идеи своих предшественников, систематизировать их и довести до окончательных результатов».

Константин Жевлаков гаверняка бы стал, но не стал ни академиком, ни член-корреспондентом АН. Просто не успел. Он умер в 32 года, оставив заметный след в науке. Поискав в интернете, я понял, что не только в науке.

Один из аспирантов той поры, ещё раньше – студент НГУ, а теперь доктор физ.-мат. наук, профессор НГУ и главный научный сотрудник Института математики им. С.Л. Соболева В. П. Голубятников в одном из своих рассказов вспоминает (http://www.math.nsc.ru/conference/mml/Golub/ONECURC.HTM):

 «…Замечательный и доброжелательный человек, прекрасный математик Константин Александрович Жевлаков. Он вёл семинар «по основам алгебраической геометрии, который активно посещали аспиранты самых разных специальностей. На втором году нашей аспирантуры всех нас постигло большое горе, Константин Александрович скончался, не дожив и до 35 лет».

Или вот, он же вспоминает один из эпизодов, который характеризует К.А. Жевлакова, как человека и как учёного:

«Из преподавателей НГУ, не связанных с моей родной кафедрой геометрии и топологии, очень большое впечатление на меня производил Константин Александрович Жевлаков, профессор кафедры Алгебры и Логики, Лауреат премии имени Ленинского Комсомола и просто очень доброжелательный человек.

В летнюю сессию первого курса после экзамена по алгебре была сильная гроза. Когда она уже заканчивалась, мы увидели, как, прыгая через лужи, к общежитию приближается огромная фигура Константина Александровича.

Оказалось, что экзамен ещё не закончился: в то утро Боря Чеблаков ответив на билет, получил задачу, предложил свой план решения, а Жевлакову показалось, что на таком пути результат получить не удастся, и они согласились на четверку.

Наблюдая из окна грозу, Константин Александрович вдруг сообразил, что как раз такое решение и является наиболее естественным, и, не дожидаясь следующего дня, он поспешил исправить оценку хотя бы в зачётке (оценку в ведомости он переправил наутро).

Конечно же, в комнате, где жил Боря, были устроены продолжительные посиделки, на которых Жевлаков рассказывал нам о своих студенческих годах в МГУ, а мы делились с ним нашими наблюдениями за университетской жизнью.

Симпатии, которые мы испытывали к Константину Александровичу, доходили до того, что как-то на контрольной работе по алгебре ему подбросили густо удобренную бредовыми наукоподобными рассуждениями работу, подписанную фамилией, не значившейся в списке группы. Жевлаков тщательно изучил текст, снабдил его замечаниями в том же стиле, а за «...доказательство предоставляется читателю в качестве полезного упражнения» написал на полях: «Merci!».

Многие мои однокурсники-алгебраисты выбрали себе специальность под обаятельным влиянием Константина Александровича.

В начале 70-х годов, во времена нашей аспирантуры я вместе со своим коллегой, ныне профессором кафедры геометрии и топологии Владимиром Альтафовичем Шарафутдиновым, с большим удовольствием посещали семинар по началам алгебраической геометрии, на котором Жевлаков пытался объединить усилия аспирантов разных кафедр и отделов. Было хорошо видно, что он тщательно готовит материал к семинарам, подбирает поучительные задачи из самых разнообразных разделов математики, и это очень стимулировало слушателей.

К огромному горю для всех нас Константин Александрович не дожил до своего 33-летия [4], но он успел воспитать целую плеяду учеников. Один из них, д.ф.-м.н. Аркадий Михайлович Слинько (ныне живущий и работающий в Новой Зеландии), рассказывал мне, что как-то Жевлаков поучал его:

«Результаты надо получать, пока живёшь в плохих условиях. В хороших условиях работать тяжелее».

При всем при этом об условиях жизни своих учеников он заботился самым заметным образом».


1. На самом деле, К.А. Жевлаков стал доктором физ.-мат. наук в 1966 году и профессором в 1967 году.
2. В.П. Голубятников рассказ «Однокурсники». Опубликован на сайте http://www.math.nsc.ru/conference/mml/Golub/ONECURC.HTM
3. В.П. Голубятников «Короткие рассказы». Опубликованы на сайте  (http://www.math.nsc.ru/conference/mml/Golub/SSTORY.HTM)
4. Даты жизни К.А. Жевлакова: 24 апреля 1939 – 24 февраля 1972 г., т.е. он умер, не дожив до 33 лет (данные из электронного архива СОРАН).

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/07/772