Прабабушка ч. 1

Григорий Аванесов
Прабабушку зали Маргарит – форма имни Маргарита, греческое католическое, означающее «перламутровая жемчужина».

Высокая (для армянки), подвижная, вся в черном хотя было лето. Она выглядела на фоне полной, маленькой бабушки ее дочерью. Хотя голова под черным платком была совершенно седая. Живо интересовалась всем. Много времени уделяла мне. Говорили, что ей было уже больше 100 лет (на Кавказе много долгожителей). На самом деле (я так теперь думаю) ей было возможно около 80-90 лет.

Благодаря мне выучила одно русское слово: "Кушай!". Я кушал почти весь день, так как не мог ей отказать. Хотя знал жест ладошкой означающий отказ.

Говорила, что приехала специально, что бы пообщаться со мной. Сажала меня на колени, хотя я считал себя уже большим. Ее большая любовь к моему отцу оказалось распространилась и на меня. То что она мама моей бабушки, которую я считал старой, ни как не укладывалось у меня в голове. На самом деле моя бабушка была еще совсем не старая, она довольно рано родила моего отца, но тогда я этого не знал. Бабушке было всего около 45-50-ти лет.

                ЛОЖКА

Когда приехала моя прабабушка (бабушка моего отца) она была удивлена теми вопросами, которые я ей постоянно задавал. А задавал я ей много вопросов. Она сказала, что ни ее дети, ни ее внуки не интересовались теми вопросами, что я.

В частности, я ее спросил, почему армяне не придумали ложки? Ведь есть супы удобнее ложками. Прабабушку очень озадачил мой вопрос, она ответила не сразу.

Ответ прабабушки был такой. Русские ели первое прямо из общего котла и поэтому им нужны были ложки.

А у армян каждому наливали в отдельную миску, из которой жидкое можно было либо пить через край, либо макать в свою миску сухой лаваш. Изгибая лаваш можно использовать его как ложку.

                ЛАВАШ

В молодости прабабушка была самой высокой девушкой в семье, поэтому печь лаваш поручали именно ей. Выйдя замуж она и в семье мужа пекла лаваш для всех родственников. Лаваш у нее получался отличный - без черных пятен.

Она научила меня как пользоваться лавашом, чтобы есть соус и как следует обязательно начисто вытирать свою миску хлебом.

Без лаваша или чурека армяне с самых древних времен вообще не садились за стол. Армяне почти все блюда употребляют, заворачивая их в лаваш. Армяне почти не употребляют глагол есть без слова хлеб. Любое упоминание о приеме пищи, даже о самом основательном, например, обеде, состоит из фразы есть хлеб. А всё потому, что главная еда для армян, несмотря на разнообразие оригинальных блюд, — это прежде всего хлеб.

А главный армянский хлеб — это лаваш. Традиции и технологии выпечки лаваша ничуть не изменились за последние тысячелетия. Тесто изготовляется из пшеничной муки, воды, кусочка старого теста, щепотки соли. В хлеб заворачивают: сыр, зелень (составляют традиционный армянский брдуч — то, что в России принято считать аналогом шаурмы), а также даже мясо, свежие овощи.

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Лилии Анна от 16.11.2018 

Хорошие воспоминания, Григорий!
Я наполовину гречанка, но читаю, и понимаю что схожи наши культуры, традиции и бабушки.
К несчастью, моя умерла, когда мне ещё в школу не довелось пойти, но то, что я помню - слово в слово как у Вас. И о хлебе (пеку сама), и о фарше, что резался двумя ножами, и о виноградных голубцах, и о том, как она меня кормила...
Спасибо Вам... Окунулась в воспоминания!
Светлая память нашим ушедшим предкам!
С теплом, Лилия)

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Петр Евсегнеев от 01.12.2018

ВСе бабушки и прабабушки добрые! И многому внучат научат. Полезному и умному. НО те поймут ЭТО только когда сами станут бабушками и дедушками. Опыт приходит с годами...

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Галина Черонова от 25.02.2019

Ваша прабабушка, можно сказать, ещё молодая. Какое счастье, что удалось отведать такие прекрасные блюда, приготовленные под её руководством, слышать её голос и наставления, помнить об этом и так живописно изложить. У нас в семье тоже готовили многие восточные блюда. Вкусно и полезно! Буду готовить всё благодаря Вам снова!

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Яазия от 05.03.2019

Я заметила, что многие, подойдя к определённому возрасту,
вспоминают рассказы и учения своих прамамочек.
Наши научили нас многому.
Сможем ли мы передать те знания своим внукам?...
Заходите. Главы 19, 20 21 в моём произведении тоже посвящены бабушке
http://www.proza.ru/2017/09/06/244

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Евгений Помогаев от 08.03.2019

Интересно, Григорий, написали!
А мне вдвойне интересней!

Вечная память Вашей милой прабабушке!
Да будет благословенно её имя! (Назвать бы надо.)

Лаваш люблю!

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Алла Каледина от 16.03.2019

Как хорошо написано! И о Вашей прабабушке, и о ее кулинарии. Меня мама научила готовить. Кто ел, тем нравится. Но до Вашей прабабушки мне далеко.

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Михаил Струнников от 17.03.2019

Прабабушка оставила Вам богатую традицию. А у меня от прабабушки Веры Фёдоровны осталось лишь несколько журналов: трое "Весёлых картинок" за 1966 год, "Смена" с рассказом об Эйхмане, пара детских книжек. Всё это, конечно, осталось лишь в памяти: никто их не хранил. Оставить что-то большее ей бы и не позволили: попадья! Это слово я знал ещё до школы. Ничего плохого с ним не было связано. Однако - какой-то пренебрежительный оттенок. Общение с нею, понятное дело, не приветствовалось. Она лишь изредка приходила к нам в гости. А я, наслушавшись о "поповщине", совсем от неё отдалился. Стыдно до сих пор: какой же был дурак! Все, кто знал, вспоминали её как очень добрую женщину.

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Ната Славина от 19.03.2019

Традиции - это здорово! Вот как можно передать все кулинарные секреты без такой прабабушки? Интересно описали!:-)

РЕЦЕНЗИЯ на «Прабабушка» Валентина Бутылина от 25.04.2019

Какая вкуснятина! Описание приготовления блюд понравилось,не знакома.Интересное воспоминание об армянских традициях, о прабабушке.

Рецензия на «Прабабушка» Нюра Гешкина от 01.05.2019

Григорий, спасибо за Ваши воспоминания.
Читала с интересом. Толму обязательно
приготовлю по Вашему рецепту. СПАСИБО
С уважением, Нюра Гешкина.

Рецензия на «Прабабушка» Наталья Федотова 2 от 04.05.2019

Как хорошо, когда есть такие пробабушки, они многому могут научить детей, могут передать свой опыт, свою мудрость. Вот и пробабушка так научила готовить своих любимых внуков и правнуков, что они на всю жизнь запомнили ее рецепты и чувствуется, что все приготовления были необыкновенно вкусны и полезны. Светлая память Вашей прекрасной пробабушке.

А Вам, Григорий, желаю удач и неугасающего творческого вдохновения!

Рецензия на «Прабабушка» Маргарита Гуминенко от 22.07.2019

Очень хорошие воспоминания! Навеяли вспомнить свою бабушку-финку. Спасибо!

Рецензия на «Прабабушка ч. 1»

А я все время думала, что лаваш готовят только Узбеки и ближние к ним народы.
И всегда сочувствовала женщинам, как это страшно закидывать в тандыр тесто, где все еще бушует жар и огонь.

Михеева Ирина Фирсовна   07.05.2022

Рецензия на «Прабабушка ч. 1»

Григорий!

Бабушки, прабабушки любимые у нас!
Первый раз водили с любовью в первый класс...

Спасибо за воспоминания о своей бабуле!

С теплом!

Пыжьянова Татьяна   25.05.2022