Дебора Гл. 31

Борис Ровинский
  Какая же маленькая, моя малая Родина – думала Дебора глядя в окно мягкого вагона. В одной Москве населения в два раза больше, на машине  за один день можно вдоль и поперёк проехать.
 Как то на выставке, среди кучи книг, Дебора обратила внимание на “Путешествие из Петербурга в Москву” (в Израиле много чего выставляют прямо на улицу за ненадобностью). Книга поразила красотой языка, на котором в России разговаривали при Екатерине Второй.
И  поскольку судьба подарила ей  возможность проделать тот же путь, что и Радищеву, она решила отказаться от самолёта, из которого ничего не разглядеть. 
Только ехала Дебора в противоположном направлении, из Москвы в северную столицу России.
Ленинград оказался совсем другим. Погода, архитектура, а главное люди...
 Она долго стояла на лестничной площадке, пока собралась нажать кнопку звонка.
- Здравствуйте,  – дверь открыл мальчик лет семи в круглых очках – вам кого.
- Кого нибудь из старших – попросила гостья.
- Из старших, только тётя Даша. Тётя Дашааа...
- Нас тут три семьи живёт – сказала женщина средних лет в переднике и косынке.- Вам кого?
- Я только спросить хочу.
- Да вы проходите, - предложила женщина – чего в дверях стоять?
- Понимаете, в этой квартире до войны жила моя мама с родителями.
Может случайно остались какие нибудь альбомы, письма...   Я выросла в детдоме и для меня это очень, очень важно.
- А жить у вас есть где? Мы можем потесниться...
- Нет, нет... Я живу в другой стране, сюда только на две недели прилетела.
- Есть какие то альбомы и письма... – сказал мальчик – я на антрисолях видел, сейчас принесу.
- Ты себе не представляешь, мальчик, как это дорого для меня. Это письма моей мамы к отцу и семейные альбомы...
- Хорошо что сохранились, а ведь сколько раз выбросить хотели – облегчённо вздохнула женщина.
- Вот возьмите пожалуйста – гостья протянула стопку зелёных.
- Да что вы!!!??? – всплеснула руками женщина. – У нас за валюту в тюрьму сажают.
- Ну тогда рубли. Только не отказывайтесь, сделайте одолжение.
- Тогда и вы сделайте одолжение. Не убегайте, скоро все с роботы прийдут, поужинайте с нами.
- Я с радостью, только мне позвонить по межгороду нужно.
- Телефон есть у соседей. Ваня отведи тётю.

 - У тебя ко мне прямая линия? – спросил адмирал?
- Николай Николаевич, миленький – взмолилась Дебора – вы столько для меня уже сделали...  Это последний раз...
- Ну что там ещё у тебя?
- Нужна санкция на подводно-технические работы в финском заливе.
- Так санкции мало, нужно финансирование. Ты знаешь, сколько это будет стоить? Только поисковые мероприятия не менее десяти тысяч долларов…
- Я очень состоятельная женщина,  мне нужна только ваша санкция.
- Это ж откуда у тебя столько денег.
- Я поделюсь секретом, только не по телефону...
- Смотри, потом не отвертишься.
- А куда я денусь с подводной лодки?..

   Если две столицы были абсолютно  не похожи, и поражали новизной и необычностью, то в Одессе Дебора почувствовала себя, как дома.  Тот же шум, галдёж, базар-вокзал…
- Скажите пожалуйста, как пройти на Молдаванку?
- А чем вам Дерибасовская не  нравится – отвечает старый еврей.
- Но мне нужна Молдаванка, где она находится?
- А вы уверены, что вам туда надо?
- Я абсолютно в этом уверена, где находится?
- Так там же, где и находилась.
- Вы не хотите сказать?
- Что вы?! Когда спрашивает такая красивая девушка… Хочешь, не хочешь, а захочешь! Идите всё время прямо, пока не упрётесь.


  - Шо вы стукаетэ?  - крикнула старушка из глубины проходной комнаты,  выходящей во двор.
 - Ця фиртка зроду нэ зачинялась…  – она посолила бурляший  на плите борщ  и начала пробовать  на вкус.
- Можно – спросила Дебора, и переступила порог неказистого жилища.
  Старушка обернулась и выронила ложку из рук.
- Панас, Панас, Панас – позвала она  –  йди сюды скоренько, Боря повернувся!!!
- Я не Боря, бабушка,..  Я Дебора, дочь его.
- Дочь… – растеряно пролепетала старушка, вытерла о фартук влажные руки и дотронулась до груди внучки. – Справди, жинка ты…
  На крик жены прибежал, ещё крепкий старик, с длинными усами и дымящейся трубкой в руке.
- Ты  подывись, и кильцэ на шийи таке саме  – опешил старик.
- Это его перстень, дедушка.
- Та ты сидай доню - спохватилась старушка -  Ось квас холодний, попый  з дороги.
  Она налила из трёхлитровой банки полную эмалированную кружку и дала Деборе.
- А Борис де, у тюрьми згынув? – спросил дед Панас.
- Нет. Он  в блокадном Ленинграде погиб, утонул.
- Выходыть и могилки в нього нэмае ,  – с сожалением вздохнула старушка.
- Нет, уже есть. Его вчера на Пискарёвском кладбище с почестями хоронили.
- Бориса, з пошаною??? – удивился старик.
- Да, дедушка, он герой войны.  Ему только орден вручить не успели. – Дебора открыла коробочку из красного бархата. – Вот, орден Красной звезды.
  Старушка бережно взяла  коробочку, рассмотрела орден и передала деду:
- А ты ж, звидки, дорогесенька, як сниг на голову серед лита… Яка ж радисть!
- Я в Израиле живу.
- В Израили, у  Иерусалыми?!
- Нет, бабушка в Тель Авиве, это рядом. Вы когда ко мне в гости приедете,  первым делом в Иерусалим отправимся.
- А ты де зупинилася?
- В гостинице, но пришлось съехать раньше времени. У меня самолёт из Москвы  только завтра вечером.
- А може в нас заночуеш.
- З вэлыкым задоволенням, бабусю.
- Панас, подивись…  Вона не тильки розумие мову , а як гарно розмовляе!


http://www.proza.ru/2018/04/15/1374