Порченый часть четвертая

Александр Тихонов 5
     Здесь их тоже не ждали. Ворота были нараспашку. Возле ворот никого. Они беспрепятственно проехали по территории, осмотрели все расширенными глазами. Пилорамы визжали. Тяжелые лесовозы грузились аккуратно связанными в пачки брусками. Китайские рабочие  суетились вокруг производственных объектов.

   Старенькая «Нива» Бугаева сразу была замечена со второго этажа конторы. Когда они подъехали к конторе, их уже ждала толпа.
 
----  Почему без спроса на территорию заехали? Чего надо? Чего высматриваете? – сердито, не ответив на приветствие, спросил нахмуренный мужчина средних лет с лихо закрученными усами, в шапке-ушанке и белой дублёнке.
 
---- Мы не знали, что нельзя! – оправдался Бугаев. – Мы ничего не украли! Можете обыскать! Здравствуйте еще раз!

      Мужчина в дублёнке что-то промычал. Остальные мужики, пять человек, поздоровавшись, отошли в сторону, давая понять, что они тут ни причем,  и вмешиваться в разговор не намереваются. Все встречавшие были русскими и, наверное, местными, кроме, разве что этого в дубленке. Так, по крайней мере, посчитал Бугаев, и спросил, обращаясь к отошедшим мужикам:

---- Мужики, нам бы пиломатериалу прикупить.
     Но мужики посмотрели на дубленку и промолчали.
---- Не продаем! – категорично ответил дубленка.
---- А раньше мы покупали здесь пиломатериал, - сказал Горчаков.
---- Не продаем! – повторил дубленка и повернулся, чтобы уйти в контору.

    Разговор был окончен!  Но Горчаков не был бы Горчаковым, если бы уехал ни с чем.
----  Мужики, нам бы найти Анатолия  Брусилова. Я у него пару лет назад пиломатериал покупал.
----- Он не пилит сейчас. Нет у него пиломатериала, - ответили, чуть ли не хором  мужики.

---- А что так?
---- Закрыл он свое предприятие.
---- Мы  хотели бы с ним поговорить.
---- Он сейчас дома. А вы поезжайте в магазин, там жена его работает.
     И мужики, ушли в контору вслед за дубленкой.

          Заехали в единственный на деревне магазин. Там женский коллектив вместе с продавщицей обсуждал свежие местные и внешние новости. Благо, что щупальцы цивилизации добрались и до таких дальних уголков страны. Почти на всех добротных домах висели тарелки триколора. Даже в таких глухих уголках люди в курсе всех мировых событий.
 
---- Здравствуйте, милые женщины! – громогласно приветствовал женщин Горчаков. Он уже наторел в общении с населением. Многолетняя практика в должности директора совхоза плюс предвыборные агитационные поездки по заданию райисполкома, дали ему хорошую практику.

  Когда Горчаков ездил по селам и деревням, и брал с собой «Эллегию», он всегда сначала останавливался у магазина, объявлял, что будет в клубе концерт, представлял Бугаева, как концертмейстера.

-- – Сегодня мы к вам с деловым визитом. Я Горчаков Владимир Викторович, когда-то дружил с вашим председателем колхоза. Я почетный пенсионер, а это мой товарищ, журналист Василий Иванович Бугаев. Мы хотели бы побеседовать с вами.

-- Здравствуйте, - вразнобой поздоровались женщины и заинтригованно стихли.
--- -- На какую тему? – поинтересовалась продавец.
---На тему лесопиления. Нам бы хотелось узнать пилите вы здесь лес или нет.
---- Мы не пилим, китайцы пилят! – ответила продавец.
----  Так пилил же Брусилов.
-----  Пилил да перестал.
---- Это почему?

----- Да потому, что лес стал дорогим.
-----  А китайцам дешевый?
---- А китайцам дешевый. А продают они его по 22 тысячи за куб.
----- А нам сказали, что не продают.
----  Значит, уже не продают.

----  А почему вы перестали пилить, вас заставили или вы сами решили?
----  Да фактически заставили. Поставили в такие условия, что готовить пиломатериал нам стало невыгодно. Зачем работать себе в убыток?
---- Нам бы с вашим мужем поговорить. Ваш свекор был моим другом.
---= Поезжайте на пилораму. Толя там, – сообщила продавец, переговорив с мужем по сотовому телефону.

---- У вас сотовый здесь работает! – удивился  Бугаев, - а я по стационарному звоню, звоню…
---- У нас стационарный работает два дня в месяц, - замахали руками женщины. – Приедут телефонисты, наладят – через два дня он снова молчит.
----- А сотовая работает?
----  Китайцам-то связь нужна…
----  Ааааа… Укажите дорогу на вашу пилораму.

     Проехали мимо огромного цеха с пилорамами и станками.
----- Такой большой цех и бездействует!  Техники сколько на территории простаивает! Я два года назад покупал здесь пиломатериал. Самый дешевый в районе был!

       Подъехали к кирпичному зданию. Здание, видимо, использовалось как гараж и для ремонта техники. В нем же и бытовка.
-----  Толя! Толя! Ты где? – крикнул Горчаков, когда друзья вошли в бытовку.
     Толя откликнулся откуда-то из-за тракторов, безмолвно стоящих в широком гараже, и вошел в бытовку.

     Толя был одет в промасленную телогрейку, видимо занимался ремонтом техники, выглядел как типичный русский мужик, ладно скроен и крепко сшит, с улыбкой и хитро прищуренными карими глазами. Он был невысок ростом, но физическая и духовная сила, чувствовалась в твердой походке и уверенных движениях.

-----  Привет, дружище! Ты помнишь, я приезжал к тебе с несколькими машинами за лесом два года назад? – спросил Горчаков.
---- Помню, - вытирая руки ветошью, ответил Толя, всматриваясь в гостей.
---- Ты депутатом райсовета, кажется, был?
----- Я один срок отбыл, и больше туда не пойду!
----- Почему?

----- Потому… Честно вам можно сказать?
---- Можно, - разрешил Василий Иванович. Толя мог сомневаться  в нём.
----  Потому что все мы любим Родину… - уклонился Анатолий от прямого ответа.

----  Вижу, ты сомневаешься, сейчас я объясню, кто мы такие и зачем к тебе приехали. - Горчаков подробно объяснил причины, побудившие друзей на поездку. – Мы хотим выяснить, почему весь лес отдали китайцам?

---- Я отвечу, - хитро прищурившись, сказал Толя. - Потому что у нас в стране все делается по закону. У нас деревне было «ООО» «Тайга». Оно же открытое. Китайцы в него вступили. Основатель конкуренции не выдержал, вышел, и китаец остался единоличным хозяином.

----- А почему в других районах не так?
----  Всюду так! – Толя загорелся так же, как и Горчаков с Бугаевым.- Тут не только политика замешана, тут экономика. Китайцы перекупают аренду. Все тут замешано на политике и экономике. Всюду взятки! Навар! Лес – это золотое дно для наших чиновников. Район – край – Москва. Всё связано!

---- А почему китайцы не продают лес здесь, в России? – словно непонимающий спросил Бугаев.
---- А для китайцев нет смысла продавать здесь лес по 22 тысячи. Здесь свой лес максимум по 8 тысяч уходит на рынке, а Китай покупает по 22. Навар получается 14 тысяч.

-----  А ты по какой цене продавал?
 ----  У меня за все про все выходила себестоимость почти 7 тысяч. Это когда я за 3 тысячи кубов на корню платил миллион рублей, но мне потом за такие же 3 тысячи преподнесли 2 миллиона, а китайцу за 73 тысячи кубов 2,6 миллиона. Это как понимать? У нас все по закону…
 
---- Ого!
---- Мне стало невыгодно, я расторг договор и теперь работаю на китайцев. Жить-то чем-то надо!
---- В общем вынудили?
----  Конечно! Я, как посмотрел в райисполкоме на всё на это, сказал себе: на хрена мне такое депутатство? Лучше я буду простым человеком жить в деревне честно, чем быть среди сволочей.

---- Так почему Щукин со Смежаевым все это творят? – задал риторический вопрос Бугаев.

------ Зарплата одно, а бонусы – это другое. Деньги затягивают, - как несмышлёнышу, пояснил Анатолий. – Ради бонусов чиновники идут на всё. Они закрывают глаза нарушения закона. По нашим, краевым законам мы  имеем право на 150 кубометров кругляка на строительство и 25 кубометров березы на дрова, продать соседу не имеем права. Расценивается как нецелевое использование, а китайцам везут, они пилят и увозят в Китай – всё законно! И причем тут Щукин, причем тут Смежаев?

---  Ну, в райцентре пилят березу, а здесь-то хвойный лес, - опять как ребенок удивился Бугаев. Он все еще был под впечатлением от масштабов китайского производства.

-----  Вот там и нарушают закон. Березу разрешено использовать только на дрова.
----  Нельзя, но ведь пилят! И как с этим бороться?
----- А  17-й год не закончился! Хотя столетие прошло...
----- 1917 –й? Нет, не надо 17 –го.
---- А как по другому?

----Нет, не надо! – повторил Бугаев. – Придут к власти новые жулики, и установят порядки ещё более жестокие. Помнишь, наверное, ленинские тезисы, читал? А что получилось?  Помнишь Черномырдина:  «хотели как лучше, а получилось как всегда». Царя Николашку свергли, пришел Сталин. Гулаги, расстрелы… Нет, не надо 1917-го! Революции задумываются идеалистами, исполняются фанатами, а плодами её пользуются жулики. Это историческая аксиома.

----  Вчера краевого министра лесного хозяйства с работы сняли, – сообщил Горчаков.
----  Это для успокоения народного гнева, а лес как увозили китайцы, так и будут увозить, - прокомментировал Анатолий.

---- Когда я был депутатом, зачитывали на сессии планы  чуть  ли на 50 лет вперед: у нас есть одно, другое, а по факту у нас ничего нет. На благоустройство денег не хватает, на ЖКХ не хватает, на образование не хватает, на медицину…Говорят, у нас есть в степи фосфаты, в горах золото. Я говорю, эти фосфаты три миллиона лет лежат и еще три миллиона лет пролежат, а в горах золото, что было, то уже старатели вымыли. Я говорю, у нас есть лес от Романовки до Кошурниково, «зеленое море тайги», давайте создадим  муниципальное предприятие. Это когда еще только слухи прошли, что этот лес  будут выставлять на краевые аукционы. Будем продавать его Брусилову, Малых, кому угодно, но своим, будем иметь деньги в районе. А теперь лес ушел китайцам. Лес – это коррупционный объект, как его учесть? Деревья – это не какие-нибудь квадратики, то конус, то сбег… Ещё Петр Первый, когда учреждал лесную охрану, сказал в Указе: а оклады лесникам учредить минимальные...

----  А все-таки, осталась ли база, свободная для рубки? – допытывался Бугаев.

---- Нету! Вот наш лес, я даже вам на чертеже покажу, - Анатолий на стене прочертил углем две черты. – Вот Романовка, а вот Кошурниково. Вроде бы много между ними леса. Тайга! Но она уже поделена. Вот от Кошурниково деляна одного китайца. Вот вторая деляна второго китайца. Третья деляна до самой Романовки минусинского предпринимателя, который, по моим агентурным данным, её уже продает за 30 миллионов, возможно , тем же китайцам.

----- Это что? – воскликнул Горчаков, - мы теперь и леса своего не имеем?
----  Выходит так, - подтвердил Анатолий.

----- Так китайцы и березу у нас всю вырубят!
---- А береза тоже деловая древесина. Она идет на мебель, она стоит дороже, чем пихта. Китайцы из неё мебель делают и нам продают, наваривают еще и на мебели. Они не пилят здесь ничего кроме брусочков.

----- Вот страна! – опять воскликнул Горчаков.  – Как проститутка, сама себя продает! А своих уничтожает! 
 
----- И это творится по всей России. В Финляндии нет мелких пилорам. Я покупал там два трактора подержанных, подешевле. Прошу, покажите мне свою пилораму. Показали какую-то допотопную. Они тоже пилят лес у нас, берегут свой. Бороться с этим можно только через раскрытие коррупции. И запретом распиловки березы как деловой древесины.

----- А частники везут, берут деляны как на дрова, а везут китайцам.
----- Ты слышал о краевых чиновниках что-нибудь? О нашем депутате? О  Народном фронте?

---- Кто они? Не слышал. А им это надо?! Они, поди, свою порцию бонусов получают.

---- Читал в районной газете, что наш Щукин самый лучший руководитель среди районных руководителей, а Смежаев самый лучший среди директоров лесхоза?

----- Читал. Какой же он лучший, если район на 95% дотируется?

----В Минусинске на совещании глав районов юга края  Щукин встает и говорит : «У нас идет полная переработка леса! - Врет и не моргает! -  И люди все довольны!» Ко мне домой прислал своего заместителя. Тот просит: «Владимир Викторович, ты, пожалуйста, выступи на сессии, похвали Щукина, вот тебе 10 тысяч, ты только похвали!»… Вот до чего дошел глава района!

---- Ну и ты похвалил? – Анатолий нисколько не был удивлен.
---- Послал я его, куда подальше. Мягко так! Жена слышала, смеялась до слез.

----- Китайцы используют 55% древесины, остальное оставляют в тайге.
-----  А порубочные остатки убирают? Лесорубы должны ведь и подлесок оставлять, а после рубки лесопосадки производить.

----   О, господи! Убирают! – хитро подмигнул Толя. – Они недавно бульдозер из Красноярска привезли. Дорога в лес показалась узкой. Нож шире моей бытовки. Протаранили подлесок, и дорога широкой стала. А посадки зачем? Березняк да осинник сами поднимутся…

----  Березняк да осинник… - Бугаев знал, что на месте делового леса поднимается неделовой, который растет быстро, подавляя хвойный.
 
-----  А наши мужики руками дорогу в лесосеки делают. Спасибо тебе, бывший депутат, за откровенный разговор, - поблагодарил Анатолия Горчаков.

----  Чего уж там! Все мы люди, все мы человеки,  только прошу, не упоминайте мое имя нигде, чтобы на меня не было гонений. Ваша борьба – благородное дело, но бесполезное. Плетью обуха не перешибешь.