Семейные дисфункции

Гадаев Алексей Вениаминович
К семейным дисфункциям можно отнести неврозы и психозы в семье.
Психоз — глубокое расстройство психики, психической деятельности. Эти расстройства проявляются в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Психозы могут сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками и т.п.
Бред – совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, не соответствующих действительности, в которых человека не возможно разуверить.
Психоз необходимо отличать от невроза
Психоз связан с элементами человеческой личности и существования, чем невроз, и (процитирую самого себя).
Невроз - функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний и психических перенапряжений. Основные неврозы: неврастения, истерия, навязчивые состояния.
Семья - малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Брак - добровольный семейный союз порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
На формирование успешного брака влияют 8 параметров:
1. Доверительность;
2. Взаимопонимание;
3. Сходство во взглядах;
4.Легкость в общении между супругами;
5. Взаимная эмпатия;
6. Психотерапевтичность общения;
7. Удовлетворенность отношениями;
8. Позитивность отношений.
Однако, существуют семейные мифы для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Это могут быть понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ семьи, или образ «Мы».
   Т.М.Мишина (1983) первой ввела понятие «образ семьи, или образ «Мы», под которым имела ввиду целостное, интегрированное образование – семейное самосознание, определяющее целостной регуляцией поведения семьи, согласование позиций отдельных её членов.
Цель такого мифа - закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге.
Для гармоничных семей характерен согласованный образ «Мы», для дисфункциональных – семейные мифы.
   В дисфункциональной семье существует механизм психологической защиты – «расщепление» выступающие в двух формах.
Первая встречается когда супруги имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые стороны» представлений о себе каждого из супругов проецируются ими за пределы семьи и солидарно не принимаются обеими супругами. Например, супруги с вытесняемыми сексуальными импульсами, испытывающие неосознаваемое беспокойство в связи со своими сексуальными потребностями, склонны создавать миф «мы чистые, идеальные люди», а других людей считать грязными, распущенными и распределять эту оценку на моральные устои общества.
При второй форме расщепления речь идёт о ситуации, когда один из супругов ищет в другом те качества индивида, которые бессознательно воспринимаются им как символ подавленных аспектов собственной личности. Каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своём супруге проявление тех качеств, которые он как бы не признает в себе. Из-за этого вместо гармоничного согласия, частности по вопросам сексуальной приемлемости, у одного из партнеров возникает стремление поощрять другого партнера на те формы поведения, которые он сам боится реализовать. В этой ситуации поиск путей к удовлетворению своих сексуальных потребностей сопровождается переживанием неуверенности, тревоги и вины.
   По Э. Г. Эйдемиллеру (1995), наиболее частыми в дисфункциональных семьях являются следующие семейные мифы: «Мы такая отличная семья, но другим не дано понять», «Он такой поганец (о своём ребенке), что не стоит нашей заботы», «Он очень чувствительный (ребенок, большой член семьи) и требует особого отношения; мы живём для него». Существуют дисфункциональные семьи с определенной структурой семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным членом», «козел отпущения» и др.
У З.Фрейда есть отдельная статья (1909) о семейных фантазиях, где субъект в своём воображении изменяет свои связи с родителями ( воображая, к примеру, себя подкидышем). Подобные фантазии основаны на Эдиповом комплексе.
В этих фантазиях субъект придумывает себе другую семью и сочиняет по этому поводу своего рода роман. В явной форме подобное фантазирование встречается при параноидном бреде. Вскоре Фрейд обнаружил его примеры у невротиков: скажем ребенок воображает, будто его родители – люди знатные, или что его отец был знатен, или что его мать имела тайную связь со знатным человеком, или же что сам он законный сын, а его братья и сестры – незаконные дети. Это желание принизить родителей в одном смысле и возвеличить в другом, желания величия, попытка обойти барьер инцеста, соперничество с сиблингами (братьями и сестрами) [Ж. Лапланш, Ж.Б. Понталис . Словарь по психоанализу, с. 517].