Лев историко-философской критики

Владимир Руссь
                ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ
                (1794-1856)
                Мыслитель и публицист

000
Гусар и доктор философии в отношении к наряду был вместе с тем и совершенная кокетка: по часам просиживал он за туалетом, чистил рот, ногти, протирался, мылся, прыскался духами.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Изверг, неистощимый хулитель наш.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Злосчастный, слепотствующий, неистовый ее (России. – В.Р.) гонитель.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Лысый лжепророк.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Молодой красавец, белый, румяный, тонкий, стройный, с приятным голосом и благородными манерами. Сими дарами природы и воспитания он отнюдь не пренебрегал, пользовался ими, но ставил их гораздо ниже других преимуществ, коими гордился и коих вовсе в нем не было: высокого ума и глубокой науки.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Молодой человек, который ничего не написал, ни на каком поприще ничем себя не отличил, ни к какому роду службы не был годен и который всю ученость свою почерпал из новых французских брошюр, почитал себя одним из светил, озаривших начало девятнадцатого века.
(Ф.ф. Вигель)
000
Нарцисс, смертельно влюбленный в самого себя.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Нарядный шут.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Первый из юношей, которые полезли в гении.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Сочинитель без сочинений и ученый без познаний.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Чаадаев был всегда погружен в себя, погружен в созерцание личности своей, пребывал во внимательном прислушивании к тому, что сам скажет. Он был доктринер, преподаватель с подвижной кафедры, которую переносил из салона в салон.
(П.А. Вяземский)
000
Чаадаев был ума и обхождения властолюбивого. Он хотел быть основателем чего-то.
(П.А. Вяземский)
000
Все, что он говорит, либо чрезвычайно умно, либо чрезвычайно смешно.
(А.И. Герцен)
000
Первые лишние люди (второй – М.Ф. Орлов. – В.Р.), с которыми я встретился.
(А.И. Герцен)
000
Человек, с душой, переполненной скорбью.
(А.И. Герцен)
000
Его философия – словесная готика.
(М.О Гершензон)
000
Друг Пушкина любимый, задушевный,
Всех знаменитостей тогдашних он был друг.
Умом его беседы увлеченной
Кругом его умов теснился круг.
(Ф.Н. Глинка)
000
Кто не хвалил его ума?..
Но пил и он из чаши жизни муку
И выпил Горе от ума.
(Ф.Н. Глинка)
000
До него (В.Г. Белинского. – В.Р.) только разве один Чаадаев так смело, а подчас и слепо, как он, негодовал на многое наше родное и, по-видимому, презирал все русское.
(Ф.М. Достоевский)
000
Великий писатель, глубокий мыслитель и прославленный работник у своей русской земли.
(М.И. Жихарев)
000
Замечательно образованный, начитанный, ученый, чрезвычайно находчивый в разговоре и гениально-умный.
(М.И. Жихарев)
000
Лев историко-философской критики.
(М.И. Жихарев)
000
Необыкновенная самостоятельность и независимость мышления, чудесная интуитивная способность с раза, одним взмахом глаза чрезвычайно верно примечать в каждом явлении то, чего веки вечные не видят другие, обозначились в нем очень рано.
(М.И. Жихарев)
000
Чаадаев был самый крепкий, самый глубокий и самый разнообразный мыслитель, когда-либо произведенный русской землей.
(М.И. Жихарев)
000
Чаадаев от остальных людей отличался необыкновенной нравственно-духовной возбудительностью.
(М.И. Жихарев)
000
Главный поноситель России.
(И.А. Ильин)
000
Невозможно рассказывать жизнь Пушкина, не говоря об его отношениях к Вам.
(И.В. Киреевский)
000
Во всей России не хватало Сибири, рудников и кнута, чтобы наказать человека, предавшего Бога и свою страну.
(А. де Кюстин)
000
Он во всю свою жизнь все делал отменно ловко и кончил тем, что отменно ловко умер.
(Один из современников)
000
Он суров к прошедшему России, но чрезвычайно много ждет от ее будущности.
(М.Ф. Орлов)
000
Если бы я был властью в России, я бы непременно и часто посылал его за границу, чтобы все могли увидеть этого русского и при этом абсолютно порядочного человека.
(К.О. Поццо ди Борго)
000
Басманный философ.
(Прозвище)
000
Всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
(А.С. Пушкин)
000
Мой милый домосед.
(А.С. Пушкин)
000
Одного тебя может любить холодная душа моя.
(А.С. Пушкин)
000
Он вышней волею небес
Рожден в окопах службы царской:
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарский.
(А.С. Пушкин)
000
Христианский философ.
(Самооценка)
000
Изысканный вольнодумец времен Александра I.
(А.В. Тыркова-Вильямс)

000
Медаль в человечестве.
(Ф.И. Тютчев)
000
Никому не был он так дорог, как тем, которые считались его противниками.
(А.С. Хомяков)
000
Он был друзьям своим какою-то постоянною печалью, которою сопровождалась бодрость его живого ума.
(А.С. Хомяков)
000
Он особенно был дорог тем, что сам бодрствовал и других пробуждал, ; тем, что в сгущающемся сумраке того времени он не давал потухнуть лампаде и играл в ту игру, которая известна под именем: «жив курилка». Есть эпохи, в которые такая игра уже большая заслуга.
(А.С. Хомяков)
000
Просвещенный ум, художественные чувства, благородное сердце – таковы те качества, которые всех к нему привлекали.
(А.С. Хомяков)
000
Движется он медленно и вяло, всегда молчит.
(А.В. Чичерин)
000
У него прекрасный характер, ровный, разумный и приятный.
(А.В. Чичерин)
000
Образованный и оригинальный ум и вечная поза.
(Б.Н. Чичерин)
000
Вполне чужда тебе Россия,
Твоя родимая страна!
Ее предания святыя
Ты ненавидишь все сполна.
Ты их отрекся малодушно,
Ты лобызаешь туфлю пап, ;
Почтенных предков сын ослужный,
Всего чужого гордый раб!
(Н.М. Языков)
000
Свое ты все презрел и выдал,
Но ты еще не сокрушен;
Но ты стоишь, плешивый идол,
Строптивых душ и слабых жен!
(Н.М. Языков)
000
Вот беда! Хочу домой, а дома нету!
000
Меня забавляло выказывать мое презрение людям, которые всех презирают.
000
Слава Богу, я не стихами, ни прозой не содействовал совращению своего отечества с верного пути. – Слава Богу, я не произнес ни одного слова, которое могло бы ввести в заблуждение общественное мнение. – Слава Богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных. – Слава Богу, я не заблуждался относительно нравственных и материальных ресурсов своей страны. – Слава Богу, я не принимал отвлеченных систем и теорий за благо своей родины. – Слава Богу, успехи в салонах и кружках я не ставил выше того, что считал истинным благом своего отечества. – Слава Богу, я не мирился с предрассудками и суеверием, дабы сохранить блага общественного положения – плода невежественного пристрастия к нескольким модным идеям.
000
У меня только одна мысль, вам (А.С. Пушкину. ; В.Р.) это известно. Если бы невзначай я и нашел в своем мозгу другие мысли, то они наверно будут стоять в связи со сказанной.
000
Умеренность, терпимость и любовь ко всему доброму, умному, хорошему, в каком бы цвете оно ни явилось, вот мое исповедание.
000
Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его.
000
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, преклоненной головой и запертыми устами. Мне чужд этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.