Ухожу, чтобы вернуться

Вячеслав Прытков
                «У Х О Ж У,      Ч Т О Б Ы      В Е Р Н У Т Ь С Я».

   «Подводники  -  моряки  будущего.»   
                М. М. Тьедер    


Лейтенант  Михаил  Тьедер  только  что  вернулся  от  Командующего  Тихоокеанским  флотом  вице – адмирала  Н. Скрыдлова  с  неприятным  для  себя  известием: вышел  приказ  по  увольнению  его  с  флота. Адмирал  был  резок  и  зол, «метал  молнии»  на  него и  других  молодых  офицеров – подводников – И. Ризнича, Н. Кржижановского – сторонников  развития  подводного  флота. Михаил  с  трудом  сдержался, чтобы  не  сказать  в  ответ  разошедшемуся  адмиралу, ещё  не  разу  не  выходившему  в  море, о  явной  недооценке  будущего  подводных  лодок, их  большом  значении  в  военных  действиях. Присутствовавший  на  разносе  подводников  начальник  отряда  подводных  лодок  Владивостокского  порта – капитан  2  ранга  С. Магнус  предложил  Тьедеру  написать  рапорт  о  увольнении  «по  собственному  желанию.»
Очевидно, царские  чиновники  Морского  Ведомства  на  другом  конце  необъятной  России  решили  пресечь  любое  новшество  и  терпеть  не  могли  «крамольного»  свободомыслия  в  умах  кадровых  военных, утверждая: «Подводным  лодкам  нет  места  в  составе  флота», тем  самым  поддерживая  многих  своих  сторонников  за  рубежом.

Возвращаясь  на  базу  подводных  лодок, расположенную  в  бухте  Улисс, М. Тьедер  встретил  лейтенанта  С. Власьева:

«Ты  чего  такой  хмурый?»  -  спросил  его  приятель.

«Уволили  меня, Серёга, выхожу  в  отставку.»

«Не  горюй, брат, увидишь, ещё  победа  будет  за  нами, и  ты  вернёшься. Смотри, какие  люди  верят  в  будущее  подлодок  - Беклемишев, Щенснович, Плотто, Китицин!»

Позднее, эти  слова  оказались  для  М. Тьедера  почти  пророческими.

Михаил  подошёл  к  стенке  причала, где  покачивалась  на  волнах  его  подводная  лодка  «Скат».

«Ну, что, родимая, видно  пришла  пора  прощаться. Как  никак, а  ведь  три  года  мы  с  тобой  не  расставались.»


Он  был  ярым  сторонником  создания  мощного  подводного  флота  России, одним  из  первых  моряков, кто  пожелал  служить  на  подводных  лодках, не  смотря  на  то, что  они  представляли  из  себя  уж  очень  несовершенные  конструкции.
Михаил  с  грустью  вспомнил, как  с  началом  русско – японской  войны  отправился  с  эшелоном  недавно  построенных  подводных  лодок  на  Дальний  Восток, в  город  Владивосток, получил  назначение  старшим  офицером  на  первую  подводную  лодку  русского  флота  «Дельфин», проходил  на  ней  подготовку  управления  кораблём  под  руководством  опытного  подводника  М. Беклемишева, а  через  полтора  года  уже  командовал  «Скатом».
Жаль, конечно, не пришлось  участвовать  на  ней  в  боевых  действиях   -  лодки  ещё  осваивались: выполняли  позиционную  и  дозорную  службы, производили  торпедные  стрельбы. Нередко  эскадры  японских  военных  кораблей, заметив  появление  первых  русских  подлодок, быстро  отходили  подальше  от  Владивостока. Позднее  он  напишет: «Если  наши  пионеры  подводного  плавания  и  не  избавили  наш  флот  от  разгрома, то  они  спасли  Владивосток  от  нашествия  японского  флота.»

Годы, прошедшие  после  увольнения, не  были  прожиты  даром. М. Тьедер  занялся  литературной  деятельностью, в  журнале  «Судоходство  и  мореплавание»  появляются  его  статьи, он  пишет  книгу  «На  подводной  лодке. Из  дневника  участника  минувшей  войны», выбрав  псевдоним  «ЭМТЕ»  (первые  буквы  имени  и  фамилии), к сожалению, вышла  только  её  первая  часть, на  вторую  -  не  хватило  средств. Получился  правдивый  рассказ  о  беспорядках, царивших  на  флоте, некоторых  бездарных  начальниках.
Всё  это  время  его  не  покидало  желание  вернуться  на  службу, но  просьбы  оставались  без  ответа, радовало  только  переменившееся  мнение  флотского  руководства  о  значении  и  роли  подводных  лодок, подтверждение  на  деле  тех  идей, которые  он  отстаивал  с  таким  рвением  и  упорством.

Опыт  первого  подводника  М. Тьедера  всё – таки  получил  признание. Это  произошло  только  в  1917  году, когда  ему  доверили  новую, строящуюся  в  Ревеле, лодку  «Барс». Казалось, всё  возвращалось  на  свои  места, как  и  мечтал  М. Тьедер. Однако, серьёзная  болезнь  помешала  службе  на  подводных  лодках.

М. М. Тьедеру  поручили  командовать  специальным  спасательным  судном  подводных  лодок -  катамараном  «Волхов». В  тяжёлые  годы  интервенции  это  судно  совершило  трудный  ледовый  переход  из  Ревеля  в  Гельсингфорс, избежав  угрозы  захвата  германскими  войсками.

Болезнь  вынудила  М. Тьедера  остаться  в  Гельсингфорсе, так  как  путь  в  Россию  уже  был  закрыт. М. Тьедер  после  этого  жил  в  Вильно, Риге, а  затем  снова  в  Гельсингфорсе, где  и  завершилась  его  яркая  и  целеустремлённая  жизнь.

Дело, которое  он  отстаивал, не  стояло  на  месте. Подводный  флот  России  рос, укреплял  свою  мощь, став  сильнейшим  в  мире, именно  таким, каким  и  видел  его  один  из  первых  пионеров – подводников  Михаил  Михайлович  Тьедер  (1879  -  1943).

9  апреля  2018  года                Вячеслав  Прытков.