Меропида Феопомпа

Олег Гуцуляк
Меропия (Меропида)

Прокл Диадох (412-485 гг. н.э.) рассказывает о некоем острове во Внешнем море, на котором живут и меропы. В этом ссылается на какого-то авгура Марцелла (I век до н. э.), писавшего в «Эфиопике»: «… То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвящённых Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящён Плутону, другой Аммону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“…» (Цит. за: [Воронин А. Реконструкция одной географической карты из коллекции Кабреры: Заатлатический континент Меропия историка Феопомпа как древнейшее отражение о Двух Градах // Жуков А. Камни Ики. Наследие невозможной цивилизации. – М. : Вече, 2011. – http://old.lah.ru/text/voronin/meropiya.htm]).

В свою очередь, в зафиксированной Клавдием Элианом (конец ІІ – начало ІІІ в. н.э.) в «Historia varia (Пёстрые рассказы)» (3 кн., 18 гл.) заметке говорится о том, что живший в Афинах греческий философ и историк Феопомп из Хиоса (род. 380 г. до н.э.), друг Александра Македонского и современник Платона (!!!), умерший в Египте, куда его для создания Александрийской библиотеки пригласил Птолемей, описывает разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Силеном, в котором тот рассказывает Мидасу, что «Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном». Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами: «… F75(c) Феопомп описывает встречу Мидаса Фригийского и Силена. Этот Силен был сыном нимфы, по своей природе ниже бога, но посильнее человека, поскольку, конечно, он был бессмертен. Они обсуждали друг с другом многие вещи, и, в частности, Силен поведал Мидасу следующую историю. Он сказал, что Европа, Азия и Ливия были острова, вокруг которых Oкеан течет по кругу. Только один континент находится вне этого мира. Он описывает его площадь как необъятную. На нем водятся животные большого размера, да и люди там вдвое больше ростом, нежели здесь. И продолжительность их жизни не та же самая, как у нас, но длиннее тоже в два раза. Они имеют много крупных городов и своеобразный уклад жизни. Законы, устроенные для них, противоположны тем, к которым привыкли мы. Он сказал, что там есть два крупнейших города, не похожих друг на друга вообще. Один из них называется Военград, другой Святоград (Махим, от греч. machimos – «воинственный», другой — Евсебес, от греч. eusebes – «благочестивый», – О.Г.). Жители Благочестия пребывают в мире и изобилии. не пашут и не сеют, получая плоды земли без плугов и быков. Они отличаются хорошим здоровьем, никогда не болеют и умирают в смехе и радости. Они настолько однозначно справедливы, что даже боги не брезгуют часто их посещать. Жители же Военграда чрезвычайно воинственны. Рождаясь во всеоружии, они подчиняют своих соседей. Этот город управляет многими народами. Там жителей не меньше двух миллионов (вариант: не меньше двухсот мириад, т.е. десять тысяч, – О.Г.). Они умирают после того, как заболевают на всю оставшуюся жизнь, но редко; большинство из них погибают, сраженные камнями или дубинами. Их не ранит железное оружие. Они имеют золота и серебра столько, что золото дешевле для них, чем железо для нас. Силен сказал, что они [Военщики] один раз выступили, чтобы перейти на наши острова. Они пересекли океан с мириадами тысяч людей и пришли к гипербореям. Когда они узнали, что это были счастливейшие из всех народов нашего мира, они стали презирать нас, как влачащих жалкую жизнь и по этой причине пренебрегли идти дальше. И он добавил еще более удивительную вещь. Некоторые люди, так называемые меропы, живут среди них во многих крупных городах, а в отдаленнейшей части их земли есть место, называемое "Возврата нет" (Аностон, – О.Г.). Оно как пропасть, покрытая ни тьмой, ни светом, и воздух висит над ней, смешанный с чем-то мутно-красным. Две реки текут вокруг этого места: одна называется рекой удовольствия, другая печали. Деревья размером с высокие платаны растут рядом с этими двумя реками. Деревья у реки печали приносят плод следующего свойства: если кто-нибудь попробует его, он проливает так много слез, что угасает всю свою жизнь в стенаниях и так умирает. С другой стороны, деревья, которые растут на берегу реки удовольствия, несут противоположного рода. Любой, кто отведает его, освобождается от всех прежних забот. Даже если он любил кого-либо, об этом он тоже забывает; и он понемногу молодеет. Он восстанавливает ранние, былые фазы своей жизни. Он теряет старость и возвращается к расцвету сил, потом вступает в юношеский возраст, потом становится мальчиком, потом младенцем и после исчезает. Пусть этому верят, если хиосцу можно доверять вообще, когда он рассказывает истории. Я думаю, что он умный рассказчик в этой и других вещах помимо того» [Феопомп. Приложение В. Свидетельства и фрагменты // Симпосий. – 2015. – 11.01. – http://simposium.ru/ru/node/12753; ср.: Элиан, «Пёстрые рассказы» III 18. –
Возможно, в этом контексте верна следующая догадка: «… Если внимательно проанализировать текст Маркелла (Марцелла, – О.Г.), то можно увидеть, что и здесь есть противопоставление двух островов Плутона (темного, подземного) и Аммона (светлого, наземного), что можно говорить о противоречиях между лунными (жреческими) и солнечными (царскими) династиями… Немецкий историк античности Роберт Пёльман (1852-1914) предположил, что Меропия могла быть союзом самостоятельных государств городского типа или единым большим государством. Скорее всего, Феопомп выразил здесь свой собственный общественный идеал. Но, так как старинное государство городского типа было уже давно отжившим институтом в эпоху Феопомпа, поэтому можно допустить последнее [Пёльман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910. С. 312]…» [Воронин А. Реконструкция одной географической карты из коллекции Кабреры: Заатлатический континент Меропия историка Феопомпа как древнейшее отражение о Двух Градах // Жуков А. Камни Ики. Наследие невозможной цивилизации. – М. : Вече, 2011. – http://old.lah.ru/text/voronin/meropiya.htm].

***

Само слово «мероп» (meropos) означает «смертный» и происходит от «мерос» (meros) – «часть, доля» (т.е. «меропс» – «тот, кому отмерена доля, участь (умереть, например; ср. с тем же коренем в слав. «смерть»)» (не следует путать с омонимом «меропия» – «неполное потемнение зрения», греч. meros – «часть», ops – «зрение»).

«… Авраам Норов (1795-1869) пишет в своем исследовании: «Слово: Меропес (человек), кажется, указывает на страну людей по превосходству, или людей первобытных; это, по выражению Рудбека, «Manheim, vera Japheti posterorum sedes ac patria» [Норов А.С. Исследования об Атлантиде // Атлантида: проблемы, поиски, гипотезы (Магия Атлантиды). Вып. 1. М., 1999. С. 152]. Французский ассириолог Франсуа Ленорман (1837-1883) сообщает, что выражение µ;;;;;; ;;;;;;;; означало «люди, спрыгнувшие с Меру», или «порожденные горой Меру». Ленорман уточняет: «Священное слово µ;;;;;;, употребляемое греками для обозначения человечества, могло изначально приписываться им не из-за того, что они владеют артикуляционной речью, а из-за того, что признано их происхождение с Меру. Такое объяснение, вследствие которого надо отнести название священной горы к древнейшему периоду арийского единства, горы, которая признавалась прибежищем богов и местом зарождения человечества, подтверждается вполне определенно наличием мифов, в которых меропов признают особым автохтонным населением, существовавшим в наидревнейшие времена. Они жили счастливо и были отмечены долголетием, ими правил царь Меропс, о котором иногда говорят, что он спас их от потопа, подобно Йиме иранцев, собрав их вокруг себя под укрытие от вод, и все они избегли гибели. Этот миф обычно связывают с островом Кос, который и носит названии Меропеис, Меропис, или Меропе. Но и об острове Сифнос говорят, что он называется Меропиа по аналогичной традиции, а Страбон говорит о сказочной области Меропис, которую описал Феопомп, и которая, как кажется, находилась вблизи страны гиперборейцев. Имя Меропс дается также и царю Эфиопии, наиболее набожному и справедливому из числа людей. Он был мужем Климены, матери Фаэтона и, соответственно, жил раньше катастрофы «всесгорания» вселенной, которая, как часто говорят, истребила первую расу людей, живших в Золотом веке. Это же имя дается и царю-пророку Риндакоса в Мисии, которому было присвоено и имя Макар, или Макареус, – «счастливый». Все это показывает, что мифы о рае, связанные с Меропе, относились лишь к острову Кос, но были известны и в других местах греческого мира и локализовались не в одном месте» [Уоррен У.Ф. Найденный рай на Северном полюсе. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 178-180]…» [Воронин А. Реконструкция одной географической карты из коллекции Кабреры: Заатлатический континент Меропия историка Феопомпа как древнейшее отражение о Двух Градах // Жуков А. Камни Ики. Наследие невозможной цивилизации. – М. : Вече, 2011. – http://old.lah.ru/text/voronin/meropiya.htm].

***

Да, античная мифология знает несколько персонажей с именем «Мероп». Так, Меропом был владыка острова Кос (в Южных Спорадах), названного так в честь его дочери, превращенной в краба (изображение его чеканилось на монетах острова). Считается, что Мероп первым начал поклонятся богам (Климент, «Протрептик» 44, 1), что, наверно, и отразилось в первонаальном значении его имени как «отделяющий часть для жервоприношений». Когда Артемида убила его жену нимфу Эвменею (Эфимию), а Персефона унесла её тело в царство мертвых, он пожелал покончить жизнь самоупийством, но Гера превратила его в каменного орла, а затем – в созвездие Орла (Гигин, «Астрономия» II 16, 1).

Поражает, что его сын имел имя Эвмел, т.е. такое же, как и брат-близнец Атланта. Его дети Бисса, Меропида и Агрон отвергали пиры и праздники богов. Тогда в их дом явились Гермес, Афина и Артемида и превратили всех в птиц (Меропида – в сову, Бисса – в чайку, Агрон – в ржанку). Также Гермес превратил Евмела в ночного ворона (Антонин Либерал, «Метаморфозы», 15).

Жители острова Кос в его честь назывались меропами. Они погибли от геноцида, устроенного им Гераклом. По преданию, когда Геракл возвращался из-под Трои, жена Зевса Гера, которая ненавидела его, устроила страшную бурю, желая потопить корабль Геракла. Чтобы Зевс не пришёл на помощь сыну, она уговорила бога сна Гипноса усыпить его. Буря принесла корабль к Косу, жители которого решили, что это судно пиратов, и бросали в него камни, не давая пристать к берегу. Ночью Геракл высадился на острове, убил его царя и разрушил все, что мог. А Зевс, проснувшись и узнав обо всем, повесил Геру между небом и землей, привязав к её ногам тяжелые наковальни. Таким образом, события гибели косских меропов  сопровождались ужасными катаклизмами (бури, падение камней, «небо шатается» и др.).  В схолиях к Пиндару сказано: «… Геракл в своем натиске на меропов, которые будто бы жили на острове Косе, был подобен не огню, не ветру, не морю, но молнии грозовой (Is namque Herculis impetum adversus Meropas, qui in insula Cos dicuntur habitasse, non igni nec ventis nec mari sed fulmini dicit similem fuisse, ut illa minora, hoc par esset)» (Квинтилиан, «Двенадцать книг риторических наставлений»,  VIII, 6, 71, – [M. Fabii Qvintiliani. Institutio Oratoria. Liber Octavus // 
Но, видимо, все же, некоторые меропы спаслись – те, которые были в эмиграции на упомянутом Феопомпом (и Силеном) острове во Внешнем море, собственно потому и называемом некоторыми исследователями Меропией (Меропидой).

Сыном Меропа и отцом Меропы был герой Пандарей («Всемужественный»). Известен он как похититель из храма Зевса на Крите сторожившей его золотой собаки, которую он передал Танталу и Плутосу на сохранение. Когда он явился в Сипил и попросил собаку обратно, Тантал поклялся Гермесу, что не брал.  Когда Зевс потребовал обратно похищенное, Пандарей бежал в Афины, а оттуда в Сицилию, где и погиб, с женой – ореадой (горной нимфой) Гармофоей. Зевс превратил Пандарея в камень. Дочери его Меропа и Клеодора (либо Камиро и Клития), оставшись сиротами, были воспитаны Афродитой и получили божественные дары от Афины, Геры, Артемиды и самой Афродиты. Но эринии, восстановительницы законов природы, послали на девушек, высоко одаренных красотой и добродетелями, гарпий и преследовали их до смерти. Этот эпизод упомянут в «Одиссее» (XX 66-78), однако имена там не названы.

Также Меропой (;;;;;;; Merope) называлась одна из Плеяд и Атлантид – дочерей океаниды Плейоны  и титана Атланта (Гесиод, «Перечень женщин», фр.169 М.-У). Она была единственной из сестер, которую выдали замуж за смертного (!) – коринфского царя Сизифа, родившая ему сыновей Главка (о нем см. ниже) и Алма (эпоним Альмоны / Ольмоны в Орхомене и родоначальник местных царей – Миния и Флегия и прадед Асклепия)) (Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека» I 9, 3; III 10, 1; Гигин, «Астрономия» II 21, 3). Из-за этого Меропа сама стала смертной. После заточения Сизифа в Аиде она стала женой Климена и родила Фаэтона (Гигин, «Мифы», 154) – причину ужасного катаклизма на земле («мирового пожара»). После помещения Плеяд на небо Меропа стала самой тусклой и незаметной звездой в астеризме, ибо стыдится, что имела смертного мужа (Псевдо-Эратосфен, «Катастеризмы» 23; Овидий, «Фасты» IV 175; Гигин, «Мифы» 192).

Её потомок (от Хрисы, дочери её сына Алма) царь Флегий вместе со своим народом флегийцев, при попытке захватить святилище в Дельфах, погибли, пораженные Аполлоном молниями, землетрясениями и моровой язвой. Т.е. и здесь потомки Меропы гибнут от катаклизма. В подземном царстве Флегий был осужден на вечную казнь – сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться. Также в Аиде его терзает вечный голод и его там встречает Эней (Павсаний, «Описание Эллады» IX 36, 3; Стаций, «Фиваида» I 714; Вергилий, «Энеида» VI 619-620).

Дочь Флегия Коронида от Аполлона родила бога врачевания Асклепия (Павсаний, «Описание Эллады», II 26, 7), но была убита им (или Артемидой) тучей стрел (Овидия, «Метаморфозы», 2, 605). Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес) извлек из её чрева младенца Асклепия (это имя и значит «вскрытый») и отдал его на воспитание кентавру Хирону (Пиндар, «Немейские песни» III 54) (ср. с распространенным мифологическом мотивом о герое, рожденном мертвой матерью!). Именно прибыв на остров Кос к меропам (!!!), он раскрыл людям впервые свой талант к врачеванию и воскрешению людей (Тацит, «Анналы» XII 61). Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей  молнией громовержец поразил Асклепия. В ответ Аполлон отомстил за смерть сына, перебив циклопов, сковавших эту молнию Зевса. Сам Асклепий стал созвездием Змееносца («Офиухос»; не считается зодиакальным созвездием, но Солнце находится в нём с 30 ноября по 17 декабря).

Сын Флегия и брат Корониды – Иксион царь фессалийского племени лапифов (Гомер, Илиада» XIV, 312), совершивший на земле первое убийство родича (Эионея, отца его невесты Дии), впервые впавший в безумие и затем прошедший впервые ритуальное очищение. Зевс наделил его бессмертием, но на пиру у богов Иксион попытался домогаться Геры. Зевс вместо Геры предоставил ему её образ из облака (богиню Нефелу-«Облако») и у них родилось дикое поколение кентавров (или герой Кентавр). За бахвальство об овладении Герой Зевс привязал змеями Иесиона к огненному колесу и ветры понесли его вдоль поднебесья (ср. с мифологическим мотивом гибели героя от огненного или железного колеса!).

Сын Иксиона Пирифой (Перифой), справляя свадьбу с Гипподамией, пригласил на пиршество кентавров, как родственников невесты, а также всех богов, кроме Арея, и тот разгневался (сравни с сюжетом  забытия пригласить на ритуальное пиршество индоарийского воинственного бога Рудру!). Впервые выпившие вина, кентавры набросились на женщин, но получили решительный отпор от Пирифоя, Тесея и других лапифов («хвастунов»-великанов) и были изгнаны далеко на север. Овдовев, Пирифой с другом Тесеем решили по совету Зевса похитить из Аида Персефону. Когда они спустились в царство мёртвых, Аид пригласил их сесть на трон Леты, и они к нему приросли, их удерживали своими кольцами драконы. Эринии повергли их и долго терзали. Согласно Паниасиду, они не прикованы, но их кожа приросла к скале. Герои оставались там до прихода Геракла, который смог освободить только Тесея, а Пирифой так и остался заточенным в царстве мертвых. Геракл хотел вывести и его из Аида, но земля затряслась, и Геракл его оставил. Его держит 300 цепей. В Аиде его хотел увидеть Одиссей.

Сын Пирифоя и Гипподамии Полипет (Полипиотис) уже был обычным ахейским героем Троянской войны, возглавлял флот некоторых фессалийских городов («лапифов»), и, в частности, сидел в «Троянском коне». По пророчеству провидца Калханта он поселился в Памфилии и вместе с Мопсом основал город Аспендос (ныне Серик 35 км от Антальи).

Меропой, живущей на острове Хиос, также называлась дочь царя острова Энопиона и внучка Тесея и Ариадны. К ней сватался умевший ходить по морю, как по воде великан Орион, сын Посейдона, но неудачно, – отец девушки затягивал с ответом (по одной из версий, физическим отцом Ориона был сам Энопион («Первый Ватиканский мифограф», I 32, 1-2)). Тогда Орион изнасиловал её, за что был ослеплён (Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека», I 4, 3). Позже Орион прозрел, но Посейдон укрыл Энопиона в подземном доме, построенном Гефестом. Орион неистово со своим псом преследовал Плеяд-Атлантид и их мать Плейону и за это был превращен в созвездие Ориона (а его собака – в созвездие Большого Пса) после того, как был убит стрелой Артемиды за то, что пытался изнасиловать на Делосе её жрицу – гиперборейку (!) Опиду (на Хиосе рассказывают версию о любви Ориона и Артемиды и гибели героя от укуса скорпиона, которого наслала на них Гея). Именно при попытке воскресить Ориона Асклепий (!!!) и был убит молнией Зевса Секст Эмпирик, «Против учёных», I 262). Кстати, как и Асклепий, так и внуки Ориона (прозваны Короны, одновременно близнецы, и сыновья дочерей Ориона Коронид – Метиохи и Мениппы) родились из пепла умерших матерей (Овидий, «Метаморфозы», XIII 692-699)! Видимо, это был общий миф о рождении героя мертвой матерью, характерный для племен юго-восточных островов Греции!

По другой версии, Меропой Старшей называлась жена Энопиона Гелика, дочь Аэро. Сам Энопион («Винопийца») возглавил по приказу царя Радаманта заселение Хиоса выходцами из разных народов, научил разводить виноградную лозу.

Выходцем из Хиоса и был Феопомп, рассказавший о беседе Силена с Мидасом о заокеанском континенте, прозванном «Меропия»!