Сопровождение опасного груза

Михаил Близнецов
В конце 80-х мне пришлось сопровождать автомобиль с тротилом в полевую сейсмическую партию. Путь не близкий - от Свердловска через Нижний Тагил, Ивдель и по зимнику вдоль железной дороги в сторону Приобья. Чтобы сопровождать такой груз нужно иметь разрешение на ношение оружия. Разрешение, почему-то, было только у меня, видимо, доверяли...

Утром на складе загрузили опасный груз в открытый бортовой ЗИЛ, что уже было нарушением ТБ. Но я ещё не знал, что с тротилом загрузили и коробки с детонаторами, что категорически запрещено. Я оформил документы и получил "берданку" с треснутым прикладом и два охотничьих патрона... В это время в гараже экспедиции в автомобиль загрузили ещё бочки с маслом, а сверху, видимо, для маскировки ещё закидали гусянки к тракторам и тяги к саням, что также категорически запрещено. Если нельзя, но очень нужно, то можно... На возражение был один довод - нам нужна победа, точнее, нужно выполнить план и получить премию.

Выехали, за бортом минус 20. Хорошая солнечная погода. Проехали Нижний Тагил, нас не остановили и не проверяли, а если бы проверили, особенно, военный патруль... Смеркалось, как утверждал Михаил Задорнов. И вдруг автомобиль дёрнулся и резко снизил скорость. Водитель проверил машину - всё нормально. Но скорость снизилась и при такой скорости придётся ехать всю ночь, если придётся... И вдруг в кабину пошли выхлопные газы. Периодически стали опускать стекло и проветривать кабину. Проехали Ивдель, на улице минус 30. Проветривать стали реже. Рейс становился опасным. У меня с собой была банка сгущённого молока для нейтрализации действия выхлопных газов...

Ночную дорогу по зимнику уже плохо помню. Но один эпизод запомнился. Вдруг автомобиль резко остановился. На нас наезжала большая фура. Из кабины вышли "братки" и угрожая на "х" и на "е" стали требовать освободить дорогу. Лесная дорога на зимнике узкая и разъехаться невозможно. Для этого в удобных местах сделаны съезды, а где эти удобные места, неизвестно. Мой водитель вышел из кабины и на "х" и на "е" объяснил "браткам" про тротил с детонаторами и если... Подействовало, фура стала пятиться.

Утром опасный груз был доставлен, берданка не пригодилась.

Вскоре такой опасный груз стали перевозить в сопровождении охраны с боевым оружием в милицейской патрульной машине.

Ещё эпизод с берданкой, но уже немного забавный. В те годы мы все стали "миллионерами", как и обещал Чубайс и зарплату из банка возили мешками. Но чтобы получить мешок с деньгами, нужна вооружённая охрана. А разрешение на ношение оружия опять только у меня. Мне опять выдали берданку с двумя патронами и мы с водителем на УАЗике отправились в банк. Денег в банке ещё не было. Вскоре приехал бронированный КАМАЗ, из него выскочили камуфляжные ребятки с короткоствольными автоматами и окружили КАМАЗ. Деньги были выгружены и я с берданкой пошёл "брать банк". Получил увесистый мешок, взвалил его на спину, охрана вернула мою берданку и с водителем, без перестрелок и погони, привезли зарплату работникам Баженовской геофизической экспедиции.

Начиналось строительство капитализма в России и маразм крепчал.

Вскоре я уехал в Швецию по приглашению Uppsala университета и иногда рассказывал шведским геофизикам эти истории с берданкой, но они мне не верили. А может они не понимали широту русской удали или перепутали берданку с АК-47...

А название "берданка" - иносказательное, не в обиду будет сказано знаменитой берданке. В действительности - это было обычное одноствольное охотничье ружьё, с треснутым прикладом. Из него стрелять то опасно...