В жизни всегда есть место... эпизод 1

Адольф Зиганиди 2
               

Продолжить заголовок может любой из тех, кто закончил советскую школу, но не на  этом я строю интригу. Если  молодой человек помогает перейти  улицу с оживлённым движением старушке, взяв её под руку, то, безусловно, он совершает благородный поступок. Наша современная жизнь полна таких примеров и подвигом это не называется. Но если человек спасает другого человека или даже животное, рискуя при этом собственною жизнью или здоровьем - вот тут масса нюансов. Самый простой случай - спасение на водах. О каком подвиге может идти речь, если это спасатель, которому по должности положено этим заниматься. А если условия таковы, что утопающий нарушает правила и погодные условия запрещают купания, то как в таком случае будут рассматриваться действия спасателя?
Это я говорю для сосредоточения внимания на теме подвига в повседневности, чтобы дать возможность каждому читателю покопаться в себе самом и припомнить что-нибудь этакое...
Родившийся в Ялте, я познакомился с морем, по одним меркам, поздно, поскольку началась вскоре война и выйти на берег было опасно, и плавать я научился к семи годам от роду, что по другим меркам - рано. А к тому времени, о котором я хочу
рассказать, мне было 13, так что я уже заправски нырял, плавал и прыгал с вышки. После развода родителей отец жил и работал в Симферополе, где у его второй жены была дочь от первого брака - мы оказались погодками и в дальнейшем  окружающие нас считали братом и сестрой и на момент нашего знакомства оба перешли в 5-й класс.
Я это к тому, что и в её классе, и во дворе дома, в котором жила семья отца, я стал своим человеком, и в дальнейшем, приезжая в Симферополь на каникулы, мне довелось участвовать в гуляниях на праздники, днях рождения, встречах Нового года и других мероприятиях. И это при всём том, что дома, в Ялте, у меня была своя компания и во дворе, и на улице, и в классе, и ещё один важный штрих - мы тогда были ещё в таком возрасте, в котором до поры до времени не возникали проблемы влечения к противоположному полу и выбора подруги сердца - мы ещё были детьми.

В один из летних дней 1951 года мы дворовой компанией из четырёх человек поехали
на ставок в районе конечной остановки 2-го маршрута трамвая, на западном кольце.
для ловли тритонов. Никому из нас тритоны не были нужны, но было интересно, что это за твари такие. Это было моё первое знакомство с водоёмами Симферополя. Симферопольского водохранилища тогда ещё не было - оно появилось в 1954 году.
Так вот - подошли мы к берегу небольшого озерка, появившегося благодаря подземным
ключам. Вода была не совсем прозрачная, так что ни глубины, ни состояния дна
определить было невозможно. В те времена ещё не была налажена соответствующая городская служба, да и само место находилось явно не в городской зоне.
Еще не решив вопроса, будем ли мы освежаться, я услышал детский крик и увидел метрах в десяти от берега барахтающегося мальчика лет 7 - 8, очевидно не умеющего плавать. Идя по мелководью, он провалился в омут, не ожидая такого подвоха.
В этот момент на берегу и в округе не было взрослых, только несколько небольших разрозненных групп пацанов, в одной из которых была даже девчонка. В воде находилось два или три пацана, но все на противоположном берегу.
Мы ещё тогда не проходили Горького и не знали ни про Данко, ни про старуху Изергиль, хотя и слыхали про подвиг Матросова и капитана Гастелло.
Но, конечно, не это знание сорвало меня с места - на всех центральных ялтинских пляжах были спасательные станции и в определённых местах у берега находились
кронштейны со спасательными кругами, так что для подвига всегда были условия.
Здесь же ничего подобного не было и я в чём был (трусы и майка), в том и бросился в воду, ещё не зная о состоянии дна. Жёстко коснувшись его животом, я наразмашку
поплыл к тонущему и буквально вытащил его за уши, потом охватил голову правой рукой, делая гребки левой, и на боку в течение нескольких секунд вытащил мальца на берег. Он смотрел на мир выпученными глазами, ещё не понимая, что произошло и что он вне опасности. И во дворе меня зауважали не только за умение рассказывать.

                продолжение следует