Настроение

Александр Ерошкин
    Охота на слова

В 1957 году на экраны вышел кинофильм «Карнавальная ночь» с замечательной песней о хорошем настроении. Прошло 60 лет, но не появилось за это время ни одной подобной песни, которая так легко и непринуждённо подсказывает, как формировать своё настроение. Именно формировать. Я учился тогда в третьем классе и песню, которая исполняла Людмила Гурченко, знал наизусть. Помните?

Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,
Если вам не в радость солнечный денёк, -
Пусть вам улыбнётся, как своей знакомой,
С вами вовсе не знакомый, встречный паренёк.

И улыбка, без сомненья,
Вдруг коснётся ваших глаз,
И хорошее настроение
 Не покинет больше вас.

Если вас с любимой вдруг рассорил случай, -
Часто тот, кто любит, ссорится зазря, -
Вы в глаза друг другу поглядите лучше,
Лучше всяких слов порою взгляды говорят.

Если кто-то другом был в несчастье брошен,
И поступок этот в сердце вам проник,
Вспомните, как много есть людей хороших -
Их у нас гораздо больше, вспомните о них.

Песня по сути даёт важные жизненные  рецепты, как сделать, чтобы повысить настроение. Сейчас таких песен с рекомендациями не встретишь. Если советы даются, то только как услуга, за деньги. Изменился менталитет, то есть сама  форма организации психики людей,  способ их мышления, склад ума да и умонастроения. Всё стало по-другому: и отношение к жизни, и сама жизнь. И такие советы, какие дал когда-то поэт Эдуард Асадов,  сегодня бесплатно тоже не дают.  Напомню эти строки:

Люблю людей в прекрасном настроении,
Когда в глазах смеется доброта,
А в сердце - то незримое свечение,
То синевы простор и высота.
И, может, чтобы сложностей не знать,
Не плохо б нам принять одно решение:
Не отравлять друг другу настроение,
А повышать и только ПОВЫШАТЬ!..

А вот собиратель великорусского языка Владимир Даль жил тоже в другую эпоху, ещё не знавшую всеобщего развития, всеобщего единения и всеобщей дружбы населяющих страну народов,  и тоже не нашёл ярких примеров для слова НАСТРОЕНИЕ, только НАСТРОЙ и НАСТРАИВАТЬ. Похоже, слово настроение стало характерным для общества, которое было на подъёме, которое не было испорчено денежными и частнособственническими отношениями. Из той же эпохи и песенка мультяшного крошки Енота: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе  не раз ещё вернётся».

Из Википедии узнаём:
«Настрое;ние - достаточно продолжительный  эмоциональный  процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.
Может означать также:
- эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект или явление (например, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).
- систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы как политического ресурса, человека как рабочей единицы и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой».

После таких наукообразных определений понимаешь, что наука высушит и мумифицирует любую живую мысль. Как гигантская промышленность планеты Земля в усиленных темпах работает на производство, создание мусора, отходов во всё возрастающих объёмах, так лингвистика с помощью сухих формул и дефиниций уничтожает живое слово в языках.

Настроение, настрой, настройка – это то, что можно настроить, изменить, как напряжение в электрической сети, как громкость звука, как освещённость в комнате.   

Русский  язык имеет  удивительную способность к самонастройке. Вот простое слово НАДЕЖДА – надеяться на деяния, на дела, на то, что ты делаешь. Не на тётю, не на дядю, не на деньги богатых предков. А на свои собственные деяния. Но все ли об этом знают? Все ли чувствуют эти корни? Есть уточнение в русской пословице:    «На Бога надейся, да сам не плошай». Немецкий аналог – hilft dir selbst, dann hilft dir Gott  - буквально означает: помогай себе сам, тогда поможет тебе Бог.

Подобных слов много в русском языке. И учителю в школе нужно научить детей чувствовать слова и связи между ними. У меня небольшой опыт работы в школе – одиннадцать лет – и мне не встречалось, чтобы  в начальной и средней школе дети в большинстве своём не любили родного языка, боялись идти на уроки русского языка. А сейчас в обществе что-то сломалось, до меня доходят утверждения, что дети целыми классами стали бояться уроков русского языка, видимо, методика языка такова, что тормозит развитие детей.

Когда я начинал учиться в школе,  проблем с русским языком у меня не было. Разве что иногда вступал в спор с учительницей, например, по слову НЕЛЬЗЯ, которое с НЕ пишется слитно, поскольку, по правилу,  слова ЛЬЗЯ нет. А я доказывал, что есть такое слово, есть пословица: где льзя, там можно.

Сложнее было с математикой, особенно с задачами. Но должен сказать, что за все годы учёбы не списал у одноклассников ни одного решения, всегда делал сам. Не всегда правильно, но сам.

Решать задачи меня научила моя малограмотная мать. В школу она пошла поздно, в девять лет,  и училась только в первом классе и немного во втором. Училась легко, защищала девчонок от мальчишек. Один мальчишка был старше её и решил проучить её после уроков. Она ударила его портфелем по голове, а в нём  была грифельная доска, мальчишка упал с рассечённой головой. Отца вызвали в школу, отец, естественно, повоспитывал её вожжами во дворе, а вскоре взял её на заготовки дров для казны на всю зиму. В годы НЭПа вместе с отцом она работала почтальоном, закончила ликбез и пошла  на завод формовщицей. Годы работы на заводе она всегда считала лучшим периодом в своей жизни.

И вот с таким уровнем подготовки она научила меня решать задачи. Она советовала внимательно прочитать условия задачи сперва про себя, потом вслух. Ей всегда было что-то непонятно, и она заставляла прочесть ещё раз. Потом пересказать своими словами. Я с трудом пересказывал. «Так ты ещё не разобрался?» И мне приходилось снова читать. И тут выяснялось, что я уже знаю, что делать дальше. Когда у меня спрашивали, кто мне помог решить задачу, я говорил одно слово: «Мама».

Недавно на проза.ру у комиссара Катара (писателя Геннадия Пантелеева) обнаружил алгоритм решения многих математических задач. Можно, конечно, математических задач не решать, есть компьютеры, счётные машины, много всякой электроники, но пора понять другое: чтобы цыплёнок стал петухом или курицей, его нужно кормить, корм позволяет теленку вырасти в быка или корову. Но чтобы ребёнок смог стать человеком, он должен не только есть и пить, но и научиться думать, различать одно от другого, понимать, что такое добро и что такое зло. На планете Земля только человек имеет право выбора.  Только человеку предстоит освоить  законы физического мира, участвовать в решении множественных задач.


Комиссар Катар предложил ключ к будущему успеху:

Памятка для начальной школы.

«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Запиши условие кратко или выполни чертёж.
4. Подумай,  можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему.
Что надо узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и запиши ответ задачи.

Анализ задачи.
1. Известно, что … (расскажи условие задачи)
2. Надо узнать… (повтори вопрос)
3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …
4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…
5. Поэтому в первом действии мы узнаем …
6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи.
Для этого … ( какое действие выполняем)
7. Ответ ...

Комиссар Катар обращает внимание, что и при решении задачи, и при проверке её решения нужно выполнить семь (!) действий, а  любой ответ - это начало для нового вопроса. Так  устроена Вселенная, где всё взаимосвязано, одно вытекает из другого.  И очень часто высокое настроение людей зависит не от внешних факторов, не от  материальных знаков внимания к ним, а от полноты и величия мыслей, какими  наполнено их сознание.

 В марте 2010 года мир узнал, что питерский математик Григорий Перельман отказался от престижной премии в миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре, не приехал на математическую конференцию в Париж, где  предполагалось вручение ему «Премии тысячелетия», а 1 июля 2010 года публично заявил о своём отказе от премии, мотивировав это следующим образом: «Я отказался. Вы знаете, у меня было очень много причин и в ту, и в другую сторону. Поэтому я так долго решал. Если говорить совсем коротко, то главная причина — это несогласие с организованным математическим сообществом. Мне не нравятся их решения, я считаю их несправедливыми».

В сентябре 2011 года математик отказался стать членом Российской академии наук. Ведёт он замкнутый образ жизни, игнорирует прессу. Его часто осуждают за аскетический образ жизни и отказ от больших денег. В одном из интервью Перельман  высказал гениальную мысль:   

"Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите - зачем же мне бежать за миллионом?"

Естественно, что мысли дают человеку возможность повышать своё настроение, а вместе с ним - свой жизненный статус и свою самооценку, чтобы думать о высоком, делиться своими мыслями с другими. На волне высокого душевного подъёма появляются поэтические, музыкальные, живописные, скульптурные  и прочие шедевры, творения великих мастеров своего дела.  Вот два примера.

Николай Заболотский

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

САМУИЛ МАРШАК

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.