Туманность Андромеды

Всеволод Шипунский
Блестящий роман Ивана Ефремова с этим названием, когда он вышел впервые, поражал неискушённого советского читателя наповал. Сочными широкими мазками художник рисовал звёздное будущее человеческой цивилизации.

Перед нами разворачиваются приключения 37-й звёздной экспедиции в то время, когда Земля уже вошла в сообщество Великого Кольца галактических цивилизаций! И автор пишет об этом ещё до запуска первого спутника Земли, то есть, ещё до начала космической эры!

Роман вышел в 1957, и ничего подобного до того в нашей фантастике не было***.
Был в Америке, конечно, Хайнлайн, роман которого «Пасынки Вселенной» вышел ещё в 1941 году. Но кто у нас знал о нём тогда, в шестидесятых? Да и можно ли их сравнить, эти романы?.. Роман Хайнлайна, по мне, гораздо примитивнее.

Но вот, перечитывая «Туманность» уже сегодня, обратил внимание на малозаметную, но существенную неправильность авторских представлений о механике космических полётов, о которых Ефремов в романе с удовольствием рассуждает...

*     *     *
 
Итак, звездолёт первого класса «Тантра» описывает уже пятый круг в системе условной планеты, ожидая другой звездолёт, «Альграб», который должен доставить ему анамезонное горючее.
В центре управления кораблём начальник 37-й звёздной экспедиции Эрг Ноор и его молодая помощница Низа Крит.

 «Девушка что-то сосредоточенно соображала и наконец, решилась спросить:

- Может быть, уменьшить радиус круга? Вдруг у них авария передатчика?

- Нельзя! Уменьшить радиус, не сбавляя скорости – мгновенное разрушение корабля. Убавить скорость… и потом без анамезона… полтора парсека до Земли со скоростью лунных ракет? Через сто тысяч лет приблизимся к Солнечной системе…»*

Уменьшение радиуса орбиты сопровождается увеличением орбитальной скорости, это понятно. Но командор считает, что её тут же нужно уменьшить, эту орбитальную скорость, иначе – разрушение корабля.

Во-первых, уменьшить её не получится, ибо каждой стационарной орбите соответствует определённая орбитальная скорость. Если скорость уменьшить, то и орбита изменится!
Во-вторых, не понятно, почему должно произойти разрушение, если скорость увеличилась?
 
Уменьшение же радиуса орбиты корабля привело бы к автоматическому увеличению его скорости, без включения двигателей(!), а только за счёт перераспределения его потенциальной и кинетической энергии.

Эрг Ноор тут сильно дал маху, что для такого космического волка немного странно:-)

*     *     *
 
«Низа Крит вдруг почувствовала отвратительное, дурнотное состояние, которое означало, что звездолёт отклонился от курса на ничтожную долю градуса, допустимую только на уменьшенной скорости, иначе его хрупкого живого груза не осталось бы в живых. Едва рассеялся серый туман в глазах девушки, как дурнота наступила снова – корабль вернулся на курс»

Чтобы чуть-чуть отклониться от курса, нужно включить боковую тягу, и в результате должны возникнуть перегрузки. Но о перегрузках (вдавливании в кресло) не говорится ни слова, только какая-то «дурнота», как от невесомости…

И автор настойчиво утверждает, что для отклонения нужно непременно уменьшить скорость, иначе «живой груз не останется в живых»!
 
Думаю, что боковые перегрузки, действующие на корабль, зависят только от силы боковой тяги двигателей, но не от линейной скорости, и непременное уменьшение скорости (торможение) при отклонении от курса совсем не обязательно. Это простой принцип независимости движения по разным направлениям.

 Всё-таки был он гуманитарий, Иван Ефремов, мог и ошибаться… хоть и был человеком энциклопедических знаний. А проконсультироваться с теоретиками не смог… Хотя первый спутник они уже готовили к запуску.

Кстати, а зависят ли перегрузки, возникающие при включении боковой тяги, от линейной скорости, на чём так настаивает Ефремов?
 
Вот начальник 37-й звёздной Эрг Ноор объясняет молодой девушке, астронавигатору:
 
"- В старину летали безмоторным полётом, используя гравитационные поля в качестве ускорителей, по их краям…

- Можем ли мы применить этот способ? – спросила Низа.

- Нет, для этого наши звездолёты слишком быстры. Скорость в пять шестых абсолютной единицы, или двести пятьдесят тысяч километров в секунду, увеличила бы в земном поле тяготения наш вес в двенадцать тысяч раз – следовательно, превратила бы всю экспедицию в пыль. Мы можем лететь так только в пространстве космоса, вдали от больших скоплений материи. Как только звездолёт начинает входить в гравитационное поле, так приходится снижать скорость тем сильнее, чем сильнее поле.

- Следовательно, тут противоречие, - Низа по-детски подпёрла рукой голову, - чем сильнее поле тяготения, тем медленнее надо лететь!

- Это верно лишь для громадных субсветовых скоростей, когда звездолёт сам становится подобен световому лучу, и может двигаться только по прямой или по так называемой кривой равных напряжений".

*    *    *
Во-первых, гравитацию нельзя использовать для разгона, даже «по краям»: гравитационное поле потенциально, и переход потенциальной его энергии в кинетическую энергию корабля может быть только временным (при приближении к гравитирующему объекту). При удалении от объекта приобретённая энергия будет потеряна.
Такое использование гравитации возможно при перелёте с одной планеты на другую, с Земли, допустим, на Марс. В межзвёздных перелётах не получится…

Во-вторых получается, что если корабль влетает в зону действия силы тяготения, внутри корабля увеличивается сила тяжести? Пусть не в 12 тысяч раз, а только в несколько, но увеличивается?

Нет, внутри корабля, если он не включает двигателей, по-прежнему царит невесомость, даже и в поле гравитации.
 
Другое дело, что в сильных полях с большими градиентами, и при больших скоростях могут возникнуть приливные силы, которые способны разорвать корабль, как это иногда происходит с кометами и астероидами в поле планет.

*     *     *
Продолжением "Туманности Андромеды" был роман "Час Быка", который являлся уже антиутопией, живописующей ужасы планеты Торманс, которой правит Совет Четырёх, то есть, вожди с абсолютной властью, а не общественная система управления.

Одну явную ошибку "космических масштабов" нашёл я и в романе "Час Быка".

Планета Торманс, как сказано у Ефремова, вращается по своей орбите "лёжа", то есть ось её вращения лежит в плоскости эклиптики.
 
- Климат здесь вообще мягок и равномерен. Экватор Торманса стоит вертикально по сравнению с земным, то есть перпендикулярно к плоскости орбиты, а ось вращения однозначна с линией орбиты... - говорит планетолог Тор Лик (гл. 3 романа).

"Ось однозначна с линией орбиты" - означает, надо думать, что ось вращения направлена по касательной к траектории орбиты, а не совпадает с её радиусом. И Солнце Торманса висит над её экватором в зените.
При этом автором мыслится, что такое положение оси вращения сохраняется постоянно.
 
Но этого не может быть, ибо должен сохраняться вращательный момент планеты - сохраняться как по величине, так и по направлению! Гироскопический эффект никто не отменял даже на Тормансе!

Таким образом, ось вращения будет направлена по касательной к траектории только в двух противоположных точках орбиты, или всего два раза в году...

Ось вращения "лежачей" планеты будет плавно поворачиваться по отношению к траектории орбиты, меняя свой угол относительно неё.
 
*     *     *
 
И великие энциклопедисты иногда ошибались...
 
А роман Ефремова остаётся великой коммунистической утопией. В которой он тоже, вполне возможно, ошибся…
Но этот образ звёздного будущего Человечества хорошо бы поддерживать в сознании людей, чтобы они представляли, к чему вообще следует стремиться и ради чего жить.**

============================================
* «Туманность Андромеды» недавно вышла в серии «Лучшая классика с комментариями для школьников». Почти на каждой странице там даются объяснения научных понятий, встречающихся в тексте, типа «парсек», «анамезон»,  и прочих возможных неясностей. Однако ошибочные представления о движении в гравитационных полях не комментируются никак. Пусть сами школьники разбираются:-)

** Существуют, как оказалось, и ярые ненавистники этого романа, не оставляющие от него камня на камне: https://otzovik.com/review_4727582.html
Моральное изничтожение нарисованной Ефремовым цивилизации будущего, которая ориентирована на познание Вселенной, производится с християнских позиций...
Не просто так, знать, в романе,  на Тёмной планете чудовищный Чёрный крест поражал людей потусторонним электричеством:-)

*** Был ещё роман Станислава Лема "Магелланово облако", вышедший в Польше в 1954 году. Но он страдает недостатками, за которые его не любил сам Лем - запретил его издание на иностранных языках, в частности, на японском.