Бельцы. Лепестки роз

Григорий Аванесов
Долго хожу по большому рынку думаю, что купить. Лето, жарко и душно. Прошел мимо всех прилавков. Дошел до самых последних рядов. Орешки все скупили торговцы еще рано утром, для обмена на шмотки в Турции.

Смотрю среди куч лепестков роз (пищевая роза) на прилавке сидит совсем маленькая полусонная девочка. Одета очень бедно в вещи с чужого плеча. Видно потрепанные обноски от старших братьев. Очевидно ребенка разбудили еще до рассвета и заставили собирать лепестки. Вид у нее был очень жалкий.

Мне стало больно смотреть на ребенка. Как-то сразу нахлынуло чувство вины. Чем-то хотелось помочь. Я решил для своей мамы купить все кучи лепестков, которые продавались. Лепестками были завалены несколько прилавков.

Я подошел ребенку и по-русски спокойно спросил девочку о товаре. Она подняла на меня черные грустные глаза и молчала. Тогда я по-итальянски (молдавский имеет общие корни с итальянским) спросил ее.

Она была удивлена потоком незнакомых слов, но опять молчит. Тогда я широким жестом  показал, что возьму весь ее товар и дал ей 500 лей (одной бумажкой) почти все, что я заработал в Молдавии.

Неожиданно девочка ловко схватила денежку (почти вырвала из моей руки) и очень быстро спрыгнула за прилавок. И я услышал быстрый топот ее маленьких ножек. Так как девочка была мелкая я даже не видел в какую сторону она побежала.

Я оторопел. Стоял как вкопанный несколько минут. Даже не пытался ее догнать. Настроение резко упало. Своими руками деньги отдал Крошке.

Попрощавшись с деньгами я стал собирать лепестки и упаковывать их в пакеты. Делал я это не спеша, не торопясь. Думая какой я глупый и не практичный. Прошло довольно много времени. Я уже все упаковал все кучи в пакеты.

Еще раз невесело попрощался с деньгами. Медленно двинулся к выходу обвешанный пухлыми пакетами. Вижу навстречу мне идет толстый молдаванин с деньгами в руках. Подошел ко мне вежливо поздоровался, я ответил. Вдруг за ним я увидел малышку. Она мне улыбалась выглядывая из-за отца.

Оказывается получив деньги она побежала к отцу. Отец сходил в банк, чтобы разменять большую купюру. Поэтому их так долго не было. Я тоже стал криво улыбаться.

Дяденька (на самом деле он был намного моложе меня) дал мне сдачу и мое настроение сразу поднялось. Для меня это были не очень большие деньги, а для молдаванина значительная сумма.

Дяденька был очень рад, что я не торгуясь купил все лепестки роз. Ведь крестьяне хранить лепестки не умеют, а уже была вторая половина дня и лепестки стали заметно увядать (поэтому можно было бы торговаться). Еще немного времени и их пришлось бы выбросить.

Продавец порекомендовал мне как можно скорее сварить лепестки. Согласно его указаниям я купил много сахара и две пластмассовых канистры. Пришел на квартиру где жил. Взял таз и стал (первый раз в жизни) варить. После варки разлил варенье в канистры. Лепестки полностью стали невидимые в розовом сиропе.

На этом мои приключения с лепестками не закончились. Еду я в поезде идущим в Питер. На границе Молдавии и Украины входит украинский таможенник. Хищный взгляд его сразу остановился на моих канистрах.

Таможенник стал говорить мне, что я везу слишком много вина. Я стал отрицать. Он попросил открыть крышку канистры. Я быстро открыл. Он понюхал и спросил, что я везу. Таможенник очень удивился, что везу варенье и ушел с пустыми руками.

Все варенье отдал маме. Я даже не попробовал.

ПРИМЕЧАНИЕ: Лепестки можно использовать в сиропах, джемах или как добавку к мороженому. С древнейших времен лекари использовали вытяжки и отвары на розовых лепестках для лечения нервных заболеваний, кровоточивости десен, расстройств пищеварения, язвы желудка, лор-болезней, для повышения иммунитета.

СПРАВКА: Варенье из розовых лепестков — вид десерта, получаемый варкой лепестков розовых роз с сахаром. Во избежание засахаривания и сохранения натурального цвета лепестков добавляют лимонную кислоту или свежий лимонный сок.

Варенье очень распространено в восточных странах, часто встречается во Франции, Италии, Португалии. В Турции это варенье называется «гюльбешекер».

                ИНГРЕДИЕНТЫ ВАРЕНЬЯ
На 1 кг лепестков пищевой розы: 6 кг сахара, 1 или 2 литра воды, 8 гр лимонной кислоты или один лимон.
Кроме варенья можно варить сироп.
Варенье готовится несколько дней, утром и вечером доводят до кипения и выключают.


Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз» Веры Мартиросян от 01.12.2018

Замечательный жизненный рассказ! Всего Вам доброго и творчества! С уважением, Вера.

Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз» Леда Шаталова от 19.09.2019

Григорий! какой прекрасный и интересный рассказ вы написали! Спасибо! С теплом Леда

Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз» Эльвира Константиновна Сазонова   26.09.2019

Очень душевный рассказ! Спасибо вам!

Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз» Ратон Манитовский от 01.01.2020

Хороший рассказ. Интрига есть.

Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз» Миллена Роуз от 23.01.2020

Читая Ваш милый рассказ, мне немедленно захотелось розового варенья и поездки в Молдову, где я ни разу не была. Спасибо!)

Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз» Артемидия от 05.02.2020

Для меня было интересно прочитать о варенье из лепестков пищевых роз.
Написали очень хорошо!

Рецензия на «Бельцы. Лепестки роз»

Как-то раз нас угостили вареньем из роз, из лепестков розы.
Мне показалось, что я ем духи, и мне не понравились эти пахучие лепестки, сваренные в сахаре.

Но ваш рассказ удивительным образом передал совсем другое ,как будто тайной , проникнут ароматом этого самого розового варенья

Наталья Гончарова 5   30.03.2023  •