Лузитанские преемники храмовников

Вольфганг Акунов
+nnDnn+

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вторым по времени учреждения, после Ордена Монтезы (Монтесы), иберийским рыцарским Орденом, происшедшим от "Ордена бедных рыцарей (соратников) Христа и Храма" (по-русски - храмовников, по-латыни - темплариев, по-французски - тамплиеров, по-английски - темпларов, по-немецки - темплеров), стал лузитанский (португальский) рыцарский Орден Христа. В лице "бедных соратников Христа и Храма Соломонова" (лат.: pauperes commilitones Christi templique Salomonis) в распоряжении короля Португалии дома Диниша (Дионисия) I Щедрого, прозванного "труждающимся королем" или "королем-тружеником" (основателя Лиссабонского университета и португальского морского флота), имелось надежное, дисциплинированное и подвижное конное войско, неизменно оказывавшее этому энергичному монарху-просветителю действенную поддержку в борьбе с мусульманами ("маврами"). И потому не в интересах португальской короны было лишаться этого войска ради политических выгод французского короля и папской курии, инициировавших разгром штаб-квартиры Ордена Храма в пределах своих владений. Получив от папы римского приказ арестовать всех тамплиеров в зоне своего влияния, король Португалии Диниш выполнил его чисто формально, разместив храмовников (а в действительности - дав храмовникам убежище) в своей крепости Морим, где и поселил их на положении даже не почетных пленников, а, скорее, дорогих гостей. Наряду со своими далеко идущими планами использования бывших храмовников в борьбе с маврами, король Диниш также имел твердое намерение использовать "своих" рыцарей-храмовников против португальского филиала другого военно-монашеского братства - Ордена иоаннитов-госпитальеров, весьма усилившихся в его королевстве после разгрома головных структур ордена Христа и Храма Соломонова.

На протяжении нескольких лет португальские рыцари Храма пользовались гостеприимством короля Диниша в солнечной провинции Алгарви, пока ситуация вокруг Ордена Христа и Храма Соломонова постепенно не разрядилась.

Ни один волос не упал с головы формально "арестованных" в Португалии королевскими властями рыцарей Храма. Все время их "заключения в крепости" храмовнические владения находились под образцовым управлением чиновников короля Португалии - ни о какой конфискации не было и речи. Наконец, на процессе в городе Сантареме (Сантарене) все португальские храмовники были признаны невиновными.

Однако, позиция папы римского Климента V - француза по происхождению, бывшего архиепископа города Бордо и подданного короля Франции Филиппа IV Красивого, в полной мере разделившего с "королем-фальшивомонетчиком" (прозванного так "благодарными" подданными за систематически проводившуюся им, вечно нуждавшимся в деньгах, порчу монеты) ответственность за разгром Ордена Храма - в отношении исхода Сантаремского процесса создавала португальской короне определенные трудности, вследствие чего возникла необходимость, как и в Арагоне и в Кастилии, покончить с названием "рыцари Храма", ставшим, в свете событий последних лет, достаточно одиозным. Поэтому в 1317 г. португальские храмовники, сохранив только первую часть своего прежнего полного названия ("бедные рыцари Христа и Храма Соломонова"), стали "рыцарями Ордена Христа", или "Христовым Рыцарством" (Militia Christi), сохранив, "без аннексий и контрибуций", все тамплиерские владения и все имущество, имевшееся у "крамольного" Ордена Храма в Португальском королевстве.

Новый папа римский Иоанн XXII, сменивший папу-француза Климента V (чья таинственная смерть, вслед за смертью короля Филиппа Красивого, предсказанная сгоравшим на костре французской инквизиции последним Великим магистром храмовников Жаком де Молэ, призвавшим из пламени костра на Божий суд преступных короля и папу, заставила тогдашнюю "общественность" еще раз усомниться в справедливости возведенных на храмовников обвинений) на римском "апостольском престоле", всецело одобрил мудрую политику короля Диниша I Португальского и в 1319 г. утвердил Орден Христа в его новой форме - впрочем, выговорив себе право на частичное управление им и на посвящение достойных кандидатов в рыцари.

В 1321 г. новый Орден Христа, именовавшийся также "Томарским Орденом" (порт.: Ordem de Tomar) по названию резиденции Великого магистра "Христова воинства" - старинного замка храмовников Томар,  насчитывал в своих рядах 69 "братьев-рыцарей", 9 "братьев-священников" ("братьев-капелланов") и 6 "братьев-сервиентов" ("братьев-сержантов").

Мудрое решение короля Диниша I взять прославленный Орден под защиту очень скоро принесло португальской короне огромную пользу. Не говоря уже о решающей роли членов этого Ордена, составлявших наиболее боеспособную и дисциплинированную часть португальского войска, в деле очищения Португалии от мавров, именно на деньги "рыцарей Христа" финансировались совершенные португальскими мореплавателями великие географические открытия. Именно знамя "рыцарей Христовых" победно развевалось на всех морях Старого и Нового Света. Эмблемой Ордена Христа остался "мученический" красный храмовнический крест, но не характерной для него изначально простой, а "развитой" формы (с угловато расширяющимися концами) на белом поле. Однако в знак того, что португальские храмовники полностью "очистились" от возведенных на них французской инквизицией обвинений в ереси, на сердцевину красного "храмовнического" креста "Христовых рыцарей" был наложен узкий прямой белый крест (поэтому эмблема Ордена Христа иногда описывалась как "двойной красно-серебряный крест"). Так что изображения прародителей португальских рыцарей Христа - храмовников - с белым крестиком в серединке красного орденского креста на одежде, да еще в период пребывания рыцарей Храма в Святой Земле, являются очевидным анахронизмом.

С другой стороны, португальские (как, впрочем, и испанские) рыцари Христа (последние в период династической унии между Португалией и Испанией, когда Орден Христа стал общим для обоих иберийских королевств) - например, знаменитый принц Генрих (Энрике, или, точнее: Инрики) Мореплаватель (Навигатор, или, точнее: Навигадор), также являвшийся членом и даже исполняющим обязанности (администратором) должности Великого магистра (Гран Мештри) обновленного Ордена (поэтому его корабли ходили под флагом Ордена Христа) - нередко носили на своих одеяниях простой красный храмовнический лапчатый или уширенный крест (безо всякого белого креста в середине).

Страсть Генриха Мореплавателя к морским исследованиям объясняется целым рядом причин, главными из которых были следующие.

Во-первых, если мавры в Африке были действительно столь могущественны и многочисленны, как о них говорили в Европе, принцу, "как любому разумному человеку, обладающему естественной предусмотрительностью" (по выражению португальского историка Азурары), следовало бы выяснить силу врага и пределы его могущества.

Во-вторых, за 31 год войны с маврами принц Генрих "не нашел ни одного христианского короля или принца за пределами своих земель, который во имя любви к Господу нашему Иисусу Христу согласился бы помочь ему в этой войне. Поэтому он пытался выяснить, не найдется ли в Африке или Индии христианских принцев, в которых любовь к Христу сильна настолько, что они согласились бы помочь ему в борьбе против врагов христианской веры (в частности, принц Генрих пытался получить информацию о легендарном христианском "царстве пресвитера Иоанна в Индиях" - и со временем португальские мореплаватели действительно установили контакт с изнемогавшей в борьбе с мусульманами христианской Эфиопией, или, как тогда говорили, Абиссинией, едва не ставшей в результате колонией Португалии).

В годы правления Инрики Навигадора (в котором стремление к открытию новых земель сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ) Орден Христа, рыцари которого активно участвовали в борьбе Португалии с мусульманскими владыками Марокко, занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа под знаком красного креста храмовников колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азоры, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.

Принц Генрих Мореплаватель не стеснялся использовать доходы возглавляемого им Ордена Христа для финансирования своих морских экспедиций, а имя Ордена - для того, чтобы добиться от папы римского Евгения IV официального признания права Португалии на земли, открытые именем Христа. Когда его исследовательские предприятия начали приносить прибыль, Генрих милостиво даровал Ордену Христа множество привилегий в новооткрытых землях, включая право на получение церковной десятины с острова Сан-Мигел в Азорском архипелаге и половину доходов от продажи сахара с этого острова, десятую часть от всех гвинейских товаров, церковные налоги с острова Мадейры и др. Сотрудничество между португальским королевством и Орденом Христа (объединенными в лице одного и того же принца Генриха) оказалось плодотворным и взаимовыгодным.

Красный восьмиугольный крест храмовников с "иерихонскими трубами" на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Алмейды и Аффонсу ди Албукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "храмовническим" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.

Таким образом, давняя заветная мечта рыцарей Ордена Христа и Храма была осуществлена наследниками их могущества и духа - рыцарями Ордена Христа.

Попробуем поставить себя хотя бы на минуту на место этих отважных людей. Тайну за тайной открывало "Море Мрака" (как европейцы еще со времен Античности именовали Атлантический океан) перед командами каравелл, несших красный крест "Христовых рыцарей" все дальше на юг. Где-то далеко впереди, за каким-нибудь мысом, который они были полны решимости обогнуть в один прекрасный день, лежали сказочно богатые неведомые земли - и оттуда, из глубокого мусульманского тыла, наследники тамплиеров были полны решимости нанести смертельный удар Исламу.

Поэтому не правы те, кто низводит плавания португальцев на Юг и Восток до уровня простой погони за прибылью, продиктованной только жаждой наживы. В действительности ими владело не только стремление к обогащению. Для них это был последний Крестовый поход в защиту не только христианской Португалии, но и всей христианской Европы от мусульманской угрозы. Угрозы, все еще остававшейся весьма серьезной, ибо не раз уже (с VII по XVII век) магометанским полчищам удавалось поставить Христианскую цивилизацию на грань уничтожения. Очередное нарастание мусульманской угрозы обозначилось после захвата "Второго Рима" - Константинополя турками-османами в 1453 г. А ведь до тех пор воинственный ислам черпал все новые силы, все новые резервы (казавшиеся порой неисчерпаемыми!) из неизвестных и недоступных христианскому миру, необъятных просторов далекой Азии, из глубин таинственной Африки. Но рыцари Христа, наследники храмовников, воинство маленькой Португалии, первыми зашли во фланг Исламу и поразили захваченных врасплох магометан в их дальневосточных твердынях!

Впоследствии Орден Христа разделился на две ветви - португальскую и чисто папскую. Португальская ветвь постепенно утратила характер духовного (монашеского) Ордена и стала династическим орденом португальской короны. Дело в том, что Орден Христа, сыгравший в свое время столь заметную роль в военных успехах португальских королей в борьбе с пиренейскими "маврами" и заморскими мусульманами, со временем настолько усилился, что королевская власть была вынуждена принять меры к ограничению его самостоятельности и к началу XVI века добилась подчинения Ордена непосредственно королю. После этого папа римский Александр VI Борджа освободил рыцарей Христа от монашеских обетов нестяжания (бедности) и целомудрия (безбрачия), чем и подготовил окончательную секуляризацию Ордена Христа (то есть превращение последнего в чисто светское учреждение), состоявшуюся в 1789 г., и конфискацию его владений в пользу португальской монархии, последовавшую в 1834 г.

В период подчинения Португалии испанской короне (1581-1610) правила приёма в Орден Христа (которому оказывал особое покровительство король Испании Филипп II Габсбург) были значительно упрощены. В него мог вступить любой дворянин (по-испански: идальго, по-португальски: фидалгу), отбывший в течение 2 лет военную службу в Африке или прослуживший 3 года на флоте.
   
Превратившись в династический Орден португальской короны, он получил название "Королевский Орден рыцарей Господа нашего Иисуса Христа" (порт.: Real Ordem dos Cavaleiros des Nossо Senhor Jesus Christo, Реал Ордем душ Кавалейруш диш Носсу Сеньор Жесуш Кришту).

В период существования Бразильской империи (императорами которой являлись отпрыски португальской королевской династии Браганса), с 1822 по 1890 г. существовал отдельный самостоятельный бразильский Орден Христа, независимый от португальского.

После падения монархии в Португалии все королевские Ордены (и ордена) были упразднены. Однако в 1917 г. по указу президента Португалии Орден Христа был восстановлен (правда, в качестве чисто светской, гражданской награды).

Здесь конец и Господу нашему слава! Босеан!